Курс лекций по "Ценнообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:13, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
2. Рыночный механизм ценообразования.
3. Прямая эластичность спроса по цене и ее показатели. Влияние эластичности спроса по цене на выбор ценовой политики.
4. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.
5. Порядковый способ измерения полезности.
6. Равновесие в динамике.

Файлы: 1 файл

lectures.doc

— 2.48 Мб (Скачать)

 

, где  − угол наклона, темп роста

 

  1. Цена равновесия соответствует такой ситуации на рынке, когда потребитель готов приобрести по данной цене определенное количество товара, а производитель готов предложить это количество товара по этой же цене.

 

Рынок не может длительное время  находиться в состоянии равновесия.

 

Цена равновесия меняется в зависимости  от соотношения спроса и предложения.

 

 

 

 

 

Существует 4 разновидности таких изменений.

 

  1. Увеличился доход


 

 

 

 

 

 

 

  1. Уменьшился доход

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение дополнительных налогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государство ввело дотации производителям за увеличение выпуска

 


 

 

 

 

 

 

 

Возможно одновременное движение обеих кривых. Поэтому прежде всего  при ценообразовании надо учитывать  анализ факторов.

 

Существуют также критические варианты

 

  1. Производитель, в принципе, готов предлагать «золотой автомобиль», но потребители не готовы его покупать.

 

 

 

 

  1. Речь идет о таком товаре, как воздух.

 

 

 

 

 

 

Изменения в соотношении  спроса и предложения влияют на цену равновесия, а цена равновесия − ориентир для предпринимателя.

 

Тема 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ  НА ЦЕНОВУЮ СТРАТЕГИЮ БИЗНЕСА

  1. Прямая эластичность спроса по цене и ее показатели. Влияние эластичности спроса по цене на выбор ценовой политики.
  2. Перекрестная эластичность и ее измерение.
  3. Эластичность спроса по доходу.
  4. Эластичность предложения и ее показатели.
  5. Эластичность ценовых ожиданий.
  6. Влияние эластичности спроса по цене на принятие решений относительно объема выпуска продукта.

 

  1. Прямая эластичность спроса по цене − чувствительность спроса на товар в зависимости от изменения цены.

 

Эластичность  спроса по цене − это относительное изменение спроса при изменении цены.

Коэффициент эластичности − изменение спроса в процентах при изменении цены на 1%.

 

Предел отношения относительного приращения объема к относительному изменению цены отражает сущность эластичности.

 − точечная эластичность  (*)

( − угол наклона кривой)

 

То есть показатель имеет отрицательное значение. Традиционно в расчетах эластичность спроса по цене берется по модулю, без учета знака. Различают точечную эластичность спроса по цене и дуговую эластичность спроса по цене.

В точке А: берем dP и dQ, P и Q в точке А.

 

В точке В: берем dP и dQ, P и Q в точке В.

 

Эластичность  разная!!!

 

Эластичность определяется по формуле (*) только в конкретной точке. Но эластичность в различных точках тоже разная. Поэтому используют дуговую эластичность.

 

 − дуговая эластичность

 

Эластичность в верхней части  кривой выше, чем в нижней.

 

Если показатель эластичности меньше 1, это так называемые товары неэластичного спроса или товары низкой эластичности. Если Е=1, то эластичность единичная (угол наклона 45 градусов). если Е>1, то эластичность высокая, рынок очень хорошо откликается на изменение цены на товар.

 

Пример:

Отклик 1-го рынка ≈ в 3 раза больше, следовательно рынок 1 больше реагирует  на изменение цены, он более эластичен.

 

Стратегия ценообразования на рынках:

1-й рынок: стратегия снижения цены, т.к. отклик будет больше, масса прибыли при снижении цены окажется больше.

2-й рынок: стратегия повышения цены, т.к. потери продаж от повышения цены будут меньше, чем выгода, которую получает бизнесмен от повышения цены.

 

Предельные случаи эластичности


это абсолютно неэластичный спрос, это значит, что изменение цены не влияет на количество покупаемого  товара. Пример − соль.


 
это рынок совершенной конкуренции.

 

 

 

 

  1. Перекрестная эластичность по цене товара Х по товару У показывает, насколько в относительном выражении изменится количество товара Х, на которое предъявляется спрос, при изменении цены товара У на 1%.

 

Изменение цены на один товар будет  влиять на потребление другого товара. Пример: фотоаппарат и пленка.

 

(дуговая  эластичность)

 

  1. Взаимозаменяемые товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Пример: масло и маргарин.

Перекрестная эластичность для таких товаров  .

  1. Взаимодополняемые товары, один без другого использоваться не может. Пример: автомобиль, бензин.
  2. Независимые товары.

 

  1. Эластичность спроса по доходу показывает, каково относительное изменение количества товара, на который предъявляется спрос, при изменении дохода потребителей на 1%.

 

 

Кривые Энгеля

 

1: продукты питания

2: одежда и безопасность

3: коммунальные платежи

4: книги

5: путешествия

6: сбережения

 

 

 

 

Рядом статистических исследований было установлено, что затраты на питание в зависимости от доходов сначала растут, а потом уменьшаются. Поэтому надо учитывать специфику рынка которая определяется характером товара (какую потребность удовлетворяет), характером потребителя (климатические условия, культурные, национальные особенности...)

 

 

 

 

  1. Эластичность предложения

 

(всегда  со знаком “+”)

 

Пример:

Дано: P1 = 30

           P2 = 50

           QS1 = 1000

           QS2 = 1300

Решение:

Найти:

Ответ:


 

  1. Эластичность ценовых ожиданий − показатель, который отражает соотношение относительных изменений в ожидании будущих цен и настоящих цен.

 

 

Если Eц.ож.>1, то в будущем цены будут расти.

Если 0<Eц.ож.<1, то рост цен в будущем будет меньше, чем рост цен в настоящем.

Если Eц.ож.=1, то цены стабильны.

Если Eц.ож.=0, то текущее изменение цен не повлияет на цены в будущем.

Если Eц.ож.<0, то ожидается снижение цен в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зависимость объема выручки от эластичности спроса по цене.

Значение эластичности

Тип

Взаимосвязь цены и QD.

Зависимость объема продаж от изменения цены

P↓

P↑

ED(P) = 0

 

 

 

 

 

абс. неэласт.

Q не зависит от P

ED(P) <1

 

 

 

 

 

 

 

неэласт.

∆Q2 на рис.

ED(P) = 1

един. 
эл-ть

в % отношении изменение QD и изменение P равны

не изм.

не изм.

ED(P) > 0

эласт.

спрос

в % отношении изменение QD больше, чем изменение P (∆Q1 на рис.)

ED(P) = ∞

 

 

 

абс. эласт.

P не зависит от Q

при неизм. Q


 

Тема 4. ЦЕНА И ПОЛЕЗНОСТЬ ТОВАРОВ

  1. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.
  2. Закон убывающей предельной полезности и его виляние на цены.
  3. Потребительский оптимум и его определение при количественном измерении полезности

 

  1. В соответствии с тем, какой способ измерения используется, существуют теории: кардиналистический подход (количественное измерение полезности), ординалистический подход (порядковое измерение).

 

Первый основывается на введении искусственных  условных единиц − ютилей (от сл. ulitity). Второй подход использует соотношение товаров. Происходит упорядочивание набора товаров по предпочтительности.

 

Математический подход к порядковому способу: он базируется на аксиомах о свойствах отношений предпочтения и безразличия:

  1. сравнимость наборов: хуже (<), лучше (>), все равно, безразлично (=);
  2. транзитивность отношений: если х1>х2, х2>х3 => х1>х3;
  3. ненасыщенность: > лучше, чем <.

 

Общая и предельная полезность

Общая (совокупная) полезность TU (total utility) − суммарная полезность, которую получает потребитель от использования всех купленных единиц товара.

 

Предельная полезность MU (margin utility) − дополнительная полезность, которую получит потребитель при использовании одной дополнительной единицы товара.

 

 

Количество товаров

TU

MU

1

10

10

2

18

8

3

24

6

4

28

4

5

30

2


 

В основе формирования спроса, его  описания, ценообразования с учетом спроса лежит теория потребительского выбора: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе (при своей шкале предподчительности). Это гипотеза о рациональности поведения потребителя. Полезность, извлекаемая из каждой дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью, и она уменьшается в соответствии с количеством потребленного блага.

 

  1. Отсюда вытекает закон убывающей предельной полезности: с увеличением количества приобретаемого товара падает его предельная полезность, но при этом совокупная полезность от всей массы приобретенных товаров увеличивается.

 

 

Правила:

  1. полезность, приносимая последующей единицей товара, всегда меньше полезности предыдущей. МUi+1 < MUi;
  2. потребитель стремится к получению максимума общей полезности TUmax.

 

  1. Потребительский оптимум

 

P = 2 д.е./шт.

1 руб. = 2 ед. полезности

 

Количество товаров

TU (руб.)

MU

(руб.)

1

5

5

2

9

4

3

12

3

4

14

2

5

15

1

Информация о работе Курс лекций по "Ценнообразованию"