Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 19:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность малого предпринимательства;
- Выявить основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
- Проанализировать поддержку малого предпринимательства и перспективы развития на региональном уровне, т.е. на примере Новосибирской области.
Введение………………………………………………………………………..2
1 Малое предпринимательство: сущность, цели и задачи. Государственная поддержка малого предпринимательств............................................................4
1.1 Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………………………..8
1.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства…………….12
1.3Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства ……………………………………………………………………………..17
2 Существующая практика поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области………………………………………….............................22
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы ………………………………
Производство и переработка с\х продукции – 16%
Развитие инфраструктуры в сфере поддержки МП – 8%
Строительство объектов жилищного назначения – 10%
Производство ТНП – 27%
Производство лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание медицинских услуг – 2%.
Средства на финансирование проектов реально были сформированы из следующих источников:
Ассигнования из Областного бюджета – 91%
Возвратные средства НОФПМП – 9%.
Финансирование проектов на возвратной основе осуществлялось при условиях:
- срок – до 3 лет (в основном, до 1,5лет)
- процентная ставка - 50% учетной ставки рефинансирования ЦБ
- форма предоставления
– безналичное перечисление на
расчетный счет, оплата стоимости
оборудования по
- погашение задолженности:
а) отсрочка выплаты процентов,
б) ежемесячная выплата процентов,
в) возврат основной суммы долга по истечении срока договора, допускается досрочное погашение кредита
- обеспечение – залог ликвидных основных средств, гарантия банка, поручительство третьих лиц, страховка.
За более чем 4 года деятельности НОФПМП было профинансировано лишь очень малое количество предприятий. Данная организация ставит перед собой очень актуальные цели и задачи, однако недостаток финансовых средств в областном бюджете, не говоря уже о федеральном, не позволяет оказывать поддержку малым предприятиям хотя бы в половину того объема, в котором они нуждаются.
2)Научно-технологический парк «Новосибирск».
Научно-образовательный комплекс Новосибирской области является третьим по масштабам в России и представляет собой уникальное сочетание научных организаций и образовательных учреждений трех сибирских отделений РАН, 3 государственных научных центров, в том числе Государственный научный центр Вирусологии и Биотехнологии «Вектор», около 100 отраслевых НИИ, 27 высших, 57 средних специальных учебных заведений, более 50 учреждений дополнительного профессионального образования.
С таким научно-образовательным комплексом и индустрией в Новосибирске есть предпосылки для такого сценария развития экономики, в котором научно-техническое развитие территории играет ведущую роль, а таким ресурсом служит его научно-технический потенциал. Но, несмотря на серьезные достижения в фундаментальных и прикладных исследованиях, коммерциализация научных результатов идет крайне неэффективно, значительная часть их или вывозится в виде интеллектуального сырья за пределы области или остается невостребованной. В любом случае экономика области несет существенные потери . Поэтому область крайне заинтересована в развитии инновационной деятельности, в которой динамичное и особо рисковое малое предпринимательство играет центральную роль.
Таким образом, в Новосибирске наука является градообразующим фактором, который может либо способствовать ее выходу из экономического кризиса, либо существенно усугублять его.
В настоящее время администрация области и руководство Сибирских отделений РАН прикладывают усилия для развития созданного на территории области научно-технологического парка «Новосибирск». Технопарк – совокупность юридических лиц, аккредитованных при его исполнительной дирекции, функционирующих в соответствии с нормативно-правовой базой в интересах области, действия которых направлены на достижение уставных целей:
- производство наукоемкого, конкурентно способного товара и реализация его на рынке;
- формирование благоприятных
условий для развития и
- увеличение налоговых поступлений в бюджет;
- способствование решению
экономических и социальных
Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом подписано распоряжение от 25.11.96 «Об учреждении исполнительной дирекции технопарка «Новосибирск», в котором отражена необходимость государственной поддержки в становлении предпринимательства в сфере наукоемких технологий. Это позволит снизить риск вложений и поддержать реализацию проработанных проектов, требующих консультаций высокопрофессиональных экспертов и менеджеров, изучение потенциального риска, юридических и информационных услуг. Данное распоряжение и постановление Правительства РФ от 31.05.95 были этапами преодоления сложившихся стереотипов Федеральной власти в восприятии технопарков как ассоциаций структур малого предпринимательства, не требующих ни правительственных решений, ни государственной поддержки.
При выборе приоритетов инновационной деятельности технопарка «Новосибирск» ставка делалась на разработки и инновационные проекты, выполненные в рамках научных направлений в которых традиционно сильны новосибирцы, и которые представляют наиболее перспективные «точки роста» в общероссийском масштабе и востребованы на рынке научно-технической продукции. Это:
1)Телекоммуникационные
2)Биотехнологии на основе биоинженерии:
- технологии иммунокоррекции
- производство лекарственных
форм на основе местного
- использование
- производство лечебно-
3)Новые материалы: керамические материалы, нанокерамика, сверхтвердые материалы, биосовместные материалы и др.
Функционирование технопарка определяется следующими принципами:
- Государственная поддержка технопарка;
- Добровольное объединение
исполнителей проектов и
- Открытость к участию субъектов с различной формой собственности;
- Программно-целевой принцип
в организации деятельности
- Многоканальное финансирование проектов.
Технопарк «Новосибирск» может стать полигоном отработки новых технологий и их дальнейшего распространения на промышленные предприятия, но при условии оптимизации хозяйственной системы области и восприимчивости промышленности к достижениям науки.
Технопарк может дать городу:
Рабочие места и возможность овладения современными технологиями;
Дополнительный приток средств федерального бюджета, привлекаемых для финансирования инновационных проектов и научно-технических разработок, реализуемых в интересах области из средств федерального бюджета;
Создание условий для освоения новейших технологий и их передачу простаивающим промышленным предприятиям;
Однако, мэрия г.Новосибирска НТР города не планирует и им не управляет, целиком полагаясь на федеральные и областные органы государственной власти. Закон «О научной деятельности и региональной научно-технической политике НСО», в котором признана важность для экономической и социальной стабильности области эффективного использования ее интеллектуального потенциала и также признана приоритетность научной деятельности, предусматривает выделение 1,5% бюджета области на научные разработки. Но данный закон не выполняется. В 1998 году ни один проект не был профинансирован, а количество малых фирм, работающих на территории технопарка сократилось с 62 до 40.
Как уже говорилось выше, наука и инновационная деятельность в Новосибирске являются градообразующими факторами и такое отношение к ним со стороны местных властей грозит потерями сегодня и утратой значительных преимуществ в будущем.
3) Новосибирское региональное
некоммерческое партнерство по
развитию малого и среднего
предпринимательства «Лига
Данная организация (далее ЛНП) была официально основана 17.12.98 и уже спустя несколько месяцев объединила в себе ряд представителей малого, среднего бизнеса, три фонда, 11 профессиональных объединений предпринимателей, несколько общественных предпринимательских организаций.
Целями создания ЛНП являются содействие формированию и становлению «среднего класса», способного предпринимательской деятельностью обеспечивать трудовую занятость населения, развитие экономики, увеличение производства социально значимых товаров и услуг, увеличение налогооблагаемой базы.
Предметом деятельности партнерства является организационная и юридическая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса – членов ЛНП - для решения следующих задач:
- Координация профессиональной
деятельности членов ЛНП в
интересах развития
- Содействие эффективному
сотрудничеству
- Привлечение внимания
государственных органов и
- Участие в разработке
и реализации региональных, межрегиональных
и международных программ
-Содействие развитию региональных, межрегиональных, международных экономических связей членов ЛНП;
- Содействие развитию
структуры производства в
- Повышение профессиональных навыков членов ЛНП;
- Информационная и учебно-
-Участие посредством
нормотворческой инициативы в
совершенствовании нормативно-
Понимая исключительную социальную и экономическую значимость предпринимательства, данная организация строит свою деятельность на основе сотрудничества предпринимательских структур и органов власти. Создан совет по предпринимательству при мэрии г. Новосибирска, через который проходит большое количество постановлений, информации, конкретных вопросов предпринимателей. Первоочередной мерой для дальнейшего взаимодействия представителей малого бизнеса и властных структур должно стать создание при главах районных администраций подобных советов с участием ведущих местных предпринимателей, чтобы все вопросы, касающиеся жизнедеятельности территории, а также проблемы бизнеса решались только с участием представителей малого бизнеса.
На более высоком уровне предприниматели могут отстаивать свои интересы, войдя в территориальные советы, в областной совет, считает руководитель ЛНП Кибирев С.Ф. У депутатов областного совета есть опыт – например, сессией было принято решение по поводу постановления о введении кассовых аппаратов. В результате усилий ЛНП и усилий органов других субъектов Федерации оно было отменено. Кроме того, через облсовет проходит ряд законов, также напрямую касающихся предпринимателей – прежде всего, это Закон о налоге на вмененный доход, который, безусловно, является шагом вперед: во-первых, введение единой ставки налога с предполагаемой прибыли позволит «вытащить» доход из тени, а во-вторых, это позволит предпринимателю иметь на руках доход, может быть, больший, чем тот, с которого уплачен налог.
Организаторская деятельность ЛНП осуществляется в следующих направлениях:
1) Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере предпринимательства.
- разработка проекта дополнений
и изменений к областному
- принятие участия в
разработке областных законов: «О
поддержке эффективных
- разработка проекта Положения
о бюджетной поддержке
- разработка рекомендаций
для органов власти по
2) Организационное обеспечение предпринимательской деятельности:
- изучение товарных и
финансовых потоков на
- разработка и осуществление
предложений по
- взаимодействие и взаимная
поддержка членов ЛНП с
3) Юридическое обеспечение
предпринимательской
- постоянное осуществление
проверок соблюдения
Информация о работе Уровни и формы государственной поддержки малого предпринимательства