Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 06:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение особенностей системы управления персоналом на малом предприятии и разработка путей совершенствования системы управления персоналом ООО «Строймонтаж».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изложить теоретические основы управления персоналом в малом бизнесе.
определить роль руководителя в управлении персоналом малого предприятия
дать общую характеристику предприятия ООО «Строймонтаж» и проанализировать систему управления персоналом.
выявить проблемы и недостатки системы управления персоналом ООО «Строймонтаж»
разработать рекомендации по усовершенствованию. системы управления персоналом в ООО «Строймонтаж» и план по их осуществлению.
1Теоретические основы УП в организации малого бизнеса
Понятие и значение управления персоналом в деятельности малого предприятия
Особенности управления персоналом малого предприятия
Роль руководителя малого предприятия в управлении персоналом
Анализ существующей системы управления персоналом предприятии
Общая характеристика ООО «Строймонтаж»
Исследование существующей системы управления персонала
3 Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия
3.1 Предложения по совершенствованию управления персоналом
3.2 Разработка плана работы с персоналом
-формирование состава персонала; подбор, отбор и наем персонала, адаптация персонала, увольнение;
-обучение и развитие работников;
- оценка результатов работы персонала и вознаграждение за труд;
-делопроизводство в управлении персоналом.
Можно
сделать вывод, что в работе с персоналом
малого предприятия существует ряд значимых
особенностей, которые необходимо учитывать
про формировании системы управления
персоналом.
Особенностью малого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом и непосредственное участие учредителя организации в управлении персоналом и принятии наиболее важных решений.
В этой связи различают менеджера по вкладу (выполнение соответствующих функций) и по результатам (иногда такой подход называют «управление по целям»). Различия подходов к управлению тех и других руководителей приведены в таблице 1.
Таблица
1. - Различия подходов к управлению
менеджера по вкладу и менеджера по результатам
Руководитель по результатам | Руководитель по вкладам |
В своей деятельности принимает во внимание окружение, как своего предприятия, так и внешнее. | Активность концентрируется только на своих подчиненных и коллегах по работе |
Вырабатывает принципы деятельности для своих подчиненных и для всего предприятия | Осуществляет принципы деятельности, выработанные другими |
Делегирует значительную долю другим, выступая хорошим «тренером» | Стремится держать все ниточки управления в своих руках, выступая в качестве «игрока» |
Принимает во внимание требования сложившейся ситуации | Действует схематично даже в изменяющихся условиях |
Дает подчиненным возможность показать себя | Стремится сам преподнести как свои, так и чужие идеи |
Поощряет подчиненных ставить перед собой высокие цели | Заинтересован в основном только своей карьерой |
Способен отличить существенное от несущественного (в смысле рационального использования времени) | Застревает в рутинных вопросах, на решение которых уходит большая часть его времени |
Стремится совершенствоваться в областях, которые ему мало известны | Ограничивает свои интересы теми специальными областями, которые освоены им во время учебы и на практической работе |
Прибегает к конструктивной критике деятельности организации | Критикует методы работы |
Не боится риска и ответственности | Боится риска и стремится действовать наверняка |
Наиболее предпочтительным для малого предприятия, так как малое предприятие должно быть, по определению, более гибким (что способствует более быстрой адаптации к изменениям условий внешней среды) – является тип руководителя по результатам. Компетентные владельцы отечественных малых предприятий подбирают управленческий персонал для предприятия именно такого типа и сами придерживаются такого типа руководства при совмещении полномочий собственника и руководителя.
Руководитель малого предприятия имеет дело с исполнителями. Это требует от него выполнения разнообразных функций. Трудно предусмотреть все, с чем приходится сталкиваться ему в повседневной деятельности. И нет среди этих дел ни одного, о котором можно было бы сказать, что оно не имеет значения. Функциями руководителя являются выработка и принятие управленческого решения, организация, регулирование, корректирование, учет и контроль, анализ, прогнозирование, планирование, мотивация и стимулирование, и многое другое.
Основными
функциями руководителя - предпринимателя
можно назвать административно-
Действия руководителя имеют не только поизводственно-экономические, но и социально-психологические последствия. Наибольших успехов достигают те руководители, которые сочетают хозяйственные и воспитательные функции. Опираются на коллектив, привлекают его членов к решению общих дел.
Важную роль играет способность и талант руководителя как координатора. Координирующая функция руководителя состоит в том, чтобы обеспечить единые, целенаправленные действия всех членов коллектива.
Функции управления коллективом реализуются с помощью определенных методов руководства, которые представляют совокупность приемов управления, используемых руководителем. Они обычно зафиксированы в специальных уставных положениях. Стиль поведения руководителя складывается в процессе выполнения им профессиональных управленческих функций. Профессиональное мастерство препренимателя – это умелый выбор методов и приемов управляющего воздействия на коллектив и отдельные личности [20, c.56].
В
недавнем прошлом при характеристике
методов управления все внимание
сосредотачивалось лишь на экономических
и административных методах. Однако за
последнее время сформировалось представление
о наличии трех основных групп методов
управления: экономических, организационно-
Экономические методы представляют собой комплекс экономических рычагов, создающих условия, при которых выгодно работать хорошо.
Административные
(организационно-
Социально-
Учитывая конкретные условия, форму деятельности коллектива, индивидуальность работника руководитель должен выбирать наиболее эффективные методы воздействия. Различные методы управления тесно взаимосвязаны. Методы руководства нельзя противопоставлять друг другу.
Стиль руководства – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения поставленных задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций руководства. В стиле руководства проявляется и характер применения методов, и индивидуальность руководителя, его личные качества.
Можно выделить три стиля руководства: директивный, товарищеский и попустительский.
В
практике отечественных малых
Тон
общения руководителя с подчиненными
дружеский, располагающий к
Руководитель попустительского (пассивного) стиля – среди людей на руководящих должностях встречается редко, а, если и встречается, то в тех случаях, когда управление малым предприятием передается кому-то на родственных началах или «по дружбе». Руководитель такого стиля характеризуется нерешительностью, колебаниями при принятии решений. Задачи ставятся им в самой общей форме. Пассивно относится к ходу работы. Он как будто выполняет неинтересную работу, делая кому-то одолжение. Иногда стремится передать решение вопросов своей компетенции подчиненным, самоустраняется от решений. Контроль выполнения слабый.
Выбор стиля руководства во многом зависит от вида деятельности предприятия, квалификации подчиненных, сплоченности коллектива.
На практике каждый из указанных стилей руководства в чистом виде встречается редко. В деятельности конкретного руководителя обычно присутствуют элементы разных стилей.
На малых предприятиях России в настоящий момент в практике среднего руководителя, с незначительным перевесом, по отношению к другим стилям вместе взятым, преобладает директивный стиль. Предпочтение следует отдавать демократическому (товарищескому) стилю. Директивный и попустительский стиль не имеют перспективы. Руководители директивного стиля часто конфликтуют с подчиненными, ухудшают морально-психологический климат коллектива и часто терпят неудачи. Наиболее успешные предприниматели чаще всего прибегают к воздействию, в котором сочетается поощрение инициативы с контролем. Директивный стиль часто как раз характерен для руководителей, не уверенных в своем моральном или деловом авторитете (или слишком самоуверенным). [16, c.364].
Важную роль играет общение между работодателем и его работниками, которое должно быть двусторонним процессом. Руководитель должен предоставлять работникам следующую информацию: инструкции по работе, изменения в положениях и условиях, правилах и процедурах производственного процесса, в развитии предприятия. В то же время руководитель должен прислушиваться к сообщениям работников, их мнениям, предложениям и жалобам. Обратная связь обеспечит на предприятии:
• положительные деловые взаимоотношения работников и работодателя;
Общение на малом предприятии обычно осуществляется через:
1) беседа один на один — общаясь с работниками во время неофициальных бесед или официальных дискуссий, руководитель предоставляет работникам информацию и использует механизм обратной связи. Такие беседы позволяют обсудить важные проблемы и предоставить работникам возможность задать руководителю вопросы и высказать свое мнение;
Информация о работе Совершенствование системы УП малого предприятия