Уровни и формы государственной поддержки малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность малого предпринимательства;
- Выявить основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
- Проанализировать поддержку малого предпринимательства и перспективы развития на региональном уровне, т.е. на примере Новосибирской области.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
1 Малое предпринимательство: сущность, цели и задачи. Государственная поддержка малого предпринимательств............................................................4
1.1 Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………………………..8
1.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства…………….12
1.3Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства ……………………………………………………………………………..17
2 Существующая практика поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области………………………………………….............................22
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

основы предпринимательства.docx

— 65.46 Кб (Скачать)

Производство и переработка с\х продукции – 16%

Развитие инфраструктуры в сфере поддержки МП – 8%

Строительство объектов жилищного назначения – 10%

Производство ТНП – 27%

Производство лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание медицинских услуг – 2%.

Средства на финансирование проектов реально были сформированы из следующих источников:

Ассигнования из Областного бюджета – 91%

Возвратные средства НОФПМП – 9%.

Финансирование проектов на возвратной основе осуществлялось при условиях:

- срок – до 3 лет (в основном, до 1,5лет)

- процентная ставка - 50% учетной  ставки рефинансирования ЦБ

- форма предоставления  – безналичное перечисление на  расчетный счет, оплата стоимости  оборудования по представленным  счетам

- погашение задолженности:

а) отсрочка выплаты процентов,

б) ежемесячная выплата процентов,

в) возврат основной суммы долга по истечении срока договора, допускается досрочное погашение кредита

- обеспечение – залог  ликвидных основных средств, гарантия  банка, поручительство третьих лиц, страховка.

За более чем 4 года деятельности НОФПМП было профинансировано лишь очень малое количество предприятий. Данная организация ставит перед собой очень актуальные цели и задачи, однако недостаток финансовых средств в областном бюджете, не говоря уже о федеральном, не позволяет оказывать поддержку малым предприятиям хотя бы в половину того объема, в котором они нуждаются.

2)Научно-технологический  парк «Новосибирск».

Научно-образовательный комплекс Новосибирской области является третьим по масштабам в России и представляет собой уникальное сочетание научных организаций и образовательных учреждений трех сибирских отделений РАН, 3 государственных научных центров, в том числе Государственный научный центр Вирусологии и Биотехнологии «Вектор», около 100 отраслевых НИИ, 27 высших, 57 средних специальных учебных заведений, более 50 учреждений дополнительного профессионального образования.

   С таким научно-образовательным комплексом и индустрией в Новосибирске есть предпосылки для такого сценария развития экономики, в котором научно-техническое развитие территории играет ведущую роль, а таким ресурсом служит его научно-технический потенциал. Но, несмотря на серьезные достижения в фундаментальных и прикладных исследованиях, коммерциализация научных результатов идет крайне неэффективно, значительная часть их или вывозится в виде интеллектуального сырья за пределы области или остается невостребованной. В любом случае экономика области несет существенные потери . Поэтому область крайне заинтересована в развитии инновационной деятельности, в которой динамичное и особо рисковое малое предпринимательство играет центральную роль.

   Таким образом, в Новосибирске наука является градообразующим фактором, который может либо способствовать ее выходу из экономического кризиса, либо существенно усугублять его.

   В настоящее время администрация области и руководство Сибирских отделений РАН прикладывают усилия для развития созданного на территории области научно-технологического парка «Новосибирск».   Технопарк – совокупность юридических лиц, аккредитованных при его исполнительной дирекции, функционирующих в соответствии с нормативно-правовой базой в интересах области, действия которых направлены на достижение уставных целей:

- производство наукоемкого, конкурентно способного товара и реализация его на рынке;

- формирование благоприятных  условий для развития и интеграции  предпринимательства в производственной  и научно-технической сферах;

- увеличение налоговых  поступлений в бюджет;

- способствование решению  экономических и социальных проблем  региона.

Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом подписано распоряжение от 25.11.96 «Об учреждении исполнительной дирекции технопарка «Новосибирск», в котором отражена необходимость государственной поддержки в становлении предпринимательства в сфере наукоемких технологий. Это позволит снизить риск вложений и поддержать реализацию проработанных проектов, требующих консультаций высокопрофессиональных экспертов и менеджеров, изучение потенциального риска, юридических и информационных услуг. Данное распоряжение и постановление Правительства РФ от 31.05.95 были этапами преодоления сложившихся стереотипов Федеральной власти в восприятии технопарков как ассоциаций структур малого предпринимательства, не требующих ни правительственных решений, ни государственной поддержки.

   При выборе приоритетов инновационной деятельности технопарка «Новосибирск» ставка делалась на разработки и инновационные проекты, выполненные в рамках научных направлений в которых традиционно сильны новосибирцы, и которые представляют наиболее перспективные «точки роста» в общероссийском масштабе и востребованы на рынке научно-технической продукции. Это:

1)Телекоммуникационные системы, информационные и компьютерные  технологии;

2)Биотехнологии на основе  биоинженерии:

- технологии иммунокоррекции

- производство лекарственных  форм на основе местного природного  сырья НСО и Горного Алтая

- использование биотехнологических  методов для получения биологически  активных веществ

- производство лечебно-профилактических  и диагностических препаратов  нового поколения;

3)Новые материалы: керамические  материалы, нанокерамика, сверхтвердые  материалы, биосовместные материалы  и др.

Функционирование технопарка определяется следующими принципами:

- Государственная поддержка  технопарка;

- Добровольное объединение  исполнителей проектов и интеграция  их ресурсов на взаимовыгодных  условиях;

- Открытость к участию  субъектов с различной формой  собственности;

- Программно-целевой принцип  в организации деятельности технопарка  при конкурсном отборе проектов;

- Многоканальное финансирование  проектов.

Технопарк «Новосибирск» может стать полигоном отработки новых технологий и их дальнейшего распространения на промышленные предприятия, но при условии оптимизации хозяйственной системы области и восприимчивости промышленности к достижениям науки.

Технопарк может дать городу:

Рабочие места и возможность овладения современными технологиями;

Дополнительный приток средств федерального бюджета, привлекаемых для финансирования инновационных проектов и научно-технических разработок, реализуемых в интересах области из средств федерального бюджета;

Создание условий для освоения новейших технологий и их передачу простаивающим промышленным предприятиям;

Однако, мэрия г.Новосибирска НТР города не планирует и им не управляет, целиком полагаясь на федеральные и областные органы государственной власти. Закон «О научной деятельности и региональной научно-технической политике НСО», в котором признана важность для экономической и социальной стабильности области эффективного использования ее интеллектуального потенциала и также признана приоритетность научной деятельности, предусматривает выделение 1,5% бюджета области на научные разработки. Но данный закон не выполняется. В 1998 году ни один проект не был профинансирован, а количество малых фирм, работающих на территории технопарка сократилось с 62 до 40.

Как уже говорилось выше, наука и инновационная деятельность в Новосибирске являются градообразующими факторами и такое отношение к ним со стороны местных властей грозит потерями сегодня и утратой значительных преимуществ в будущем.

3) Новосибирское региональное  некоммерческое партнерство по  развитию малого и среднего  предпринимательства «Лига Новосибирских  предпринимателей».

Данная организация (далее ЛНП) была официально основана 17.12.98 и уже спустя несколько месяцев объединила в себе ряд представителей малого, среднего бизнеса, три фонда, 11 профессиональных объединений предпринимателей, несколько общественных предпринимательских организаций.

Целями создания ЛНП являются содействие формированию и становлению «среднего класса», способного предпринимательской деятельностью обеспечивать трудовую занятость населения, развитие экономики, увеличение производства социально значимых товаров и услуг, увеличение налогооблагаемой базы.

Предметом деятельности партнерства является организационная и юридическая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса – членов ЛНП - для решения следующих задач:

- Координация профессиональной  деятельности членов ЛНП в  интересах развития производства  товаров и услуг, рыночных отношений, защиты интересов местных товаропроизводителей;

- Содействие эффективному  сотрудничеству предпринимательских  структур с органами государственной  власти и местного самоуправления, с государственными контролирующими  и регулирующими органами в  интересах решения проблем малого  и среднего бизнеса, соблюдение  законодательства РФ, регулирующего  сферу бизнеса и в области  государственной налоговой политики;

- Привлечение внимания  государственных органов и общественно-политических  организаций к проблемам малого  и среднего бизнеса;

- Участие в разработке  и реализации региональных, межрегиональных  и международных программ поддержки  и развития предпринимательства, в разработке и реализации  инвестиционных проектов в сфере  малого и среднего бизнеса, программ  экономического развития территорий;

-Содействие развитию  региональных, межрегиональных, международных  экономических связей членов  ЛНП;

- Содействие развитию  структуры производства в регионе  в интересах эффективного использования  его ресурсного и сырьевого  потенциала;

- Повышение профессиональных  навыков членов ЛНП;

- Информационная и учебно-методическая  поддержка членов ЛНП;

-Участие посредством  нормотворческой инициативы в  совершенствовании нормативно-правовой  и законодательной базы политики  субъекта Федерации в сфере  малого и среднего бизнеса;

Понимая исключительную социальную и экономическую значимость предпринимательства, данная организация строит свою деятельность на основе сотрудничества предпринимательских структур и органов власти. Создан совет по предпринимательству при мэрии г. Новосибирска, через который проходит большое количество постановлений, информации, конкретных вопросов предпринимателей. Первоочередной мерой для дальнейшего взаимодействия представителей малого бизнеса и властных структур должно стать создание при главах районных администраций подобных советов с участием ведущих местных предпринимателей, чтобы все вопросы, касающиеся жизнедеятельности территории, а также проблемы бизнеса решались только с участием представителей малого бизнеса.

На более высоком уровне предприниматели могут отстаивать свои интересы, войдя в территориальные советы, в областной совет, считает руководитель ЛНП Кибирев С.Ф. У депутатов областного совета есть опыт – например, сессией было принято решение по поводу постановления о введении кассовых аппаратов. В результате усилий ЛНП и усилий органов других субъектов Федерации оно было отменено. Кроме того, через облсовет проходит ряд законов, также напрямую касающихся предпринимателей – прежде всего, это Закон о налоге на вмененный доход, который, безусловно, является шагом вперед: во-первых, введение единой ставки налога с предполагаемой прибыли позволит «вытащить» доход из тени, а во-вторых, это позволит предпринимателю иметь на руках доход, может быть, больший, чем тот, с которого уплачен налог.

Организаторская деятельность ЛНП осуществляется в следующих направлениях:

1)​ Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере предпринимательства.

- разработка проекта дополнений  и изменений к областному закону  «О государственной поддержке  малых предприятий в НСО»;

- принятие участия в  разработке областных законов: «О  поддержке эффективных предприятий», «О защите частных инвестиций», «О налоге с продаж»;

- разработка проекта Положения  о бюджетной поддержке приоритетных  направлений предпринимательской  деятельности;

- разработка рекомендаций  для органов власти по практической  реализации нормативно-правовой  базы, обеспечивающей поддержку  и развитие предпринимательской  деятельности;

2)​ Организационное обеспечение предпринимательской деятельности:

- изучение товарных и  финансовых потоков на территории  области, рынка спроса и предложения  для выявления перспективных  направлений, сфер взаимодействия  предпринимательских структур –  членов ЛНП, координация их деятельности  по развитию рынка;

- разработка и осуществление  предложений по реструктуризации  и банкротству неэффективных  производств, подбор из числа  участников ЛНП руководящих кадров  для этих предприятий;

- взаимодействие и взаимная  поддержка членов ЛНП с перспективой  создания в рамках организации  общества взаимного кредитования;

3) Юридическое обеспечение  предпринимательской деятельности:

- постоянное осуществление  проверок соблюдения законодательства, регулирующего взаимоотношения  властных структур, государственных  органов с предпринимателями, а  также проверку соответствия  решений, постановлений, распоряжений  властных структур, контролирующих  и регулирующих органов законодательству  в сфере бизнеса;

Информация о работе Уровни и формы государственной поддержки малого предпринимательства