Роль и перспективы малого бизнеса в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть, понятие, функции и роль малого бизнеса в экономике государства;
- выявить преимущества и недостатки малого бизнеса;
- раскрыть проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России;
- исследовать зарубежный опыт развития малого бизнеса;
- исследовать развитие малого бизнеса в России в условиях
экономического кризиса.

Файлы: 1 файл

моя курсовая =).doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально  развиваться?

Проблемы малого бизнеса  можно разделить на следующие группы:

- Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

- Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

- Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

-   Кредитная необеспеченность.

Сами представители  малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим  образом:

-  Недостатки налоговой системы

-  Отсутствие оборотных средств

-  Низкий платежеспособный спрос населения

-  Высокая арендная плата

-  Экономическая политика государства

-  Недоступность кредитов

-  Слабое развитие внутреннего рынка

-  Высокие тарифы на перевозки.

-  Отсутствие производственных площадей.

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса.

Также требует решения  проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий1. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей.  Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги. Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным малым предприятиям создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость. Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении. Интересы малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости. Кредитные союзы - это сегодня, по сути, единственный финансовый институт, решающий проблему доступа к кредиту для большинства малых предприятий. В условиях, когда доверие россиян к отечественной банковской системе в целом и отдельным кредитным организациям подорвано, создание и поддержка этих альтернативных систем сбережения и накопления чрезвычайно важно и актуально. Тем более что уже более 50 лет в ряде развитых стран мира подобные структуры функционируют весьма успешно. Основная цель взаимного страхования заключается в перераспределении рисков. Это особенно актуально для вновь созданных объектов малого предпринимательства.

3.2 Перспективы развития малого бизнеса

Многие предприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса? Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. [16, с 22-27] Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%). В июле также вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу. Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Перечислим важнейшие  факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

    • политическая обстановка в обществе;
    • состояние экономики страны;
    • политика государства в области экономики;
    • меры поддержки малого бизнеса;
    • правовое обеспечение малого бизнеса;
    • налоговая политика;
    • финансово-кредитная политика;
    • уровень жизни населения;
    • цивилизованность предпринимательства.

Малый бизнес может стать  той важной основой, с помощью  которой буден осуществлен поворот  к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

 Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса.

 Первое направление  включает подготовку законодательных  и нормативных правовых актов,  устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление  включает формирование региональных центров  поддержки предпринимательства  на базе существующих структур для  обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление  включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия в основном развиваются  за счет собственных средств, то для  более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока [3, с 21-23].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее время  наблюдается положительная тенденция  в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют  бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования.

 Кредитование малого  бизнеса предполагает определенный  риск и высокие издержки, банки  закладывают все это в процентную  ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента.

3.3 Зарубежный опыт развития малого  бизнеса

3.3.1 Опыт развития малого бизнеса в Европе

После того как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности  малого бизнеса в России большой  интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.

 Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

3.3.2 Опыт развития малого бизнеса  в США

Сфера малого бизнеса  представляет собой уникальный механизм активизации социально-экономической  жизни американского общества. В  малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в  частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран. [20] Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая приспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребности малых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство SBA (Небольшое независимое федеральное агентство правительства США), разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 – 2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Это обусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA, так и особой социально-экономической значимостью сектора малого предпринимательства. Например, за последние 5 лет кредитный портфель агентства вырос на 50%, что позволило значительно расширить объём помощи малому бизнесу и более эффективно содействовать его всестороннему развитию. В этой связи, возникла необходимость в значительных организационных и технологических преобразованиях в работе большинства структурных подразделений агентства. Наряду с этим, постоянное совершенствование информационных технологий привело к повышению динамичности экономических процессов, что, в свою очередь, потребовало ускоренной реакции агентства на происходящие изменения, как в рыночных отношениях, так и в сфере малого бизнеса. [12, с 58-66]

Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства на 2008-13 гг. отражает стремление агентства своевременно подготовиться к новым вызовам, инициируемым процессами глобализации экономики, используя накопленный опыт и расширившиеся ресурсные возможности. Стратегические цели этого плана, во многом унаследовали черты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваются новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах страны. Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей: 1. Увеличение количества малых предприятий в стране и, особенно в депрессивных районах и на слабо развитых рынках; 2. Предоставление своевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий; 3. Улучшение деловой среды для малых предприятий; 4. Обеспечение высокого уровня организации управления в агентстве SBA с целью эффективного взаимодействия всех подразделений с партнёрскими организациями для улучшения работы с клиентами и для оптимизации бизнес-процессов на основе повышения профессионального уровня сотрудников агентств, улучшения исполнительской дисциплины и контроля достигнутых результатов.

Информация о работе Роль и перспективы малого бизнеса в России и за рубежом