Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:08, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование торгового обслуживания покупателей и разработка методов повышения его эффективности на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
определить понятие и критерии процесса обслуживания;
проанализировать уровень процесса обслуживания;
разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности процесса обслуживания;
дать оценку эффективности мероприятиям, направленным на повышение эффективности торгового обслуживания.
Магазин находится по адресу г. Лысьва, ул.Смышляева, 40, что недалеко от центра города. Магазин работает с 10-00 до 19-00, без перерыва, в выходные магазин работает: в субботу с 10-00 до 18-00, а в воскресенье – с 10-00 до 16-00. Режим работы позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей.
Магазин расположен вблизи остановок общественного транспорта и имеет удобную парковочную площадку, прилегающую к территории магазина.
По типу торговой зоны магазин относится к торгово– административной зоне, так как совпадает с центром города и ориентирован на обслуживание постоянных жителей данной территории. А значит основная задача предприятия – формирование торгового ассортимента для полного удовлетворения существующего спроса.
Основной поток покупателей – это люди с разным уровнем дохода. Место расположения магазина выбрано удачно, что обеспечивает получение большей прибыли. Но в то же время это приводит к большой конкуренции.
Подзону магазина можно охарактеризовать как первичная или ближняя торговая зона (территория на которой проживает большинство потенциальных посетителей, 60-65% объемов продаж дают именно эти посетители, границы предприятия проходят в радиусе 2-4 километров). Так как магазин позиционирует себя как место, где можно быстро приобрести товар – основными клиентами являются проживающие в ближайших, жилых домах, а также ближайшие организации.
При сегментировании целевого рынка было выявлено, что 66% потребителей составляют мужчины в возрасте от 21 до 30 лет, имеющие доход средний и выше среднего.
По социальному положению потребителями данной группы товаров являются в основном специалисты с высшим образованием, частные предприниматели, руководители, затем идут служащие и рабочие со средним уровнем дохода, обслуживающий персонал.
Менее всех по покупательской способности являются студенты, пенсионеры, безработные и домохозяйки. Но это и понятно, в основном у всех из них низкий уровень дохода.
Конкуренты данного предприятия - крупные компании как «Бытовая техника», «ТВА», «Оникс», «Бонус», «Сатурн».
Поскольку магазин занимает позицию рядом с конкурентами, то необходимо предпринять попытку дифференцировать свое предложение за счет товара, его цены и качественных отличий.
Магазин «Престиж» предлагает своим покупателям большой выбор качественной электротехники по низким ценам, что делает его конкурентоспособным. Сравнение магазина «Престиж» с основными его конкурентами по основным показателям представлено в таблице 4 (по результатам анкетирования Приложения 2).
Таблица 4
Критерии конкурентоспособности торговых организаций
Запросы потребителей |
Что могут | |||
«Престиж» |
Конкурирующие торговые организации | |||
«ТВА» |
«Бонус» |
«Сатурн» | ||
Удобство расположения |
8 |
7 |
6 |
7 |
Широкий ассортимент |
7 |
7 |
8 |
6 |
Доступные цены |
8 |
6 |
8 |
8 |
Известность |
7 |
8 |
8 |
9 |
Полнота предоставления необходимой информации о товаре |
7 |
8 |
7 |
8 |
Уровень обслуживания |
7 |
7 |
7 |
8 |
Продолжение таблицы 4 | ||||
Благожелательное отношение к посетителям со стороны обслуживающего персонала торговой организации |
8 |
8 |
8 |
8 |
Итого |
52 |
52 |
52 |
54 |
В результате сравнения (табл.4) выявлено, что совокупность критериев оценки для магазина «Престиж» дает равную сумму баллов с двумя из трех конкурентов. Из этого следует, что хотя магазин «Престиж» не является лидером, но есть предпосылки для того, чтобы выйти на лидирующие позиции, для этого нужно устранить недостатки – предоставлять покупателям более полную информацию о товаре, повысить уровень обслуживания. Но также у него есть такие конкурентные преимущества, как удобство расположения, доступные цены.
Обеспечено удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели. Соблюдены требования к уровню освещенности, вентилируемости помещения, температуры в торговом зале.
Склад представляет собой отапливаемое, хорошо вентилируемое сухое помещение.
В магазине «Престиж» торговый зал оформлен в одной цветовой гамме, присутствует целостность и единство пространства. Интерьер торгового зала оформлен просто и лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей. Конфигурацию торгового зала магазина можно считать рациональной, так как его форма приближена к квадрату.
Фасад здания также оформлен в соответствии со всеми требованиями: имеется вывеска с наименованием предприятия и фирменным знаком и указан режим работы.
Предприятие соответствует требованиям охраны окружающей среды и пожарной безопасности.
Территория предприятия охраняется наемным охранным предприятием «Атлант».
Магазин обладает высокой степенью автоматизации торговых процессов.
Используются кассовые аппараты типа АМС-100К (позволяет подключать сканер штрих-кода). Также используется программа 1С: Торговля и Склад.
Предприятие оснащено разнообразным оборудованием. В торговых залах это: витрины, стеллажи для выкладки товаров, выделенные кассовые зоны, оборудованные компьютером, кассовым аппаратом. В складском помещении имеются стеллажи и сейфы для хранения небольшого и дорогого товара.
Также все предприятие оснащено компьютерами с рабочей программой, с помощью которой ведется вся документация и учет товара.
Анализ оснащенности магазина показал, что предприятие располагает всеми необходимыми ресурсами для эффективного организации торгово – технологического процесса.
Основу торговой деятельности магазина «Престиж» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Однако есть не мало причин снижающие качество работ по изучению покупательского спроса:
Одной из важнейших составляющих торгово-технологического процесса также является формирование ассортимента товаров.
Поставки товаров производятся из разных городов России: Екатеринбург, Новосибирск, Бирск, Агидель, Воронеж. Поставки по договорам производятся прямым назначением силами магазина и поставщиков. Это дает возможность снизить продажную цену от 10 до 15%, что делает этот магазин более привлекательным для покупателей.
Магазин «Престиж» специализируется на продаже бытовой техники.
Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на расширение спроса. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.
Ассортимент магазина «Престиж» составляет 7 товарных групп, в большинстве которых насчитывается более пятидесяти позиций различный торговых марок по различным ценовым категориям, реализация которых осуществляется с различной оборачиваемостью. Таким образом, доля каждой группы в общей структуре товарооборота различна. В таблице 5 представлен товарооборот магазина в разрезе товарных групп за 2011-2012 гг.
Розничная реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. В сопоставимой оценке продажа компьютеров в 2012 году снизилась, в связи с чем потери в товарообороте составили 2,6 тыс. руб.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.
Таблица 5
Анализ структуры товарооборота магазина «Престиж»
Товарные группы |
2011год |
2012год |
Изменения в динамике структуры товарооборота, % |
Темп отклонения (%) | ||||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % |
В действующих ценах |
В сопост. ценах |
В действ. ценах |
В сопост. ценах | |||
Сумма, тыс.руб. |
Уд. вес, % | |||||||
Аудио- видео |
12365 |
15,1 |
15963 |
15,7 |
14511,8 |
0,6 |
129,1 |
117,4 |
Мелкая бытовая техника |
6523 |
7,9 |
8512 |
8,4 |
7738,1 |
0,4 |
130,5 |
118,6 |
Техника для кухни |
15698 |
19,2 |
20145 |
19,9 |
18313,6 |
0,7 |
128,3 |
116,6 |
Встраиваемая техника |
10289 |
12,5 |
13279 |
13,1 |
12071,8 |
0,5 |
129,1 |
117,3 |
Авто-аппаратура |
13947 |
17 |
16845 |
16,6 |
15313,6 |
-0,3 |
120,7 |
109,8 |
Компьютеры |
13697 |
16,7 |
14250 |
14,1 |
12954,5 |
-2,6 |
104 |
94,6 |
Прочие |
9209 |
11,2 |
12038 |
11,9 |
10943,6 |
0,6 |
130,7 |
118,8 |
Итого |
81728 |
100 |
101032 |
100 |
91847,2 |
- |
123,6 |
112,4 |
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли продажи мелкой бытовой и встраиваемой техники (на 30,4% и 30,7% соответственно). Увеличилась доля аудио- видео и техники для кухни (29,1% и 29,1% соответственно). Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,6% . Розничный товарооборот в действующих ценах возрос практически по всем товарным труппам, кроме компьютеров и авто-аппаратуры. Особенно значительный рост достигнут по реализации аудио-видео и встраиваемой техники.
Для выявления товаров «звезд» и товаров, не пользующихся особой популярностью у потребителей, был проведен анализ товарных групп по методу АВС (Приложение 1).
По методу АВС создается ситуация, при которой потенциал «товаров-продавцов» и поведение посетителей используется для продажи «товаров пассивного спроса», «дополняющих изделий», «сопутствующих товаров» и «взаимосвязанных покупок».
Сущность метода заключается
в том, что товары объединяют
в три группы в зависимости
от отношения к ним
Группа «А» (техника для кухни и авто-аппаратура) - «товары повседневного спроса», которые выделяются частотой покупки, отличаются минимальной вовлеченностью покупателя и наличием у него предпочтений по маркам, местам и времени продажи.
Группа «В» (аудио-, видео-аппаратура) - «товары предварительного выбора», которые покупаются относительно реже, отличаются высокой степенью вовлеченности покупателя, присутствием у посетителя нечетко выраженной приверженности к определенным маркам, местам и времени покупок и т.п.; компьютеры, встраиваемая техника - «товары особого выбора» («специальные товары»), которые покупаются очень редко, отличаются высокой степенью вовлеченности покупателя и отсутствием карты предпочтения марок, места и времени приобретения, очень большими размерами цены, финансовым риском и т.п.
Группа «С» (прочие) - «товары пассивного спроса» - это товары широкого потребления, о которых потребитель не знает или не задумывается об их покупке при обычных условиях, у покупателя нет четкого о них представления; мелкая бытовая техника - «дополняющие товары», «сопутствующие товары» и «взаимосвязанные покупки» - это товары, которые выступают как дополнения к основным покупкам.
Товары групп «В» и «С» размещены в торговом зале таким образом, чтобы «товары-продавцы» (группы «А») способствовали увеличению их продаж, потому что они нуждаются в поддержке и самостоятельно не могут продаваться, но имеют большое значение для успешной работы предприятия. В магазине «Престиж» товары данных групп размещены именно таким образом, что говорит о том, что учтены их специфические особенности и степени важности для потребителя.