Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:08, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование торгового обслуживания покупателей и разработка методов повышения его эффективности на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
определить понятие и критерии процесса обслуживания;
проанализировать уровень процесса обслуживания;
разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности процесса обслуживания;
дать оценку эффективности мероприятиям, направленным на повышение эффективности торгового обслуживания.
В крупном универмаге покупателю предоставляется до пятидесяти различных услуг. Специалисты могут дать консультацию о правилах и порядке пользования технически сложными товарами, продемонстрировать новинки в действии.
Любая торговая услуга должна быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий. Безусловно, набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников [10, с.27].
Повышение культуры торговли путем интенсивного развития торговых услуг на потребительском рынке способствует решению задач:
В рыночных условиях развитие всех видов услуг должно быть выгодно предпринимателям и удобно для потребителей. При этом все виды услуг, способствующих росту товарооборота. Оборачиваемости, доходности, получают соответствующее развитие при росте доходов населения. В настоящее время большинство населения отличается низкой покупательской способностью, поэтому даже часть традиционных услуг не находит применения в торговле. Вместе с тем эта сфера деятельности начала активизироваться в магазинах и на предприятиях питания, обслуживающих в основном население с высокими доходами [10, с.35].
Безусловно, качество
торгового обслуживания в значительной
степени определяется количеством
и качеством дополнительных торговых
услуг, оказываемых магазином
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относятся услуги, непосредственно связанные с продажей товаров – консультации продавцов и специалистов, рекламная информация и т. д.
Другие услуги, предоставление которых для магазина связаны с дополнительными затратами могут выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах, хотя в последнее время многие магазины в условиях конкуренции, оказывают некоторые из таких услуг бесплатно [10, с.120].
Можно организовать для привлечения покупателей услугу – продажа товара по заказу. Перечень товаров, реализуемых по заказам, должен быть вывешен в магазине. Заказы могут быть приняты непосредственно в магазине, по телефону или по месту работы покупателя и оформлены на специальном бланке. Покупатель или получает товар в самом магазине, или он доставляется ему на дом.
Так же, покупателям,
в магазинах могут
Таким образом,
прогрессивные явления в
2. Анализ торгового обслуживания покупателей в магазине «Престиж»
2.1 Характеристика объекта исследования
Объектом исследования является торговое предприятие – ИП Глушков А.И. (магазин бытовой техники «Престиж»). Организационно-правовая форма магазина – индивидуальное предприятие.
В соответствии с ГОСТом – Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» магазин «Престиж» относится к специализированному непродовольственному магазину.
Для подтверждения принадлежности магазина к определенному типу розничных предприятий, рассмотрим систему основных показателей, представленную в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика основных показателей для отнесения предприятия к определенному типу
Размер торговой площади |
Реализуемый ассортимент |
Метод продажи товаров |
457 м2 |
Непродовольственные товары: 1.Телетехника 2. Видеотехника 3. Бытовая техника |
По образцам |
Магазин «Престиж» создан в 2000 году. Руководителем и директором магазина является А.И. Глушков. В магазине используется линейно-функциональная организационная структура (Рис.4).
Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична.
Рис.4 Организационная структура предприятия
В организации работают 9 человек, а именно директор, бухгалтер, менеджер, кассир, продавцы-консультанты и технический персонал (грузчики, уборщица).
Основные функции и возложенные на персонал должностные обязанности определены в должностных инструкциях, составленных руководителем.
Во главе
предприятия стоит директор, в
его обязанности входят представительские
функции и функции контроля за
деятельностью своих
Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников организации, открывает в банках счета организации.
Бухгалтер − сотрудник, который ведёт бухгалтерский учёт в ИП Глушков А.И., также организует учетную политику предприятия, обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.
Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, правильное начисление и перечисление налогов и сборов, платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
Кассир - должностное лицо, заведующее кассой, занимающееся выдачей и приемом денег.
Менеджер - руководит производственной деятельностью групп сотрудников магазина, а также обеспечивает прием и размещение с учетом наиболее рационального использования складских площадей, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей, контролирует ведение учета складских операций. Участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Организует работу по уценке и списанию товаров. Изучает состояние и динамику спроса, разрабатывает долгосрочные и краткосрочные прогнозы спроса. Обеспечивает составление установленной отчетности.
Продавцы-консультанты – должностные лица продающие продукцию, отвечающие за порядок в торговом зале, выкладку и учёт продукции.
Функциональное разделение труда предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения.
Работники склада, продавцы и технический персонал подчиняются администраторам.
С учетом этого
весь персонал предприятия подразделяется
на три категории: административно-
Изначально в магазине работали 10 человек. Но в 2012 году работников стало 9, так как уволился один работник, принадлежащий к категории вспомогательного персонала (табл.3). Наибольшую долю в структуре персонала сейчас занимает категория торгово-оперативного. На одного работника административно-управленческой категории приходится 2 продавца.
Таблица 3
Численность персонала магазина «Престиж» за 2010-2012 г.
Персонал |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2012г. от 2010г., отклонение (+;-) | ||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
1.Административно- |
2 |
5,88 |
2 |
5,88 |
2 |
6,06 |
0 |
100 |
2. Торгово-оперативный |
4 |
47,06 |
4 |
47,06 |
4 |
48,48 |
0 |
100 |
3. Вспомогательный |
4 |
47,06 |
4 |
47,06 |
3 |
45,45 |
-1 |
93,75 |
Всего |
10 |
100 |
10 |
100 |
9 |
100 |
-1 |
97,06 |
Общая численность работников за три года менялась, но число продавцов оставалось неизменным, что говорит о отсутствии текучести кадров.
Оплата труда работников предприятия производится согласно тарификации, которая разрабатывается ежегодно согласно положения об оплате труда, на основе разрядов, тарифной сетки, разработанной ИП Глушковым А.И.. Ежегодно разрабатываются и утверждаются, дополнительные льготы для работников.
Основной вид деятельности – розничная торговля непродовольственными товарами, магазин специализируется на продаже бытовой техники. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей.
Миссия компании - сделать удобнее повседневную жизнь многих людей путём предложения жителям города Лысьвы качественных электроприборов по разумным ценам.
Магазин «Престиж» организует торговлю по образцам и сервисное обслуживание покупателей, самостоятельно и от своего имени заключает договора, приобретает в собственность, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, необходимым для осуществления своей деятельности.
Для осуществления своей деятельности магазин «Престиж» открыл в установленном порядке расчетный счет в банке, имеет самостоятельный баланс, свою печать.
По форме товарной специализации данный магазин следует отнести к группе специализированных магазинов, ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарной группы.
По ценовому уровню реализуемых товаров исследуемый магазин можно отнести к магазинам среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей.
По размеру торговой площади магазин «Престиж» является средним магазином. К средним магазинам в условиях городской застройки относят обычно магазины, с торговой площадью от 251 до 1000 кв.м. Торговая площадь магазина «Престиж» составляет 457 кв.м.
Магазин «Престиж» по типу здания является встроенно-пристроенным, т.е. расположен на первом этаже жилого дома. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим и пожарным.
Магазин «Престиж» работает и развивается уже более 11 лет, это не так уж и мало, у него появились надежные поставщики, которые следят за качеством своих товаров, учитываются потребности и пожелания покупателей при формировании ассортимента. Но при всех достоинствах организации, необходимо совершенствование маркетинговой политики.