Расчеты ведутся при условии FC=100.
Выводы:
- Для монополиста не столько важна максимальная прибыль на единицу изделия, сколько максимум совокупной прибыли.
- Монополист не назначает высшую цену, как правило, потому что прибыль может оказаться меньше максимальной.
- В условиях монополии возможны убытки при падении спроса и высоких издержках.
- Монополист, как правило, избегает участка неэластичного спроса.
- Монополист может ограничивать производство. Как следствие он нерационально использует ресурсы. в этом случае Р становится больше МС.
- Монополист может увеличивать прибыль, занимаясь ценовой дискриминацией.
L − сила монопольной власти,
показатель Лернера; 0<L<1.
Регулируемая монополия
В условиях регулируемой монополии
могут возникать несколько ситуаций.
Если взять точку пересечения
кривой D и кривой AC (AC=P), получим цену P2. Это цена, обеспечивающая справедливую (нормальную) прибыль
(на уровне безубыточности).
Если взять точку пересечения
D и MC (MC=D), получим цену P3. Это общественно-оптимальная
цена. Эта цена соответствует наиболее
эффективному распределению ресурсов.
Но эта ситуация требует дотации государства.
Очень часто монополист недогружает свои
мощности (Q1).
В условиях монополии для того, чтобы
выполнить расчеты цены:
- определить характеристики рыночного спроса;
- определить издержки;
- определить объем производства, соответствующий условию равновесия;
- определить максимальную прибыль при соответствующей цене.
- Дискриминационные цены
Типы дискриминации:
- совершенная дискриминация: заключается в том, что устанавливаются разные цены за каждую продаваемую единицу товара;
- дискриминация по объему закупки: скидки, которые получают покупатели за приобретение большого количества продукции;
- ценовая дискриминация на сегментированных рынках.
Назначение дискриминационных
цен
Графический способ определения
дискриминационных цен на разных сегментах
рынка |
Аналитический
подход |
|
|
Условие определения
дискриминационных цен: MR1=MR2=MRT=MC
EMR − линия равной предельной выручки
Выводы:
- При ED(P)1 (1-го рынка) > ED(P)2, P1 должна быть меньше, чем P2. Самая низкая цена будет на том рынке, где самая высокая эластичность.
- При ED(P)1 <
ED(P)2, P1 > P2.
- Если эластичность одинаковая, то ценовая дискриминация невозможна: P1 = P2.
Условия ценовой дискриминации
(для исключения перепродаж)
- Препятствия при передвижении товара с одного рынка на другой (таможенные барьеры).
- Отдаленность рынка.
- Специфика продукта.
- Разделение рынков по качеству (также: мнимое качество).
В условиях монополии появляется возможность
использовать стратегии дискриминации
цен по всем ее видам.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
- Характеристики рынка монополистической конкуренции.
- Условия равновесия и определения цены.
- Влияние рекламы на цены и прибыль.
- Стратегии ценообразования на рынках монополистической конкуренции.
- Характеристики:
- достаточное высокое количество фирм (продавцов), доля каждого около 1%;
- товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара другой фирмы => дифференцированные товары;
- продавцы не считаются с реакцией соперников на цены и количество выпускаемого товара;
- вход и выход на рынок относительно свободный, трудности возникают в основном в связи с торговыми марками, присутствующими на рынке;
- очень сильна неценовая конкуренция;
- действие эффекта масштаба незначительно.