Курс лекций по "Ценнообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:13, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
2. Рыночный механизм ценообразования.
3. Прямая эластичность спроса по цене и ее показатели. Влияние эластичности спроса по цене на выбор ценовой политики.
4. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.
5. Порядковый способ измерения полезности.
6. Равновесие в динамике.

Файлы: 1 файл

lectures.doc

— 2.48 Мб (Скачать)

 

  1. Виды издержек и доходов в различных рыночных структурах.

 

Издержки:

  • постоянные;
  • условно-постоянные;
  • переменные.

 

Переменные  издержки − variable costs VC изменяются с увеличением объема выпуска (применительно ко всему продукту).

 

Средние переменные издержки − average variable costs AVC (применительно к 1 акту).

Условно-постоянные издержки − 

fixed costs FC

 

Совокупные  издержки − total costs TC

TC = VC + FC

Средние издержки − average costs AC

Предельные издержки − marginal costs MC.

Это те издержки, с которыми связан выпуск одной дополнительной единицы  товара.


 

Издержки:

  • явные;
  • неявные.

 

Явные (хозяйственные) представляют собой традиционно совокупность переменных и постоянных затрат (т.е. реальные затраты). Они обусловлены самим процессом создания товара.

 

Неявные (альтернативные, издержки упущенной выгоды, вмененные издержки) обусловлены предпринимательским выбором.

Схема формирования бухгалтерской  и экономической прибыли.


Неявные издержки:

  1. норма дохода на капитал;
  2. нормальный доход.

 

Экономическая прибыль − это та прибыль, которая обусловлена предпринимательским выбором, и от которой владельцы не отказываются, а используют ее, а это и есть сверхприбыль (рента).

 

Нормальная  прибыль − это та прибыль, от которой владельцы отказываются, используя собственные ресурсы в своей фирме, но которую можно было бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело.

 

Экономическая прибыль = выручка (доход) − экон. издержки

Экономические издержки = явн. издержки + неявн. издержки

 

 

 

 

Совокупный  доход − total revenue TR

TR = P · Q

Средний доход  − average revenue AR

Предельный доход − MR. 
Тот доход, который может получить фирма, продав 1 дополнительную единицу товара:

Прибыль

П = TR − TC


 

Издержки фирмы в  краткосрочном периоде

Q

FC

VC

TC

MC

AFC

AVC

AC

0

50

0

50

1

50

50

100

50

50

50

100

2

50

78

128

28

25

39

64

3

50

98

148

20

16,7

32,67

49,4

4

50

112

162

14

12,5

28

40,5

5

50

130

180

18

10

26

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции. Равновесие в условиях современной конкуренции. Поведение фирмы. Стратегии ценообразования в условиях современной конкуренции.

 

ирма

отрасль

(с/х, сфера услуг: транспорт,  турагенты)


Линия Р − это линия спроса на продукт фирмы. Эта линия одновременно является линией среднего дохода. МС характеризует изменение предельных издержек по мере изменения Q. MR = MC − условие равновесия фирмы на рынке

 

              

 

Издержки и доходы фирмы в  условиях совершенной конкуренции

 

  1. Фирме выгодно работать. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) P = 60; AC=P => нет экономической прибыли, но фирма будет производить товары.

3) Фирма терпит убытки, но пытается их минимизировать.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фирма будет работать до тех пор, когда Р=AVC. Тогда фирма примет решение об уходе с рынка.

 

Условие прекращения производства товара

Если цена равна минимуму АС, фирма не получает экономической прибыли.


 

В условиях СК фирма, максимизирующая  прибыль, может контролировать только объем выпуска, учитывая вид своей  функции издержек (то есть АС) и величину цены, заданной рынком.

 

 

Специфическое условие на рынке СК: Р=MR=MC в точке равновесия.

 

Стратегии ценообразования в условиях СК:

  1. Стратегия случайного снижения цен.

Суть: цена чуть-чуть завышается относительно рыночной, а затем понижается.

  1. Стратегия сигнализирования ценами.

Суть: потребитель не может получить информацию о качестве товара; немного меняя цену, фирма сигнализирует о том, что качество ее товара лучше.

  1. Стратегия цен на наборы товаров/услуг.

Суть: если потребитель купит один вид товара, то цена будет достаточно высокой, но, покупая товар в наборе с другим, потребитель будет брать его по более низкой цене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ

  1. Особенности монополии как рыночной структуры.
  2. Равновесие в условиях монополии. Условия максимизации прибыли и особенности установления цены.
  3. Дискриминационные цены и их определение.
  4. Стратегии ценообразования в условиях монополии.

 

  1. Особенности рынка монополии:
  • На рынках монопольного типа существует единственный продавец.
  • У товаров нет заменителей.
  • Монополист является диктатором цены.
  • Монополист блокирует вход на рынок конкурентам.

=> потребность в антимонопольном  законодательстве.

 

Изменение совокупного, предельного  и среднего дохода в условиях монополии


P

Q

Доход

TR

MR

AR

6

0

0

5

1

5

5

5

4

2

8

3

4

3

3

9

1

3

2

4

8

-1

2

1

5

5

-3

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Графическое определение

Аналитическое определение



  
− формула большого пальца

 

 

 

 

 

MR = MC  − условие равновесия монополиста на рынке

 

 

В условиях монополии MR меньше, чем AR.  Соответственно, MR оказывается меньше цены.

 

Сила монопольной  власти L − показатель монополии. Если L=1, то это монополия в чистом виде. Если L≤1, то на рынке присутствует несколько крупных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение прибыли монополиста

 

1) Монополист имеет  экономическую прибыль

2) Фирма получает нормальную  прибыль (работает без убытков)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Цена падает настолько, что Pм<АС.

 

Пока  цена не достигла AVC,  фирма будет  продолжать работать, хотя и с убытками. Задача фирмы − минимизировать убытки. Переменные затраты покрываются, постоянные − не полностью (это расстояние между АС и AVC).

 

В условиях монополии производитель  максимизирует прибыль, одновременно регулируя цену и количество товара, которое он производит для того, чтобы удовлетворить спрос.

 

 

 

 

 

Изменение прибыли в условиях монополии

Q

P = AR

TR

MR

AC

TC

MC

П

0

172

0

100

-100

1

162

162

162

190

190

90

-28

2

152

304

142

135

270

0

34

3

142

426

122

113,3

340

70

86

4

132

528

102

100

400

60

128

5

122

610

82

94

470

70

140

6

112

672

62

91,67

550

80

122

7

102

714

42

91,43

640

90

74

8

92

736

22

93,73

750

110

-14

9

82

738

2

97,78

880

130

-142

10

72

720

-12

103

1030

150

-310

Информация о работе Курс лекций по "Ценнообразованию"