Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:13, курс лекций
1. Понятие и функции цен в различных экономических системах.
2. Рыночный механизм ценообразования.
3. Прямая эластичность спроса по цене и ее показатели. Влияние эластичности спроса по цене на выбор ценовой политики.
4. Полезность товара и ее показатели. Количественная и порядковая полезность, предельная и общая.
5. Порядковый способ измерения полезности.
6. Равновесие в динамике.
Издержки:
Переменные издержки − variable costs VC изменяются с увеличением объема выпуска (применительно ко всему продукту). |
|
Средние переменные издержки − average variable costs AVC (применительно к 1 акту). |
|
Условно-постоянные издержки − fixed costs FC |
|
Совокупные издержки − total costs TC |
TC = VC + FC |
Средние издержки − average costs AC |
|
Предельные издержки − marginal costs MC. Это те издержки, с которыми связан выпуск одной дополнительной единицы товара. |
|
Издержки:
Явные (хозяйственные) представляют собой традиционно совокупность переменных и постоянных затрат (т.е. реальные затраты). Они обусловлены самим процессом создания товара.
Неявные (альтернативные, издержки упущенной выгоды, вмененные издержки) обусловлены предпринимательским выбором.
Схема формирования бухгалтерской и экономической прибыли.
Неявные издержки:
Экономическая прибыль − это та прибыль, которая обусловлена предпринимательским выбором, и от которой владельцы не отказываются, а используют ее, а это и есть сверхприбыль (рента).
Нормальная прибыль − это та прибыль, от которой владельцы отказываются, используя собственные ресурсы в своей фирме, но которую можно было бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело.
Экономическая прибыль = выручка (доход) − экон. издержки
Экономические издержки = явн. издержки + неявн. издержки
Совокупный доход − total revenue TR |
TR = P · Q |
Средний доход − average revenue AR |
|
Предельный доход − MR. |
|
Прибыль |
П = TR − TC |
Издержки фирмы в краткосрочном периоде
Q |
FC |
VC |
TC |
MC |
AFC |
AVC |
AC |
0 |
50 |
0 |
50 |
− |
− |
− |
− |
1 |
50 |
50 |
100 |
50 |
50 |
50 |
100 |
2 |
50 |
78 |
128 |
28 |
25 |
39 |
64 |
3 |
50 |
98 |
148 |
20 |
16,7 |
32,67 |
49,4 |
4 |
50 |
112 |
162 |
14 |
12,5 |
28 |
40,5 |
50 |
130 |
180 |
18 |
10 |
26 |
36 |
отрасль (с/х, сфера услуг: транспорт, турагенты) |
Линия Р − это линия спроса на продукт фирмы. Эта линия одновременно является линией среднего дохода. МС характеризует изменение предельных издержек по мере изменения Q. MR = MC − условие равновесия фирмы на рынке
Издержки и доходы фирмы в условиях совершенной конкуренции
2) P = 60; AC=P => нет экономической прибыли, но фирма будет производить товары. |
3) Фирма терпит убытки, но пытается их минимизировать. |
Фирма будет работать до тех пор, когда Р=AVC. Тогда фирма примет решение об уходе с рынка.
Условие прекращения производства товара
|
Если цена равна минимуму АС, фирма не получает экономической прибыли. |
В условиях СК фирма, максимизирующая прибыль, может контролировать только объем выпуска, учитывая вид своей функции издержек (то есть АС) и величину цены, заданной рынком.
Специфическое условие на рынке СК: Р=MR=MC в точке равновесия.
Стратегии ценообразования в условиях СК:
Суть: цена чуть-чуть завышается относительно рыночной, а затем понижается.
Суть: потребитель не может получить информацию о качестве товара; немного меняя цену, фирма сигнализирует о том, что качество ее товара лучше.
Суть: если потребитель купит один вид товара, то цена будет достаточно высокой, но, покупая товар в наборе с другим, потребитель будет брать его по более низкой цене.
Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ
=> потребность в антимонопольном законодательстве.
Изменение совокупного, предельного и среднего дохода в условиях монополии
P |
Q |
Доход | ||
TR |
MR |
AR | ||
6 |
0 |
0 |
− |
− |
5 |
1 |
5 |
5 |
5 |
4 |
2 |
8 |
3 |
4 |
3 |
3 |
9 |
1 |
3 |
2 |
4 |
8 |
-1 |
2 |
1 |
5 |
5 |
-3 |
1 |
|
Аналитическое определение |
− формула большого пальца
MR = MC − условие равновесия монополиста на рынке |
В условиях монополии MR меньше, чем AR. Соответственно, MR оказывается меньше цены.
Сила монопольной власти L − показатель монополии. Если L=1, то это монополия в чистом виде. Если L≤1, то на рынке присутствует несколько крупных монополий.
Изменение прибыли монополиста
1) Монополист имеет экономическую прибыль |
2) Фирма получает нормальную прибыль (работает без убытков) |
|
3) Цена падает настолько, что Pм<
Пока цена не достигла AVC, фирма будет продолжать работать, хотя и с убытками. Задача фирмы − минимизировать убытки. Переменные затраты покрываются, постоянные − не полностью (это расстояние между АС и AVC).
В условиях монополии производитель максимизирует прибыль, одновременно регулируя цену и количество товара, которое он производит для того, чтобы удовлетворить спрос.
Изменение прибыли в условиях монополии
Q |
P = AR |
TR |
MR |
AC |
TC |
MC |
П |
0 |
172 |
0 |
− |
− |
100 |
− |
-100 |
1 |
162 |
162 |
162 |
190 |
190 |
90 |
-28 |
2 |
152 |
304 |
142 |
135 |
270 |
0 |
34 |
3 |
142 |
426 |
122 |
113,3 |
340 |
70 |
86 |
4 |
132 |
528 |
102 |
100 |
400 |
60 |
128 |
5 |
122 |
610 |
82 |
94 |
470 |
70 |
140 |
6 |
112 |
672 |
62 |
91,67 |
550 |
80 |
122 |
7 |
102 |
714 |
42 |
91,43 |
640 |
90 |
74 |
8 |
92 |
736 |
22 |
93,73 |
750 |
110 |
-14 |
9 |
82 |
738 |
2 |
97,78 |
880 |
130 |
-142 |
10 |
72 |
720 |
-12 |
103 |
1030 |
150 |
-310 |