Ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение ценовой политики предприятия.
Задачами работы являются следующие:
-рассмотреть формирование ценовой политики;
-изучить основы разработки ценовой политики;
-рассмотреть этапы разработки ценовой политики;
-рассмотреть виды цен и их структуру;
-определить цели ценовой политики.

Оглавление

Введение
1.Ценовая политика предприятия
1.1Понятие ценовой политики
1.2.Цели ценовой политики
1.3.Формирование ценовой политики предприятия
2.Основы разработки ценовой политики и стратегии ценообразования предприятия
2.1.Система цен. Виды цен и их структура
2.2.Ценовая политика как элемент общей стратегии предприятия
2.3.Стратегия ценообразование цен фирмы
Заключения
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Маркетинг.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

1.Ценовая политика предприятия 

1.1Понятие ценовой политики 

1.2.Цели ценовой политики

1.3.Формирование ценовой политики  предприятия

2.Основы разработки ценовой  политики и стратегии ценообразования      предприятия

2.1.Система цен. Виды цен и их структура

2.2.Ценовая политика как элемент  общей стратегии предприятия

2.3.Стратегия ценообразование цен  фирмы

Заключения

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В рыночной экономике существуют многие механизмы регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического. В условиях рынка динамика цен будет формироваться непредсказуемо, и необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.

Цена является важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, это единственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход. Это сложное понятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции, тем более на промышленном рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редко совпадает с конечной, объявленной. В связи с этим, одной из основных задач на любом предприятии является экономическое обоснование себестоимости и цены производственного продукта.

Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкуренто-способность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.

Решения, принимаемые руководством предприятия в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.

Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.

В экономической литературе описано достаточно большое количество методов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и российскими предприятиями на практике. Но достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных по определенным признакам.

Целью данной работы является рассмотрение ценовой политики предприятия.

Задачами работы являются следующие:

-рассмотреть формирование ценовой политики;

-изучить основы разработки ценовой политики;

-рассмотреть этапы разработки  ценовой политики;

-рассмотреть виды цен и их  структуру;

-определить цели ценовой политики.

 

1.Ценовая политика предприятия

      1.1.Понятие ценовой  политики

 

Цена — это ключевой элемент рыночной экономики, сердцевина ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни общества.

Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Важная роль ценового механизма для предприятия бесспорна. Настоятельной необходимостью для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой политики. Вместе с тем установление цен на продукцию предприятия в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая — исключает возможность приобретения товара многими покупателями.

Ценовая политика предприятия (организации) — это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач фирмы.

Разработка ценовой политики включает этапы:

- выработки целей ценообразования;

- анализа ценообразующих факторов;

- выбора метода ценообразования;

- принятия решения об уровне цены.

Каждый шаг установления цены сопряжен с определенными проблемами, о которых вдумчивый предприниматель должен заранее.

 

 

1.2.Цели ценовой политики

 

В процессе ценообразования предприниматель, прежде всего, должен определить, каких целей он желает достичь с помощью продажи своего товара. При формулировании целей ценообразования обычно ориентируются на стратегические цели предпринимательской деятельности. Наиболее распространенные цели таковы.

Выживание предприятия. Эта цель может рассматриваться как краткосрочная. В условиях конкурентного рынка предприятие часто идет на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При этом прибыль теряет свое значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.

Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность и расширяет инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочной политике цен. В перспективном плане она является производной от глобальной цели — максимизации ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя в своей деятельности эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке.

Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Предприниматели исходят из того, что увеличение объема сбыта приведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следствие, к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынка к уровню цены, руководство фирмы устанавливает цену на минимально допустимом уровне. На какое-то время это обеспечивает расширение ниши рынка, занимаемой предприятием.

Завоевание лидерства на рынке и в определении цен. Эту цель преследуют, как правило, крупные компании, она отражает положение фирмы на рынке при установлении общих ценовых уровней. Стремление к завоеванию лидерства может проявляться и в производстве продукции гарантированно высокого качества

Рыночная цена товара формируется под влиянием многих факторов. Для выбора ценовой стратегии предприятие должно выявить и проанализировать ценообразующие факторы. По отношению к предприятию они могут быть как внешними и не контролируемыми им, так и внутренними. Таким образом, для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ и учет  ценообразующих факторов. Основными из них являются:

-спрос и предложение на продукцию;

-издержки по производству и реализации продукции;

-государственное регулирование цен;

-состояние финансово-кредитной сферы;

-конкуренция;

-восприятие цен потребителями;

-другие факторы.

Цена на рынке подвергается изменению прежде всего под воздействием спроса и предложения. Спрос – важнейшая категория, т.к.  он в конечном счете определяет цену. При этом кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него.

Не менее важную роль в установлении рыночной цены играет и предложение. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. 

Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Однако состояние равновесия спроса и предложения никогда не бывает статичным. В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов. Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на них  различных факторов.

Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию. Государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Существуют прямые и косвенные меры воздействия. Прямые мерыосуществляются путем установления определенного порядка ценообразования, косвенныенаправлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда. При этом необходимо учитывать следующие моменты: 

Во-первых, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукции, не находящей сбыта;  

Во-вторых, полный отказ государства от вмешательства в процесс ценообразования лишает общество возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий-монополистов, а также лишает население социальной поддержки, особенно его малообеспеченных слоев. Поэтому в условиях рынка,  определенный уровень государственного регулирования ценообразования является необходимостью.

На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, например стадия жизненного цикла изделия, организации-участники продвижения товара от производителя к потребителю и др. Учет влияния всех факторов в комплексе позволит предприятию выработать правильную политику ценообразования.

1.3.Формирование ценовой политики  предприятия

 

Формирование ценовой политики предприятия в условиях рыночной экономики является одним из важнейших элементов механизма конкурентоспособности. В связи с этим руководители предприятии стараются больше уделять внимания процессу разработки и применения ценовой политики.  В  противном случае жесткая конкуренция между производителями на рынке может привести к снижению объема продаж, уменьшению уровня прибыли, рентабельности и в итоге к падению конкурентоспособности товара и предприятия в целом.

Формирование ценовой политики предприятия основывается на последовательности этапов, которые представлены в приложении 3. Рассмотрим сущность этапов ценовой политики предприятия более подробно.

Этап 1. Выработка целей ценовой политики. Это составная часть общего дерева целей организации (предприятия), имеющая несколько уровней реализации:

-стратегические цели - направлены на глобальную постановку вопросов и ориентированы на долгосрочный период;

- тактические цели - позволяют достичь среднесрочных результатов, объем решений строго ограничен в соответствии со стратегическими целями;

-операционные цели - носят локальный характер, направлен на реализацию решений в краткосрочном периоде (должны соответствовать тактическим и стратегическим целям).

Этап 2. Анализ  ценообразующих факторов  позволяет учесть в ценовой политике реакцию покупателей, поставщиков, факторов производства и конкурентов на изменение цен.

Этап 3. Выбор метода ценообразования. На этом этапе предприятие  решает вопросы формирования ценовой политики  через выбор метода установления цены на товар.

Этап 4. Выбор ценовой стратегии, установление окончательной цены. Предприятие должно учесть ряд дополнительных рыночных факторов ценообразования: факторы психологического характера, желательный ценовой образ, возможность диверсификации цены. При этом важно учесть влияние стадии жизненного цикла предприятия.

На стадии появления предприятий на рынке перед ним стоит главная цель — выжить в условиях жест кой конкурентной борьбы. В такой ситуации наиболее применима стратегия проникновения на новый рынок, для реализации которой большое значение имеют психологические факторы ценообразования.

На стадии развития предприятия ставятся цели максимизации прибыли и ускоренного роста предприятия. При этом чаще всего применяется стратегия развития рынка или его сегментации. Наиболее важным элементом ценовой политики предприятия становится борьба с конкурентами за потребительский излишек. Характерным решением об окончательном установлении цен на продукцию становится их диверсификация.

Информация о работе Ценовая политика предприятия