Роль и перспективы малого бизнеса в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть, понятие, функции и роль малого бизнеса в экономике государства;
- выявить преимущества и недостатки малого бизнеса;
- раскрыть проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России;
- исследовать зарубежный опыт развития малого бизнеса;
- исследовать развитие малого бизнеса в России в условиях
экономического кризиса.

Файлы: 1 файл

моя курсовая =).doc

— 227.50 Кб (Скачать)

 

Заключение

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей. Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

 В работе получены  следующие результаты:

-   Малый бизнес – это экономика государства, мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

- Сектор МП способен  создавать новые рабочие места,  а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

- Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

- Развитие малого бизнеса  на Западе идет более быстрыми  темпами, поскольку национальные  власти придают большое значение  предприятиям малого бизнеса  и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики.

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль.

В силу объективных причин и факторов на современном этапе  социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и  развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в  2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. –  М., 2009. с. 23-30

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Егишянец С. Мировой  кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.

Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). –  с.18-24.

Бусыгин, А. В.. Предпринимательство. Учебник/А.В. Бусыгин. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.-М.:Дело, 2002.-640 с.

Иванова М. Ситуация в  российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.

Коноплев, В.А. Основы предпринимательской деятельности и бизнеса: учебное пособие / В.А. Коноплев. ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 328 с.

Карпов С.А. Последствия  мирового кризиса для российского  малого предпринимательства: вызовы и  возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.

Костина Е.В., Марковкин  А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции  современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.

Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.

Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. № 10. с. 21.

Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66

Литвак Е. Малый бизнес во время кризиса: проблемные точки и «лекарство» для выживания // http://www.b-port.com/ 22.01.2009

Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы  внешнеэкономической экспансии  российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.

Шепеленко Г. И. Объективные  основы противоречий малого бизнеса  в промышленности / Г. И. Шепеленко. –  Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.

Шулятьева Н. А. Малый  бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27

Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-1

Юрков С.А. Предпринимательство  и нововведения в современных  фирмах // Мировая экономика и  международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.

 http://gks.ru - Официальный сайт Федеральной Службы Статистики

http://www.business.ru- Портал электронных СМИ для предпринимателей

http:// mirkrizis.ru – Финансово-аналитический блог

http://www.nisse.ru – Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства.

Приложение 1

Диаграмма 1

 

Приложение 2

Таблица 2. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

 

Федеральные

округа

Количество зарегистрированных МП на 1 января 2010 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населения1

единиц

Прирост / сокращение  
    за период

01.01.2009 – 01.01.2010

В %  
от среднего 
по РФ

РФ

1129,1

189,2

100,0

Центральный

1244,7

411,5

110,2

Северо-Западный

1942,2

432,8

172,2

Южный

746,1

126,3

66,1

Приволжский

1010,1

162,7

89,4

Уральский

953,9

132,6

84,5

Сибирский

1277,8

173,9

113,2

Дальневосточный

1059,0

116,4

93,8


Исходя из численности  населения на 1 января 2009 года

1 Бухвальд Е., Виленский А. "Российская модель взаимодействия  малого и крупного бизнеса"// Вопросы экономики, 1999, № 12.1





                                                                                


Информация о работе Роль и перспективы малого бизнеса в России и за рубежом