Курс лекций по "Ценнообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:13, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
2. Рыночный механизм ценообразования.
3. Прямая эластичность спроса по цене и ее показатели. Влияние эластичности спроса по цене на выбор ценовой политики.
4. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.
5. Порядковый способ измерения полезности.
6. Равновесие в динамике.

Файлы: 1 файл

lectures.doc

— 2.48 Мб (Скачать)

 

Расчеты ведутся при условии FC=100.

 

Выводы:

  1. Для монополиста не столько важна максимальная прибыль на единицу изделия, сколько максимум совокупной прибыли.
  2. Монополист не назначает высшую цену, как правило, потому что прибыль может оказаться меньше максимальной.
  3. В условиях монополии возможны убытки при падении спроса и высоких издержках.
  4. Монополист, как правило, избегает участка неэластичного спроса.
  5. Монополист может ограничивать производство. Как следствие он нерационально использует ресурсы. в этом случае Р становится больше МС.
  6. Монополист может увеличивать прибыль, занимаясь ценовой дискриминацией.

 

L − сила монопольной власти, показатель Лернера; 0<L<1.

       

 

 

Регулируемая монополия

В условиях регулируемой монополии  могут возникать несколько ситуаций.


Если взять точку пересечения  кривой D и кривой AC (AC=P), получим цену P2. Это цена, обеспечивающая справедливую (нормальную) прибыль (на уровне безубыточности).

 

Если взять точку пересечения D и MC (MC=D), получим цену P3. Это общественно-оптимальная цена. Эта цена соответствует наиболее эффективному распределению ресурсов. Но эта ситуация требует дотации государства. Очень часто монополист недогружает свои мощности (Q1).

 

В условиях монополии для того, чтобы выполнить расчеты цены:

  1. определить характеристики рыночного спроса;
  2. определить издержки;
  3. определить объем производства, соответствующий условию равновесия;
  4. определить максимальную прибыль при соответствующей цене.

 

 

 

 

 

 

  1. Дискриминационные цены

 

Типы дискриминации:

  1. совершенная дискриминация: заключается в том, что устанавливаются разные цены за каждую продаваемую единицу товара;
  2. дискриминация по объему закупки: скидки, которые получают покупатели за приобретение большого количества продукции;
  3. ценовая дискриминация на сегментированных рынках.

 

Назначение дискриминационных  цен

Графический способ определения дискриминационных цен на разных сегментах рынка

Аналитический подход

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Условие определения  дискриминационных цен: MR1=MR2=MRT=MC

EMR − линия равной предельной выручки

 

Выводы:

  1. При ED(P)1 (1-го рынка) > ED(P)2, P1 должна быть меньше, чем P2. Самая низкая цена будет на том рынке, где самая высокая эластичность.
  2. При ED(P)1 < ED(P)2, P1 > P2.
  3. Если эластичность одинаковая, то ценовая дискриминация невозможна: P1 = P2.

 

Условия ценовой дискриминации (для исключения перепродаж)

  1. Препятствия при передвижении товара с одного рынка на другой (таможенные барьеры).
  2. Отдаленность рынка.
  3. Специфика продукта.
  4. Разделение рынков по качеству (также: мнимое качество).

 

В условиях монополии появляется возможность  использовать стратегии дискриминации  цен по всем ее видам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ  В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

  1. Характеристики рынка монополистической конкуренции.
  2. Условия равновесия и определения цены.
  3. Влияние рекламы на цены и прибыль.
  4. Стратегии ценообразования на рынках монополистической конкуренции.

 

  1. Характеристики:
  • достаточное высокое количество фирм (продавцов), доля каждого около 1%;
  • товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара другой фирмы => дифференцированные товары;
  • продавцы не считаются с реакцией соперников на цены и количество выпускаемого товара;
  • вход и выход на рынок относительно свободный, трудности возникают в основном в связи с торговыми марками, присутствующими на рынке;
  • очень сильна неценовая конкуренция;
  • действие эффекта масштаба незначительно.

 

 






Информация о работе Курс лекций по "Ценнообразованию"