Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:08, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование торгового обслуживания покупателей и разработка методов повышения его эффективности на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
определить понятие и критерии процесса обслуживания;
проанализировать уровень процесса обслуживания;
разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности процесса обслуживания;
дать оценку эффективности мероприятиям, направленным на повышение эффективности торгового обслуживания.
Пришедшие в магазин «Престиж» покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, так как все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания.
Продавец выявляет
намерения покупателей о
При выполнении технологических операций, связанных с диагностикой техники, затрачивается много труда и времени. Оно сокращается в магазине «Престиж» за счет квалифицированных торговых работников, а также за счет хорошо оснащенных рабочих мест, где есть необходимое торговое оборудование, инвентарь, надлежащий упаковочный материал.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок со склада в зоне выдачи, так как это удобней для покупателей. До 2008 г. выдача товаров покупателям производилась непосредственно в кассовых узлах, поэтому в час пик покупателям приходилось отстаивать две очереди, что отрицательно влияло на качество торгового обслуживания, т.к. длительное время затрачивалось на приобретение товара.
Анализируя технологические, социальные и экономические показатели работы магазина можно дать оценку эффективности метода продажи по образцам магазина «Престиж»
К технологическим показателям относятся общая площадь магазина, коэффициент установочной площади (Ку), коэффициент выставочной площади (Кв) и т.д.
Площадь магазина «Престиж»:
- площадь торгового зала- 457 м2;
- площадь склада- 198 м2;
- офисные помещения- 25 м2.
Используется следующее оборудование:
- подиумы;
- витрины;
- стеллажи.
Устройство и планировка торгового зала оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность торгового предприятия.
Таблица 8
Структура площади магазина.
Назначение |
Размер, м2 |
Удельный вес, в % |
Норматив, в % |
Кв (Норматив) |
Ку (Норматив) | |
К общей площади |
К торговому залу | |||||
Общая площадь Площадь торгового зала Установочная Выставочная Подсобные помещения |
680
457
137 320 223 |
67,2
20,1 47,1 32,8 |
-
30,00 70,00 - |
>50,0
30,0 65,0 35,0 |
0,7 (0,7-0,8) |
0,3 (0,27-0,32) |
Торговая площадь занимает 67,2% общей площади магазина, а подсобные помещения 32,8%, структура площади магазина «Престиж» свидетельствует о соответствии имеющихся площадей нормативу, а также об эффективном их использовании.
Технологическая
эффективность использования
Из таблицы
видно, что значение приведенных
коэффициентов соответствует
При оценке эффективности организации процесса обслуживания покупателей в магазине «Престиж» необходимо проанализировать ассортимент товара. Формирование ассортимента и покупательский спрос взаимосвязаны, так как покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на эффективность обслуживания покупателей. Поэтому в магазине «Престиж» представлено большое количество разновидностей продаваемых товаров. Полнота и устойчивость ассортимента в магазине «Престиж» определяется с помощью коэффициента устойчивости ассортимента.
Коэффициент устойчивости, определяется по формуле:
Ку = 1 — (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × n) (6),
где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.;
Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.;
n — количество проверок.
Частное значение коэффициента устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе этот показатель к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, лучше он формируется. Все это способствует лучшему обслуживанию покупателей и полному удовлетворению потребительского спроса. Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.
Ку кв.= 1 – (15+23+22)/980*3)= 0,82
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть для специализированных магазинов не ниже 0,75. Соответственно показатель магазина «Престиж» соответствует нормативу и свидетельствует о более полном удовлетворении потребительского спроса.
Далее проанализируем социальные показатели, характеризующие эффективность метода продаж по образцам в магазине «Престиж» (табл.9).
Анализ данных
показывает, что в отчетном году
сокращается время, затрачиваемое
на покупку товаров. Это свидетельствует
о повышении торгового
Таблица 9
Информация о социальных показателях по магазину «Престиж»
Социальные показатели |
Данные фактические за прошлый год |
Фактические данные за отчетный год |
Среднее время, затрачиваемое на покупку, мин. |
19 |
17 |
Коэффициент завершенности покупок (отношение числа покупателей, совершивших покупку, к общему числу покупателей, посетивших магазин) = 1,0 |
0,81 |
0,89 |
Коэффициент завершенности покупок – 0,89 - положительно характеризует хозяйственную деятельность магазина при методе продаж по образцам, т.е. торговое обслуживание на удовлетворительном уровне.
Таким образом, анализируя технологические, социальные и экономические показатели, характеризующие эффективность обслуживания покупателей, можно с уверенностью сказать, что данный метод продаж эффективен как для магазина «Тайга», так и для покупателя. Этот метод продаж позволяет в наибольшей степени индивидуализировать процесс обслуживания покупателей, помочь им в мотивации выбора товаров, а, следовательно, удовлетворяет спрос покупателей на товар.
Когда покупатели оценивают дополнительные услуги в розничных торговых предприятиях, они сравнивают свое восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали увидеть. Если желание и действительность совпадают, они испытывают удовлетворение, если же сервис оказывается хуже, чем ожидалось, на удовлетворение рассчитывать не приходится. Поэтому, магазин «Престиж» предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг.
С точки зрения взаимосвязи с процессом продажи товаров все дополнительные услуги, оказываемые покупателям в магазине «Престиж» могут быть подразделены на три основных группы:
К таким услугам, оказываемым в магазине «Престиж» относятся прием предварительных заказов на товары, имеющиеся или временно отсутствующие в продаже, т.е. покупатель может сделать заказ либо по телефону, либо непосредственно в магазине на необходимый ему товар в нужное для него время, день и час. Это очень удобно для покупателей, т.к. приобретается товар, удовлетворяющий их потребности и соответствующий их требованиям. Эта услуга была введена для того, чтобы максимально приблизить покупателя к товару и магазину, а также, чтобы покупательский спрос был всегда удовлетворен.
По желанию покупателя могут произвести доставку, установку и монтаж техники.
Одной из основных оказываемых услуг в магазине «Престиж» является предоставление необходимой информации о товаре покупателю по телефону, для этого поставлен автоответчик, эта услуга очень понравилась покупателям, так как они могут узнать, есть ли данный товар в продаже.
Дополнительные услуги, оказываемые покупателям, не будучи связаны с реализацией конкретного товара, тем не менее, создают более комфортные условия для осуществления процесса торгового обслуживания покупателей.
Таким образом, магазин «Престиж» использует не только эффективный метод продажи товаров, но и предоставляет комплекс дополнительных услуг, которые необходимо расширять и обновлять, т.к. в конечном итоге это приводит к совершенствованию процесса обслуживания покупателей. Однако вместе с тем, в новых рыночных отношениях, необходимо найти новый подход к решению проблемы повышения эффективности обслуживания покупателей.
В ноябре 2012 г. в магазине «Престиж» с целью оценки качества торгового обслуживания был проведен анкетный опрос покупателей, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих.
Для расчета размера выборки был использован онлайн калькулятор [39]. Используемая в этом калькуляторе формула применима в большинстве ситуаций:
SS = Z2 * (p) * (1-p) (7),
где Z = Z фактор (например, 1,96 для 95% доверительного интервала)
p = процент интересующих респондентов или ответов,
в десятичной форме (0,5 по умолчанию)
c = доверительный интервал, в десятичной форме (например, 0,04 = ±4%)
Корректировка
для малой генеральной
CSS = SS (8),
1 +ss-1
pop
где, ss = размер выборки
css = скорректированная выборка
pop = генеральная совокупность
В Приложении 3 представлен онлайн калькулятор.
Размер выборки составил 164 человека.
При письменном анкетном опросе вопросник заполняли сами опрашиваемые. Предложенная анкета исключала получение каких-либо ответов численного характера, т.к. она была рассчитана лишь на выявление мнения покупателей. Анкета для покупателей представлена в Приложении 2.
После проведения анкетного опроса, обработали полученные результаты. Обработка полученных результатов осуществлялась методом, предложенным немецким экономистом О. Андерсеном. При этом показатели оценивались с помощью оценок «высокой», «удовлетворительной», «неудовлетворительной».
Затем был рассчитан средний уровень оценки качества торгового обслуживания путем суммирования оценок сведений всех ответов в анкете покупателей. И получили обобщающий коэффициент, равный 0,85, т.е. уровень торгового обслуживания удовлетворительный, по мнению самих покупателей (табл.10)
Таблица 10
Средний уровень оценки качества торгового обслуживания
Показатели |
Оценка по анкетам покупателей |
Коэффициент стабильности ассортимента обследуемых товаров |
0,91 высокий |
Средний объем затрат времени покупателей на ожидание, мин. |
0,79 17 мин - неудовлетворительный |
Уровень профессионального мастерства работников, активность продажи товаров. |
0,81 Имеются замечания, не нарушающие правил продажи |
Организация торговой рекламы и информации: оформление витрин и выкладка товаров, наличие средств немой рекламы, аннотаций к товару. |
0,80 Имеется замечание по выкладке товаров, оформлению витрин |
Оценка покупателями качества дополнительных услуг. |
0,89 - оценка 8 чел. и более |
Оценка покупателями качества торгового обслуживания (на 10 чел). |
0,85 - оценка 8 чел. и более |