Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 14:20, реферат
Цена в современной экономике – это не только индикатор соотношения спроса и предложения, на который должна ориентироваться фирма, но прежде всего – важнейший элемент маркетинга фирмы. Но на смену ценовой конкуренции приходит конкуренция качества и дополнительных услуг для потребителя. Стабильность цен и рыночных условий оказывается для фирмы привлекательнее, чем предполагаемые выгоды от изменения цен.
Научно-технические достижения усилили тенденцию внимания потребителей к качеству продукции. Одновременно повысились внимание общества к экологии и общая культура потребления. В результате произошла дифференциация спроса, вызвавшая дальнейшее повышение требований к качеству и обслуживанию потребителя. А так как на российских рынках насыщенность рынка ниже, чем, скажем в Европе, а также ниже и средний уровень доходов по сравнению с европейскими, то и гораздо выше ценовая чувствительность потребителей. Таким образом, для нашей страны вопрос ценообразования более чем актуален.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЦЕНОВЫЕ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………….4
1.1 Цели ценовой политики………………………………………………………………4
1.2 Принципы ценообразования………………………………………………………….5
1.3 Аспекты ценовой политики………………………………………………………….5
1.4 Скидки как инструмент ценовой политики…………………………………………8
ГЛАВА 2. ЦЕНОВЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ……………………………….10
2.1 Определение стратегии ценообразования………………………………………….10
2.2 Основные виды современных ценовых стратегий………………………………...11
2.3Прогрессивные ценовые стратегии………………………………………………….11
2.4 Стратегии «цена-ценность»…………………………...…………………………….14
2.5 Стратегии конкурентного ценообразования……………………………………….15
2.6 Стратегии ассортиментного ценообразования…………………………………….16
2.7 Стратегии дифференцированного ценообразования………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23
Рассмотрим основные виды современных ценовых стратегий.
В мировой практике для укрепления своих конкурентных позиций на рынке, привлечения большего количества клиентов и увеличения суммарного дохода от продаж товара фирмы применяют прогрессивные ценовые стратегии, направленные в первую очередь на лучшее обслуживание своих покупателей. То есть ведущее место фирмы отводят сервисным услугам [4, с. 106].
Борьба за клиента приобрела новое значение в сферах бизнеса. Она осуществляется не только по линии высших технических достижений и в ценовой политике, но и предполагает разработку новой предпринимательской стратегии, ориентировании на покупателя. В связи с этим можно выделить следующие основные прогрессивные ценовые стратегии:
Стратегия «Commodity» (термин «Commodities» означает предметы личного потребления и другие товары). Она предполагает производство и сбыт таких товаров, которые могут быть представлены в равной степени различными производителями на расширяющихся рынкам. Чтобы эти товары были конкурентоспособными, производящий и реализующий их предприниматель должен опираться на ценовую конкуренцию, для чего ему необходимо расширять масштабы производства и на этой основе снижать издержки выпуска продукции, обращения и реализации [4, с. 106].
Стратегия ориентации на технологию базируется на ведущей роли технологии в развитии отрасли (в первую очередь в машиностроении, электронной и химической промышленности, информатике). Условием проведения такой стратегии является высокий объем инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Данная стратегия концентрируется не столько на нуждах потребителя, сколько на технологической эксклюзивности – новых решениях и высших технических достижениях. При этом главной целью является научно-техническое лидерство. Однако покупатель не всегда готов платить за такую продукцию, особенно если он не может ее полностью использовать. Он в большей степени предпочитает более простые и надежные изделия по низкой цене.
Стратегия ориентации на новую технологию и научно-техническое лидерство широко распространена в Великобритании, Германии, Франции, Японии. Эти государства предпочитают использовать инженерные достижения других стран, совершенствуя и развивая их [4, с. 107].
Стратегия ориентации на качество – это стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством товара. Она предусматривает установление цен на высоком уровне, соответствующем высокому уровню качества продукции и образу, создаваемому фирмой у покупателей в отношении ее товаров. Стратегия базируется на качестве продукции, надежности и безопасности техники, инструментов и приборов, потребительских свойствах продукта, комфорте, чистоте и удобстве. Данная стратегия гарантирует качество продукта на основе системы внутрифирменных стандартов качества и контроля за их соблюдением. На рыночном уровне используется система международных стандартов качества.
Стратегия включает большие гарантийные обязательства (бесплатный обмен товаров, возвращение денежных средств при обнаружении функциональных недостатков, длительные гарантийные сроки, качественное сервисное обслуживание и др.).
Однако сами по себе стандарты качества не всегда соответствуют фактическим потребностям покупателей или из-за дороговизны товара, или из-за недостаточности сервисных услуг для потребителя. Вследствие этого исключительное применение стратегии ориентации на качество не всегда приводит к ожидаемому успеху [4, с. 107].
Стратегия ориентации на сервис исходит из того, что потребитель покупает не сам по себе продукт, а его полезность, т.е. преимущества, которые обнаруживаются в процессе потребления. Покупателю нужны не только продукт, но и его комплексное обслуживание, надежные профилактические и ремонтные работы, оперативная поставка запасных частей и используемых материалов. При этом создается дополнительная полезность, которую потребитель готов оплачивать. Однако для фирмы существует опасность, если она недоучтет реальные запросы потребителей. Тогда высокий сервис не сможет обеспечить конкурентные преимущества товара, что приведет к потерям для фирмы [4, с. 108].
Стратегия ориентации на покупателя – одна из наиболее выигрышных ценовых стратегий при условии насыщенных рынков. Объединяя в себе достоинства стратегий ориентации на качество и сервисные услуги, она дополняется сильной коммуникативной связью с покупателями и поставщиками. Это предполагает, что фирма:
Все вышеперечисленные ценовые стратегии составляют далеко не полный перечень возможных стратегий ценообразования. Существуют также стратегии льготных цен, престижных цен, неокругленных цен, цен массовых закупок, цен ажиотажного спроса и др.
Так или иначе, на практике фирмы чаще всего применяют ценовые стратегии не обособленно, а в сочетании различных их видов в зависимости от конкретной рыночной ситуации и своих стратегических задач. Это позволяет наиболее эффективно использовать инструмент ценовой стратегии для реализации поставленных фирмой целей.
Данная группа ценовых стратегий опирается на понятие экономической ценности товара для основной массы покупателей и включает:
2.5 Стратегии конкурентного ценообразования
В своей рыночной деятельности предприятие не может не учитывать поведение конкурентов. Более того, если на рынке функционирует достаточно большое число фирм-продавцов аналогичной продукции, то стратегии ценообразования с ориентацией на поведение конкурентов могут стать определяющими [2, с. 95].
Основными разновидностями стратегий конкурентного ценообразования принято считать следующие:
Стратегия проникновения на рынок используется для внедрения новых товаров на рынок и усиления прежних позиций. Данная ценовая стратегия используется для внедрения новых товаров на рынок и усиления прежних позиций. Примерами являются рост числа магазинов, торгующих по сниженным ценам, и объединение производителей для вытеснения спекулянтов с рынка путем снижения цен. Разновидность ценовой стратегии проникновения на рынок — лимитное ценообразование, при котором фирма хотя и устанавливает цены выше затрат, но на достаточно низком уровне, чтобы препятствовать проникновению на рынок новых фирм [4, с. 110].
Ценовая стратегия по «кривой освоения» - стратегия, базирующаяся на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При реализации ценовой стратегии по «кривой освоения» покупатели, приобретающие товар в начале делового цикла, получают внешнюю экономию по сравнению с последними покупателями, так как первые приобретают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить.
2.6 Стратегии ассортиментного ценообразования
Предприятие достаточно часто производит и/или продает не один вид товара, а продукцию широкого ассортимента. Это не может не повлиять на выбор стратегии ценообразования. В случае широкой номенклатуры товаров предприятие может сформировать единую ценовую стратегию для всех типов своей продукции, что позволит лучше учесть возможности предприятия и успешнее реализовать товар на рынке [2, с. 98]. В рамках стратегий ассортиментного ценообразования принято выделять следующие:
Ценовая стратегия «комплект» основана на разной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы.
В рамках стратегии «комплект» при определении минимальной цены товара необходимо принимать во внимание возможный процент снижения будущих доходов и риск того, что покупатели не приобретут дополнительные товары.
На самом деле при определении минимальной цены товара необходимо принять во внимание возможный процент снижения будущих доходов и риск того, что покупатели не приобретут дополнительные товары. Фирма также должна иметь в виду возможную выгоду от применения этой стратегии. Так, потребители могут более интенсивно использовать приобретенный товар и попытаются оправдать вложение средств, покупая большее количество дополнительных изделий, чем это первоначально ожидалось фирмой (эффект невозвратных издержек), или же они могут использовать базовый товар дольше, чем предполагалось. Эта возможность как раз и объясняет, почему данная стратегия называется установлением цен с «приманкой».
Ценовая стратегия «выше номинала» применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и когда она может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства.
Ценовая стратегия «имидж» – стратегия, используемая, когда покупатели ориентируются на качество с учетом цен на взаимозаменяемые товары.