Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:13, курс лекций
1. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
2. Рыночный механизм ценообразования.
3. Прямая эластичность спроса по цене и ее показатели. Влияние эластичности спроса по цене на выбор ценовой политики.
4. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.
5. Порядковый способ измерения полезности.
6. Равновесие в динамике.
Спрос индивидуального покупателя
P |
Qd |
приобретенная полезность |
потери полезности |
5 |
1 |
5 |
5 |
4 |
2 |
5 + 4 |
4 + 4 (2 шт. по одной и той же цене) |
3 |
3 |
5 + 4 + 3 |
3 + 3 + 3 |
2 |
4 |
5 + 4 + 3 + 2 |
2 + 2 + 2 + 2 |
1 |
5 |
5 + 4 + 3 + 2 + 1 |
1 + 1 + 1 + 1 + 1 |
Оптимум потребителя:
PA = 1 д.е./шт.
PВ = 2 д.е./шт.
Д (доход) = 10 д.е.
N |
Возможный выбор |
MU |
Решение |
Остаток дохода |
1 |
перв. А или перв. В |
10 12 |
перв. В |
8 = 10 − 2 |
2 |
перв. А или втор. В |
10 10 |
перв. А + втор. В |
5 = 8 − 3 |
3 |
втор. А или тр. В |
8 9 |
тр. В |
3 = 5 − 2 |
4 |
втор. А или четв. В |
8 8 |
втор. А + четв. В |
0 = 3 − 3 |
TU = |
57 |
Оптимальное соотношение: 2А + 4В = Д
Условие потребительского оптимума при количественном способе измерения полезности:
Правило максимальной полезности:
максимальное удовлетворение потребностей
наступает при таком
Комбинация товаров А и В с учетом максимальной полезности
Ед. продукта |
Прод. А, PA = 1 д.е./шт. |
Прод. В, PВ = 2 д.е./шт. | ||
MUA |
MUB |
|||
1-ая |
10 |
10 |
24 |
12 |
2-ая |
8 |
8 |
20 |
10 |
3-яя |
7 |
7 |
18 |
9 |
4-ая |
6 |
6 |
16 |
8 |
5-ая |
5 |
5 |
12 |
6 |
6-ая |
4 |
4 |
6 |
3 |
7-ая |
3 |
3 |
4 |
2 |
I: |
1 + 4 < Д |
TU = 54 |
При Д=10: I |
II: |
2*1 + 4*2 = Д −> opt |
TU = 96 | |
III: |
4*1 + 5*2 = 14 > Д |
TU = 121 | |
IV: |
7*1 + 6*2 = 19 > Д |
TU = 143 |
Тема 5. Порядковый способ измерения полезности
Кривые безразличия
Кривая безразличия представляет собой совокупность (геометрическое место) точек, каждая из которых показывает, какое сочетание товаров А и В обеспечит покупателю одну и ту же полезность.
Задача потребительского выбора заключается в том, чтобы максимизировать функцию полезности при ограничениях (доход и цены).
Кривая безразличия − линия равной полезности наборов товаров. Карта кривых безразличия представляет собой совокупность кривых безразличия и дает представление о системе предпочтений потребителя.
Кривая безразличия
{«−”, т.к. отказывается}
Предельная норма замещения:
; − угол наклона
Точка, в которой угол наклона бюджетной линии и касательной (нормы замещения) совпадает, − потребительский оптимум.
Задача
Дано: Pлим = 12 у.е./бут. М − ? Ppepsi − ? Уравнение БЛ − ? |
Решение:
у.е./быт. (pepsi) у.е.
|
Сдвиги бюджетных линий
М − бюджет
PX − цена товара X
PY − цена товара Y
1→2: |
PX↓ |
1→3: |
PX↑ |
1→4: |
PY↑ |
1→5: |
PY↓ |
1→6: |
или M↑ (паралл. сдвиг) |
или PX и PY↓ (необязательно паралл.) |
Эффект дохода и эффект замещения
Эффект замещения − изменение объема спроса, вызванное исключительным изменением цены товара при неизменном реальном доходе (то есть сохранение уровня полезности потребляемого набора благ). Эффект замещения − это изменение потребления товара Х в связи с уменьшением цены на него при сохранении степени удовлетворения (реального дохода).
Эффект дохода − изменение спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительно цен товара. Эффект дохода − это изменение потребления товара Х, вызванное ростом покупательной способности потребителя.
xx′ − эффект замены
x′x1 − эффект дохода
x0x1 − общий эффект
Эффект замещения означает, что мы находимся на одной и той же кривой. Эффект дохода предполагает переход на другую кривую потребительских возможностей.
Эффект замещения и эффект дохода для нормальных товаров складываются. Если же товары не относятся к категории нормальных, а к категории так называемых товаров низкого качества, то эффект замены и эффект дохода имеют противоположные направления действия. Тогда из эффекта замены вычитается эффект дохода. Для неполноценных благ (те товары, на которые при уменьшении цены спрос падет) эффекты замены и дохода также направлены в разные стороны, но эффект дохода больше, чем эффект замены.
− от какого количества товара Y потребитель может отказаться в пользу товара X.
от т. А к т. В: |
|
от т. В к т. C: |
|
от т. C к т. D: |
|
от т. D к т. E: |
|
Основные свойства MRS:
Оптимум потребителя (точка потребительского равновесия) − это наиболее эффективное использование денежных средств при покупке товаров, обладающих наибольшей полезностью.
1) Товар Y с нагрузкой товара X
X − неполноценное благо.
Потребление товара Y возможно только вместе с приобретением товара X.
2) X − нейтральный товар, то есть объем его потребления безразличен
3) Товары X и Y абсолютно (совершенно) взаимозаменяемые, то есть можно отказаться от товара X полностью и потреблять только Y.
MRS = const
Пример: масло разных фирм.
4) Жесткая взаимодополняемость.
Потребление товара Y всегда равно
потреблению товара X.
Пример: левый и правый ботинок.
MRS = 0
Вольный пример:
Х можно заменить товаром Y. Наоборот нельзя. Предпочтение товара Y.
Существуют 2 угловых решения, которые отличаются от общей формулы.
5)
Этот случай возникает тогда,
когда товар Х очень дорогой
и
его потребление сводится к 0.
Это т. н. угловое решение.
6) Товар У очень дорогой, и его потребление сводится к 0.
На основе понятий предельной нормы замещения и бюджетной линии можно выстроить 2 кривые: цена−потребление; доход−потребление.
цена−потребление |
доход−потребление |
Тема 6. РАВНОВЕСИЕ В ДИНАМИКЕ
Ситуация устойчивого равновесия |
Асимптотически устойчивое равновесие |