Уровни и формы государственной поддержки малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность малого предпринимательства;
- Выявить основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
- Проанализировать поддержку малого предпринимательства и перспективы развития на региональном уровне, т.е. на примере Новосибирской области.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
1 Малое предпринимательство: сущность, цели и задачи. Государственная поддержка малого предпринимательств............................................................4
1.1 Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………………………..8
1.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства…………….12
1.3Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства ……………………………………………………………………………..17
2 Существующая практика поддержки малого предпринимательства в Новосибирской области………………………………………….............................22
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

основы предпринимательства.docx

— 65.46 Кб (Скачать)

   Другой важной задачей, выполнение которой необходимо для успешного развития малого бизнеса, является создание надлежащей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время предприниматели не удовлетворены правовым регулированием их деятельности, несмотря на то, что в течение нескольких последних лет было принято немало законодательных и нормативных актов. Многие предприниматели высказывают пожелание провести усовершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, особенно в части, касающейся регулирования текущей деятельности малых предприятий.

   Больным вопросом для малого предпринимательства является несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий. Многие предприниматели жалуются на избыточность контролирующих органов, к тому же работа с их представителями требует больших затрат рабочего времени. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Существенно осложняет деятельность малых предприятий отсутствие профессионально подготовленных руководителей (менеджеров), обладающих всеми качествами, необходимыми для работы в современных условиях.

   Таким образом, очевидно, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

   В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

   Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Малым предприятиям необходима инфраструктура, сориентированная на специфику малого бизнеса: банки, биржи, аудиторские и страховые фирмы, информационные центры, коммерческие центры по обеспечению материальными ресурсами и т.д.

   Во-вторых, установление упрощённой системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставление бухгалтерской и статистической отчётности.

   В-третьих, создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий.

   В-четвёртых, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства осуществляется в виде:

1.​ сотрудничества с международными организациями;

2.​ содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров, результатов интеллектуальной деятельности;

3.​ создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого бизнеса, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность;

4.​ реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

   В-пятых, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Данное направление поддержки малого предпринимательства отражено в статье 21 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этой статье, поддержка по данному направлению осуществляется в виде:

1.​ разработки примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов;

2.​ создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого предпринимательства;

3.​ учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого предпринимательства.

   Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, не все это формы реализуются на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства

   Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» инфраструктурой поддержки малого предпринимательства является организации, которые создаются в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг при реализации федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого предпринимательства, и оказания им поддержки.

   Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во много зависит от функционирования разветвлённой инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональном уровнях. Так важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса, министерства торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческий банк, федеральные фонды и другие организации.

   В РФ сложилась определённая инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных Комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономики, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки малого предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

   Большую роль в механизме поддержки развития малого предпринимательства ранее играл Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, однако указом Президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован. В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение политики в области государственной поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г.

   Необходимо отметить, что помимо Фонда поддержки существует также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого Фонда направлена на исключительное оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоёмких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствует освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоёмких фирм – инкубаторов бизнеса, инновационных центров. Данный фонд (в отличие от Фонда поддержки малого предпринимательства) оказывает финансовую помощь на возвратной основе, с оплатой за использование средств.

   Кроме фондов поддержки и содействия в России существуют и другие организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий.

   Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например, Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы.

   За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российская Ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и т.д.

   Российское агентство поддержки малого среднего бизнеса создано в 1992 г. в рамках межправительственного соглашения между Россией и Великобританией. Основными задачами агентства являются содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций. Агентство предлагает широкий спектр услуг: индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики; помощь в регистрации предприятия и лицензировании его деятельности, разработка и оформление учредительных документов; нормативно-правовое обслуживание; рекламные и издательские услуги.

   В решении проблем малого бизнеса большую роль играет общественная организация предпринимателей – Российская торгово-промышленная палата (ТТП РФ). В 2000 г. у торгово-промышленных палат всего мира был своеобразный юбилей: 400 лет назад марсельские купцы объединились и создали торговую палату для защиты своих интересов. Несколько позже к ним присоединились промышленники. Так был сформирован институт торгово-промышленных палат.

   В России первая ТТП появилась достаточно поздно – в 1911 г. Предполагалось, что это будет палата западного образца, и даже был подготовлен соответствующий проект устава. Но из-за войн и революций начала XX века вопрос о формировании этого института промышленников и предпринимателей был отложен на неопределённый срок. Вновь вернулись к этой идее только в начале 20-х гг. XXв. Когда социалистическая Россия пыталась наладить торговые отношения с Западом, возникла проблема: отсутствовал орган, который бы курировал эту деятельность. Поэтому в 1922 г. указом В.И. Ленина в Петрограде была создана торгово-промышленная палата, которая до сих пор является одной из самых сильных палат в России. Спустя несколько лет ТПП стали появляться в союзных республиках и отдельных регионах.

   В 1991 г. была образована российская ТПП. Курирование внешнеэкономических отношений перестало быть доминирующей функцией ТПП. На первый план вышло то, чем занимались изначально палаты всего мира, – отстаивание интересов бизнесменов. Экономическая и политическая обстановка в стране обусловила необходимость нового организационного построения ТПП: нужно было приблизить её к предпринимателям. Во всех субъектах РФ сейчас действуют ТПП, сейчас насчитывается 151 палата. Эти палаты независимы от государства и существуют за счёт членских взносов.

Законно «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», принятый в 1993 г., стал важнейшим импульсом для развития торгово-промышленных палат в России. Палаты являются единственными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющие свою деятельность на основании специального закона. Членами Российской ТПП являются 87 союзов и гильдий, имеющих различные профили деятельности и географию.

   Палаты разных стран выполняют одни и те же функции (их около 100): выставочная деятельность, информационное обеспечение, сертификация товаров, защита интеллектуальной собственности, размещение государственных заказов, защита интересов предпринимательства и др.

   Изменения, происходящие в экономике, политике и сфере государственного управления, создают реальные предпосылки для консолидации предпринимательства, укрепления взаимодействия бизнеса и власти, повышения роли торгово-промышленных палат и других общественных организаций предпринимателей в процессе выработки и реализации стратегии социально-экономического развития России.

   Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ, которые имеют право принимать законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. На региональном уровне государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Специальные  налоговые режимы для субъектов  малого предпринимательства

   Современные налоговые платежи, правильное определение налогооблагаемой базы и полное использование всех возможных налоговых льгот – всё это важные факторы нормальной работы малого предприятия. В то же время налоги, обязательные отчисления в различные фонды ограничивают возможности предпринимателей по использованию результатов своей работы для развития производства и личного потребления.

Информация о работе Уровни и формы государственной поддержки малого предпринимательства