Торговое обслуживание покупателей и разработка методов повышения его эффективности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование торгового обслуживания покупателей и разработка методов повышения его эффективности на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
определить понятие и критерии процесса обслуживания;
проанализировать уровень процесса обслуживания;
разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности процесса обслуживания;
дать оценку эффективности мероприятиям, направленным на повышение эффективности торгового обслуживания.

Файлы: 1 файл

Диплом Аркаша.doc

— 464.00 Кб (Скачать)

Четвертый показатель – активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников, обслуживающих покупателей – не может быть охарактеризован каким-то численным измерителем [22,с.114].

Здесь следует  оценить знание продавцом товара, его полезности; знание правил эксплуатации товара и способов потребления; тонкое понимание психологии покупателей; искусство демонстрации и предложения товаров; умение рекламировать товар и предложить сопутствующие и взаимозаменяемые товары; скорость обслуживания; вежливость и уважение по отношению к покупателю.

Пятый показатель – организация торговой рекламы и информации – помогает покупателю выбрать товар или услугу, ориентироваться в торговом зале [22, с.115].

Реклама имеет  воспитательный характер, так как  под ее воздействием покупатель выбирает товар, считая ее достоверной, а товар  – качественным. Информация о правилах продажи товаров, их размещении, ценах, полезности, получение необходимой покупателю консультации оказывает помощь покупателю не только в выборе товаров, но и способствует сокращению издержек потребления.

Шестой показатель – предоставление покупателям услуг – характеризует виды предлагаемых покупателю услуг, их объем и качество, по мнению покупателей.

Седьмой показатель – завершенность покупки –  обусловлен всеми предыдущими показателями и самым непосредственным образом  зависит от них, определяется этот показатель коэффициентом завершенности покупки [22, с.116].

Завершенность покупки во многом зависит от соблюдения технологии обслуживания, быстроты и  качества обслуживания, профессионального  мастерства продавцов, активности рекламы (информации). Для определения этого показателя необходимо проводить выборочные исследования торгового обслуживания с помощью таких средств, как опросы покупателей, моментные наблюдения за процессом обслуживания, интервью с работниками торгового зала и др. Завершенность покупки напрямую связана с уровнем сервисного обслуживания.

Восьмой показатель – качество обслуживания, по мнению покупателей – является обобщающим и отражает мнение покупателей об уровне обслуживания.

Качество труда  зависит от качества подготовки работников магазина, организации труда, четкости определения функций, выполняемых различными категориями работников, механизации и автоматизации условий труда, организации внутреннего контроля над деятельностью работников массовых профессий. Оценка осуществляется путем опросов покупателей, периодичность которых определяется типом магазина и целью опроса. Результаты опросов покупателей используются наравне с другими способами оценки качества обслуживания.

Каждый показатель имеет определенную значимость, характеризуемую соответствующим коэффициентом, а качество обслуживания в целом определяется величиной среднего обобщающего показателя (суммой коэффициентов).

На данный момент для определения уровня культуры обслуживания существуют методические указания. При определении уровня культуры обслуживания принято считать:

  • устойчивость ассортимента;
  • уровень дополнительного обслуживания покупателей;
  • затраты времени на ожидание обслуживания;
  • уровень культуры обслуживания (по мнению покупателей)

Показатель  устойчивости ассортимента определяется по формуле:

 

, (2)

 

где Оn – число разновидностей товаров имеющихся в продаже;

А – число  разновидностей товаров;

n – число проверок

Уровень дополнительного  обслуживания покупателей  определяется по формуле:

 

, (3)

 

где Ớn – число видов дополнительных услуг, которые оказывались покупателям в момент проверок;

Ớå – число дополнительных услуг, предусмотренных перечнем;

n – число проверок.

Показатель  затрат времени покупателей на ожидание обслуживания Ко определяется по формуле:

 

, (4)

 

где, Ҫô – оптимальные затраты времени покупателей на ожидание обслуживания, установленные для данного типа предприятия (Приложение 1);

Ҫî – средние фактические затраты времени покупателей на ожидание обслуживания.

Средние фактические  затраты времени на ожидание обслуживания складываются:

  • ожидание консультации (Зк);
  • ожидание примерки (Зпр)
  • ожидание расчета (Зр);
  • ожидание получения товара (Зп).

Значимость  отдельных показателей в общем  уровне культуры обслуживания покупателей  представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Значимость  отдельных показателей в общем  уровне культуры

Устойчивость  ассортимента ( )

0,40

Дополнительное  обслуживание покупателей ( )

0,20

Затраты времени  покупателей на ожидание обслуживания ( )

0,30

Культура обслуживания в магазине, по мнению покупателей ( )

0,10


 

 

С учетом всех факторов уровень культуры обслуживания определяется по формуле:

 

) (5)

 

В зависимости  от величины показатели могут быть отнесены к различным категориям по уровню обслуживания.

Таким образом, результаты этих показателей используются для дополнительного стимулирования объемов продаж в магазине, обеспечивающих высокие показатели уровня торгового обслуживания покупателей, а также для поиска резервов, направленных на дальнейшее развитие торгового предприятия, повышение конкурентоспособности.

Показатели, способные  определить качество обслуживания покупателей  это совокупность черт и характеристик  услуги, которые имеют отношение  к их способности удовлетворять  заявленные или подразумеваемые  потребности. Покупатель после посещения торгового зала оценивает состояние культуры обслуживания и перед выходом из магазина возвращает анкету продавцу или опускает ее в специально отведенный ящик.

Выделяют следующие  группы показателей качества обслуживания: быстрота обслуживания; психологические показатели (вежливость, доброжелательность и т.д.)

Необходимо повышать уровень культуры торгового персонала, его профессиональные знания, вежливость, предупредительность по отношению к покупателям, умение чётко и тактично выполнять порученные функции.

Важным требованием  повышения качества торгового обслуживания является знание персоналом магазинов  психологии покупателей. Эти знания должны помогать работникам торговли:

  • изучать типы и психологические особенности покупателей,
  • мотивы совершения покупок,
  • знать особенности восприятия покупателями различных товаров,
  • владеть приемами сосредоточения их внимания на предлагаемых товарах,
  • уметь возбудить интерес и желание к покупке тех или иных продуктов

Психологические факторы должны помогать продавцам, обслуживать покупателей, убедить их в целесообразности покупки товаров в их же собственных интересах. Покупатель всегда должен видеть в продавце защитника, его покупательских интересов, а не купца, во что бы то ни стало желающего продать товар. Именно в этом состоит в первую очередь сложное искусство взаимодействия продавца с покупателем.

Используя метод  «Таинственный покупатель» (Mystery shopping) , предполагающий оценку качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих  в роли покупателя (клиента), можно собирать внутреннюю информацию, необходимую для анализа сильных и слабых сторон персонала.

Качество предоставляемых  услуг оценивается на основании  предварительно разработанных критериев  во время личного посещения магазина или по телефону в соответствии с подробным сценарием поведения «таинственного покупателя».

В качестве «таинственных  покупателей» могут выступать:

  • специально нанятые покупатели, которые играют роль покупателя по предварительно разработанным сценариям: «дружелюбный экстраверт» (любит общаться, но не покупать), «покупатель-спорщик», «нерешительный “чайник”», «покупатель “я все знаю”», «конфликтный покупатель» и т. д;
  • продавцы из другого филиала данной торговой сети анкетеры, сопровождающие реальных покупателей (метод Shop-alongs – поход с покупателем в магазин);
  • реальные покупатели, пожелавшие заполнить анкету.

Для первых двух случаев сложно подобрать «таинственного покупателя» для оценки качества услуг при покупке дорогостоящего и эксклюзивного товара. В данных ситуациях лучше привлекать реальных покупателей, например держателей дисконтных карт, являющихся постоянными клиентами и обладающими определенной долей лояльности к организации.

Работа «таинственных  покупателей» в торговой сети заключается  в заполнении анкеты, содержащей в  себе шкалы для оценки качества услуг, оказываемых клиентам в процессе продажи.

Для достоверности  «таинственным покупателям» выделяется денежная сумма для совершения покупок. Обычно это делается непосредственно  в магазине сети, который подвергается проверке, под соответствующую расписку «таинственного покупателя». Впоследствии оформляется возврат товара.

Использование метода исследования «Таинственный  покупатель» как инструмента  организации имеет следующие  преимущества:

  • секретность и неожиданность проверки позволяют оценить фактический уровень обслуживания в магазине;
  • возможность проверять конкретные действия продавца-консультанта в области его деятельности.

Кроме этого  данный метод позволяет оценить  действия обслуживающего персонала  на практике.

Применяя его, можно достичь следующих целей:

  • оценить коммуникативную и профессиональную компетентность сотрудников;
  • выявить необходимые знания, умения и навыки;
  • проверить выполнение корпоративных стандартов работы;
  • оценить поведение в конфликтных и стрессовых ситуациях;
  • определить ведущие индивидуальные и групповые области коррекции.

Существует  немало фирм, предоставляющих услуги «таинственных покупателей», но это стоит денег, которых и так никогда не хватает. Но это имеет ряд неоспоримых достоинств, поскольку у организации есть возможность:

  • проводить данные исследования регулярно и за меньшие деньги;
  • привлекать реальных покупателей, особенно в случае оценки качества услуг при продаже клиенту дорогого и эксклюзивного товара;
  • осуществлять взаимный контроль информации, получаемой от реальных покупателей и наемных [38].

Из всего  вышесказанного необходимо сделать  вывод о том, что основной задачей  процесса обслуживания покупателей является высокое качество функционирования торговли по более полному удовлетворению спроса покупателей на необходимые им товары при высокой культуре обслуживания. Высокая культура торгового обслуживания способствует увеличению товарооборачиваемости, выполнению плана товарооборота, снижению издержек обращения, увеличению суммы валового дохода, повышению прибыли торговых предприятий .

 

1.4 Организация  дополнительных услуг покупателей

 

Услуга передается покупателю через действия, тогда  как товар передается из рук в  руки. Услуга - это нечто, что обладает ценностью для покупателя и может  восприниматься сознанием, умственно. Для передачи услуги покупателю необходимо выполнить определенные действия или операции. Любые операции или действия обладают такими характеристиками, как начало, продолжение и окончание. Это признаки характеризуют процессы. Следовательно, суть выполнения услуги проявляется в выполнении процессов составляющих услугу операций. Причем услуга может содержать одну или несколько операций. [10, с.126].

Товары можно  увидеть до их покупки, потрогать, почувствовать  запах или измерить и упаковать. Для повышения качества торгового обслуживания существенное значение имеет использование разнообразных и качества услуг. Услуга в нашу торговлю входила медленно, даже болезненно. В первые годы считалось , что предприятию необходимо реализовать товар и получить за него деньги . Всё остальное забота самого покупателя. Сегодня характер и количество предоставляемых услуг характеризует уровень культуры торгового обслуживания [10, с.26].

Сущность потребительских  услуг заключается в удовлетворении потребностей покупателей, в разнообразных видах услуг, связанных с жизнедеятельностью человека. Торговые услуги – это не только удобства, но и экономия времени покупателей.

Информация о работе Торговое обслуживание покупателей и разработка методов повышения его эффективности на предприятии