Уровни и формы государственной поддержки малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность малого предпринимательства;
- Выявить основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
- Проанализировать поддержку малого предпринимательства и перспективы развития на региональном уровне, т.е. на примере Новосибирской области.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
1 Малое предпринимательство: сущность, цели и задачи. Государственная поддержка малого предпринимательств............................................................4
1.1 Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………………………..8
1.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства…………….12
1.3Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства ……………………………………………………………………………..17
2 Существующая практика поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области………………………………………….............................22
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

основы предпринимательства.docx

— 65.46 Кб (Скачать)

   Налоговые платежи и порядок их уплаты органически связаны с системой учёта и отчётности, а в целом все они взаимозависимы. От достоверности учёта и отчётности зависит величина и обоснованность налогов. При этом учёт и отчётность не только ориентируют на порядок налоговых платежей и взносов, но и одновременно позволяют контролировать и оценивать производственный процесс и его результаты.

   В середине 90-х годов в России была предпринята попытка снизить затраты малых предприятий на ведение учёта и отчётности и одновременно увеличить налоговые поступления от малого предпринимательства. В декабре 1995 года был принят Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства».

   Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в следующем: данная система налогообложения применяется наряду с действующей системой налогообложения, учёта и отчётности, предусмотренной законодательством РФ.

   Применение упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчётный период.

   Согласно Налоговому кодексу РФ переход на упрощённую систему налогообложения не препятствует как коммерческим, так и некоммерческим организациям получать безвозмездную помощь, гранты в области науки, образования, культуры, искусства и охраны окружающей среды, а также некоммерческим организациям получать пожертвования и целевые поступления на благотворительную деятельность, которые, как и при стандартной системе налогообложения, не включаются в налогооблагаемую базу.

   Для организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учёта и отчётности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

   Объектом обложения единым налогом организаций в упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности установлен совокупный доход, полученный за отчётный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчётный период.

   Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учёт.

   Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности, имея ряд положительных сторон (упрощение учёта и отчётности, замена совокупных федеральных, региональных налогов и сборов единым налогом, право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощённой системе, или возврат к обычному порядку учёта и отчётности и др.), не лишена существенных недостатков. Так, упрощённая система налогообложения распространяется далеко не на все малые предприятия. Под его действие попадают малые предприятия с численностью занятых до 15 человек. В их число включаются работающие по договорам порядка и иным договорам гражданско-правового характера, а также занятые в филиалах малого предприятия. Эти малые предприятия не должны являться производителями подакцизной продукции и организациями, созданными на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий. Действие закона не распространяется на страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса. Кроме того, конкретный налогоплательщик может претендовать на применение упрощённой системы налогообложения, если совокупный доходный размер валовой выручки не превышает сумму сто тысячекратного минимального размера оплаты труда в течение предшествующего года. Закон предусматривает и ряд других ограничений в его применении.

   Таким образом, к концу 1999 г. из 500 тыс. малых предприятий, имеющих право на упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, на неё перешло только 3%, а налоговые поступления от них составили менее 1% от общей суммы.

   Следующим шагом в развитии специальных режимов налогообложения для малого предпринимательства стала разработка и принятие закона «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» (июль 1998 г.). Закон вводится в обязательном порядке по решению органов власти субъектов РФ. В конце 2000 г. более 70 регионов ввели на своих территорий данный закон, однако результаты его оказались ниже ожидаемых. Трудности его применения связаны с отсутствием методики определения налогооблагаемой базы и большим диапазоном деятельности малых предприятий.

   Уплата единого налога предусматривает замену ряда налогов. Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах оказания предпринимателями ремонтно-строительных услуг, бытовых услуг физическим лицам, парикмахерских услуг, услуг по краткосрочному проживанию, а также в сферах общественного питания, розничной торговли, транспортных услуг.

   Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов.

   И УСН (упрощённая система налогообложения), и ЕНВД (единый налог на вменённый доход) предполагают замену четырех налогов одним. Вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций (НДФЛ и налога на имущество физических лиц – для индивидуальных предпринимателей), ЕСН (единый социальный налог) и НДС налогоплательщик уплачивает всего один налог. Однако ЕНВД по многим параметрам отличается от УСН.

   Во-первых, УСН уплачивается добровольно, а ЕНВД – принудительно. На УСН может перейти любой налогоплательщик, если размер его доходов и прочие параметры соответствуют требованиям НК РФ. На ЕНВД налогоплательщик обязан перейти, если он осуществляет, хотя бы один из видов предпринимательской деятельности.

   Второе существенное отличие вытекает из первого. На УСН переводится вся деятельность налогоплательщика. ЕНВД же уплачивается только в отношении тех видов деятельности, которые подпадают под этот режим. В результате, если организация или индивидуальный предприниматель ведёт несколько видов деятельности, часть из которых подпадает под ЕНВД, а часть – нет, такой налогоплательщик должен вести два отдельных учета. Один в отношении ЕНВД, другой – в отношении общего режима налогообложения или УСН.

   Таким образом, наличие специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства является важной составляющей в государственной поддержке малого бизнеса. Однако, на практике их использование недостаточно эффективно. Так, упрощённый бухгалтерский отчёт оказался слишком простым и затрудняет внутрифирменный анализ работы из-за отсутствия информационной базы.

   Совершенствование налогообложения малых предприятий требует одновременного поиска приемлемых вариантов учёта и отчётности. В этой связи налогообложение малых предприятий по принципу единого налога на вменённый доход в условиях действия упрощённой системы учёта и отчётности следует рассматривать как поиск компромисса между ними в условиях многообразия форм предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Существующая  практика поддержки малого предпринимательства  в Новосибирской области.

В Новосибирской области создан ряд организаций, чья деятельность связана с поддержкой малого предпринимательства, а именно:

- Официальное представительство  фонда содействия развитию малых  форм предприятий в научно-технической  сфере,

- Учебно-деловой центр  Морозовского проекта,

- МАРП (Межрегиональная Ассоциация  Руководителей Предприятий),

- МАСС (Межрегиональная Ассоциация  Сибирское Соглашение,

- «Общество развития Новосибирска»  и другие организации.

Всего 27 организаций.

Ниже представлено описание трех в перспективе наиболее значимых структур, действующих в г. Новосибирске.

1) Новосибирский Областной  Фонд Поддержки Малого Предпринимательства (НОФПМП).

Новосибирский Областной Фонд Поддержки Малого Предпринимательства в соответствии с Федеральными законами «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и «О некоммерческих организациях» является некоммерческой организацией в форме государственного учреждения, осуществляющей финансовое обеспечение государственной поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области и не имеющей основной целью своей деятельности извлечение прибыли.

Учредителем НОФПМП является администрация Новосибирской области.

Основной целью деятельности НОФПМП является реализация проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

Основные задачи НОФПМП:

- Содействие в формировании  рыночных отношений на основе  государственной поддержки МП  и развития конкуренции путем  привлечения и эффективного использования  финансовых ресурсов для реализации  целевых программ, проектов и  мероприятий в области малого  предпринимательства;

- Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном  отборе, а также в реализации  федеральных, региональных, отраслевых, областных и муниципальных программ  развития и поддержки МП, проектов  в области МП, демонополизации  экономики, насыщения товарного  рынка, создания новых рабочих  мест;

- Поддержка инновационной  деятельности предпринимательских  структур, стимулирование разработки  и производства принципиально  новых видов продукции, содействие  в освоении новых технологий  и изобретений;

- Содействие в привлечении  отечественных и иностранных  инвестиций для реализации приоритетных  направлений деятельности по  созданию конкурентной среды  и развитию малого предпринимательства.

Для достижения своей основной цели НОФПМП осуществляет следующие функции:

- Является заказчиком  областной программы поддержки  МП в Новосибирской области;

- Осуществляет финансирование  мероприятий областной программы  государственной поддержки МП;

- Оказывает финансовую  помощь на возмездной и безвозмездной  основе при осуществлении различных  программ поддержки МП;

- Предоставляет субъектам  МП кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы без приобретения  лицензии на ведение банковской  деятельности;

- Осуществляет контроль  за целевым использованием субъектами  МП финансовых средств, выделяемых  НОФПМП или получаемых при  его содействии, приостанавливает  финансирование в случае выявления  нарушений субъектами МП целевого  использования указанных средств;

- Принимает долевое участие  в создании и деятельности  коммерческих и некоммерческих  организаций, обеспечивающих развитие  инфраструктуры рынка, специализированных  консультационных организаций и  информационных систем поддержки  МП и развития конкуренции, систем  потребительской экспертизы и  сертификации товаров и услуг;

- Взаимодействует с государственными  и муниципальными фондами поддержки  МП на основе принципов равенства, взаимной экономической заинтересованности  и ответственности;

- Осуществляет финансирование  мероприятий по подготовке, переподготовке  и повышения квалификации кадров  для малых предприятий, поддержке  новых экономических структур, защите  прав потребителей;

- Финансирует проведение  конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных  с деятельностью НОФПМП;

Надзор за деятельностью НОФПМП осуществляет Попечительский совет. В период с 1995 г. по 1.01.99 прошло 18 заседаний Попечительского совета, на которых было рассмотрено для возможного финансирования 72 проекта. По решению ПС были профинансированы:

На возвратной основе – 14 проектов на сумму 8,537 млн. рублей;

На безвозвратной основе – 9 проектов на сумму 2,245 млн. рублей.

Всего 23 проекта на сумму 10,782,5 млн. рублей.

По приоритетным направлениям, определенным в областной программе поддержки малого предпринимательства, выделенные финансовые средства распределились следующим образом:

Оказание социально-бытовых услуг населению – 37%

Информация о работе Уровни и формы государственной поддержки малого предпринимательства