Разработка мероприятий по развитию ранка потребительских товаров и услуг с использованием программно-целевого метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 11:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта:
Разработка мероприятий по развитию рынка потребительских товаров и услуг с использованием программно-целевого метода (на примере г. Подольска Московской области).
Задачи исследования:
• Рассмотреть теоретические и методические основы развития потребительского рынка
• Дать социально – экономическую характеристику г.Подольска Московской области

Оглавление

Введение
Раздел 1. Теоретическая часть. Теоретические и методические
основы разработки дипломного проекта.
1.1. Основные направления развития потребительского рынка
товаров и услуг
1.2.Использование программно-целевого подхода при
формировании потребительского рынка
Раздел 2. Аналитическая часть. Характеристика и анализ объекта
исследования.
2.1. Социально-экономическая характеристика г. Подольска
Московской области
2.2. Анализ демографической ситуации г. Подольска Московской
области
2.3. Анализ уровня доходов населения и потребительской корзины
г. Подольска Московской области
2.4. Анализ деятельности Комитета потребительского рынка,
услуг и развития предпринимательства г. Подольска Московской
области
2.5.Анализ основных отраслей потребительского рынка товаров и
услуг г. Подольска Московской области
2.5.1. Анализ развития розничной торговли г. Подольска Московской области (сеть предприятий, формы собственности, товарооборот)
2.5.2 Анализ развития общественного питания г. Подольска
Московской области (сеть предприятий, формы собственности,
товарооборот)
2.5.3. Анализ развития бытового обслуживания населения
г. Подольска Московской области (сеть предприятий, формы
собственности, товарооборот)
2.6. Анализ содержания, финансирования и реализации целевых
программ в сфере потребительского рынка
Вывод
Раздел 3. Проектная часть. Разработка мероприятий.
Рекомендуемые мероприятия:
3.1. Разработка городской целевой программы развития
потребительского рынка г.Подольска Московской области
3.2. Разработка мероприятия по открытию кафе-бара в
микрорайоне «Кутузово»
3.3. Разработка мероприятия по открытию предприятия розничной
торговли в новом микрорайоне «Подольские просторы - Кузнечики»
3.4. Разработка мероприятия по строительству сервисного
мини-комплекса бытового обслуживания
3.5. Разработка мероприятия по капитальному ремонту рыночного
комплекса «Центральный» г.Подольска Московской области
Раздел 4. Экономическая (социальная) оценка разработанных в
проекте мероприятий.
4.1. Социальная оценка разработки городской целевой программы
развития потребительского рынка г.Подольска Московской области
4.2. Экономическая (социальная) оценка по открытию кафе-бара
в микрорайоне «Кутузово»
4.3. Экономическая (социальная) оценка по открытию предприятия
розничной торговли в новом микрорайоне «Подольские просторы - Кузнечики»
4.4. Экономическая (социальная) оценка по строительству сервисного мини-комплекса бытового обслуживания
4.5. Экономическая (социальная) оценка по капитальному ремонту
рыночного комплекса «Центральный» г.Подольска Московской области
Заключение
Библиография
Глоссарий

Файлы: 1 файл

Диплом раздача.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

Таким образом, основной задачей государственного регулирования на федеральном уровне должно стать обеспечение условий для формирования и развития эффективного потребительского рынка (в частности обеспечения развития конкуренции и обеспечения качества продукции).

Региональные органы власти, основываясь  на делегированных им полномочиях в использовании методов регулирования рынка, должны активно участвовать в оперативном управлении потребительским рынком региона, основываясь на программно-целевом методе (ПЦМ) с учетом стратегических целей и федеральных программ развития рынка.

Таким образом, государство, создавая условия на федеральном уровне для  формирования и развития эффективного потребительского рынка, делегирует полномочия по его регулированию на региональный уровень с одной стороны, и ограничивает вмешательство региональных властей в функционирование рынка случаями наступления существенных проблем или наличия социальных целей, с другой.

Совместное применение проблемно-целевого и программного подходов может повысить общую эффективность системы государственного регулирования потребительского рынка, за счет использования следующего двухуровневого подхода к процессу управления:

долгосрочная перспектива —  применение программно-ориентированного подхода обеспечивает разработку программ развития и установку стратегических целей развития рынка (в т.ч. социальных), а на этапе развития и становления рынка — целей по созданию условий формирования эффективного потребительского рынка;

краткосрочная и среднесрочная  перспектива — применение ПЦМ  в рамках оперативного управления, ограничивая государственное вмешательство случаями возникновения существенных проблем в развитии потребительского рынка и отклонения от целевых показателей в случае реализации социальных программ.

Такой контекст применения ПЦМ позволит усилить эффект от взаимодействия механизмов рыночного регулирования, гарантированного использованием принципа минимизации вмешательства, и государственного планирования, реализующегося в федеральных и региональных программах социально-экономического развития.

Механизм государственного регулирования потребительского рынка в рамках ПЦМ представляет собой следующую цепочку: факторы — потребительский рынок — проблемы — цели и задачи — регулирующее воздействие — факторы.

Особенности применения ПЦМ, заключающиеся  в разделении процесса государственного регулирования потребительского рынка на два уровня — федеральный (стратегическое управление с применением программного подхода) и региональный, основанный на применении ПЦМ (тактическое управление) отражены в механизме государственного регулирования потребительского рынка, показанном на рис. 1.

Региональные органы власти, основываясь  на делегированных им полномочиях в использовании методов регулирования рынка, должны активно участвовать в оперативном управлении потребительским рынком региона, основываясь на проблемно-целевом методе с учетом стратегических целей и программ развития рынка. Применение проблемно-целевого метода в рамках регулирования потребительского рынка на уровне региона должно способствовать более эффективному управлению рынком за счет минимизации вмешательства и своевременного реагирования на существенные проблемы с учетом региональных особенностей за счет делегированных региональным органам власти полномочий в части использования регулирования рынка.

 
Рис. 1. Механизм государственного регулирования потребительского рынка  на основе ПЦМ 

Содержание проблемно-целевого метода государственного регулирования потребительского рынка отражается в следующих его этапах (рис. 2):

1) экономическая диагностика потребительского  рынка с целью выявления проблем, диспропорций и тенденций рынка; отклонения от целевых показателей при реализации конкретных социальных программ; оценки необходимости государственного вмешательства в процесс функционирования рынка;

2) постановка целей и задач  регулирования потребительского  рынка; 

3) определение наиболее эффективных  регулирующих инструментов для  урегулирования проблем рынка в случае необходимости государственного вмешательства, устранение которых обеспечивает дальнейшее развитие рынка; 4) определение механизма реализации выбранных инструментов.

Рис. 2. Содержание проблемно-целевого метода государственного регулирования  потребительского рынка

В рамках рассматриваемого проблемно-целевого метода цели не формулируются сами по себе, они обусловлены проблемами по принципу «есть проблема — есть цель», поэтому в реализации принципа минимизации государственного вмешательства необходимо четкое определение границ вмешательства в рыночные процессы, особенно для случаев, когда возникла необходимость распределения ресурсов.

С целью повышения  эффективности системы государственного регулирования потребительского рынка, основанной на применении предлагаемого ПЦМ, необходимо определить типовые регулирующие инструменты и меры воздействия в рамках основных организационно-экономических механизмов регулирования потребительского рынка и разработать процедуру принятия управленческих решений.

Само по себе наличие  проблем еще не означает необходимости  государственного вмешательства в функционирование потребительского рынка. Вмешательство государства в соответствии с ПЦМ допустимо в случаях, когда проблемы рынка являются существенными и не будут со временем преодолены самим рынком. Поэтому до принятия решения о необходимости государственного вмешательства в процесс функционирования рынка следует провести анализ существующих инструментов регулирования на предмет возможности возвращения рынка в равновесное состояние без дополнительных мер. Несмотря на то, что основной целью государственного регулирования является достижение баланса интересов всех субъектов хозяйствования на потребительском рынке (в т.ч. населения, государства и бизнеса), в качестве приоритетной необходимо рассматривать ее социальную составляющую (удовлетворение потребностей населения в качественных товарах и услугах по минимальным ценам, обеспечение равномерности распределения доходов среди населения и пр.).

Таким образом, сущность и принципы, заложенные в основу системы государственного регулирования  потребительского рынка, основанной на проблемно-целевом методе, позволяют:

  • минимизировать государственное вмешательство, ограничив его случаями возникновения существенных проблем на потребительском рынке и наличием социальных целей;
  • своевременно определять необходимость государственного вмешательства в регулирование рыночных взаимоотношений на потребительском рынке за счет применения в режиме мониторинга системы экономической диагностики потребительского рынка;
  • повысить общую эффективность управления потребительским рынком за счет оперативности реагирования на возникающие проблемы рынка, основанной на использовании типовых процедур принятия управленческих решений в случае выявления существенных проблем рынка, а также использования процедуры выбора наиболее эффективных регуляций рынка с учетом интересов субъектов хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Социально – экономическая характеристика г. Подольска

Московской  области

Подольск  - город России, областного значения и одновременно административный центр Подольского района Московской области.

Город с многоотраслевой структурой производства, один из крупных городов Московской области.

Территория города – 40 км2, поделенная на 14 районов.

Районы

1.

Красная Горка

2.

Ново-Сырово

3.

Парковый

4.

Залинейный

5.

Центральный

6.

Зелёновский

7.

Ивановский

8.

Межшоссейный

9.

Юбилейный

10.

Подольские просторы - Кузнечики

11.

Фетищево

12.

Высотный

13.

Шепчинки

14.

Кутузово


 

 

Рис.3 Распределение районов по г.Подольску.

 

Город находится к  югу от столицы, в 36 км от центра Москвы и в 15 км от МКАД, на автомагистрали и железнодорожной линии Москва - Симферополь.

 

         

Разработка мероприятий  по развитию рынка потребительских товаров и услуг с использованием программно-целевого метода (на примере г. Подольска Московской области)

         
         
         

 

Аналитическая часть.

Характеристика и анализ объекта исследования.

Лист

Масса

Масштаб

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата

         

Разработал

Колпакова Н.С.

             

Консультант

Данилова В.А.

   

Лист

Листов

Руководит.

Данилова В.А.

   

Кафедра «Государственное и муниципальное 

управление»

РГУТиС

Региональный Факультет Сервиса в г.Подольске

Зав. кафедр.

Морозов В.Ю.

   

Рецензент

     

 

 

Московский ~ 24 км

Щербинка ~ 4,5 км

Видное ~ 15 км

 

 

 

Троицк 17 км

 

 

 

Домодедово ~ 13 км

Наро-Фоминск ~ 51 км

Климовск ~ 1,5 км

Михнево ~ 43 км


 

Рис.4. Расстояние от Подольска до ближайших городов, (км).

В настоящее время  через Подольск проходит железная дорога Москва — Харьков — Крым. Имеется прямое сообщение через Москву на Рижское и Смоленское (Белорусское) направления.

У железнодорожной станции  на привокзальной площади находится  автовокзал, от которого отправляются пригородные автобусы и маршрутные такси в Москву к станциям метро «Южная» и «Бульвар Дмитрия Донского». Кроме того, существуют маршруты, непосредственно связывающие отдельные микрорайоны города с Москвой. От автовокзала также отправляются автобусы в другие города Московской области (Домодедово, Климовск, Троицк, Щербинку, Видное, Чехов и др.), посёлки и деревни Подольского района.

Федеральная магистраль М2 «Крым» проходит в 5-10 км к востоку от Подольска, старое Варшавское шоссе идёт через Подольск.

В Подольске имеется  автобусное и троллейбусное сообщение, 4 троллейбусных маршрута и несколько десятков автобусных. Протяжённость городской маршрутной сети составила 1137,9 км.

Основными перевозчиками  в городе являются филиал ГУП МО «Мострансавто» «Автоколонна 1788», МУП «Подольский троллейбус», ООО «Автомиг».

Подольск — динамично развивающийся город Подмосковья, входящий в тройку наиболее крупных экономически развитых регионов Московской области.

По итогам социально-экономического развития в 2010 году   город стабильно  продолжает занимать лидирующие позиции среди муниципальных образований  Московской области. Положительная динамика сохранилась  по объемам отгруженных товаров, розничному товарообороту, платным услугам, прибыли и заработной плате.

За 2010 год отгружено  товаров, выполнено работ и услуг  по крупным и средним предприятиям и организациям всех отраслей экономики города Подольска на сумму  81 млрд.руб., индекс к соответствующему периоду прошлого года составил 122,6%.  По объему отгруженных товаров город Подольск находится в тройке лидеров в Московской области.

Объем отгрузки по обрабатывающим производствам составил 27 млрд.руб. и увеличился на 2,2 % по сравнению с прошлым годом.

По производству и  распределению электроэнергии, газа и воды –                        42 млрд.руб., индекс 149,2 %  .

По промышленным видам  деятельности город Подольск занимает первое место в Московской области, темп роста к прошлому году составил 126,5%.

Прибыль, полученная крупными и средними предприятиями всех отраслей экономики  за 2010 год, выросла на  по сравнению с прошлым годом на 71 % и составила 20,5 млрд. руб.

Средняя заработная плата  по  крупным  и средним предприятиям города за 2010 год составила 32 166 руб., индекс к прошлому году -  106,6 %.  Подольск по уровню средней заработной платы находится на 8 месте среди муниципальных образований Московской области, заработная плата по г.Подольску более,  чем на 3 000 рублей выше  среднеобластной.

 

 

Таблица 2

Основные показатели социально-экономического развития Московской области на фоне показателей г.о.Подольска. (по состоянию на 2010 год)

Показатели, ед. измерения

МО

Подольск

%

1

Численность населения, тыс. чел.

6 752,2

183,1

2,7

2

Средний возраст населения, лет

67,4

67

 

3

Площадь, км2

457990

40,04

 

4

Плотность населения, чел./км2

147,4

4577,5

0,09

5

Численность экономически активного  населения, тыс. чел.

3581

117,1

1,5

6

Уровень официально зарегистрированной

безработицы (к экономически активному  населению), %

1,46

0,75

 

7

Количество вакантных рабочих мест

57809

1213

 

8

Номинальная средняя заработная плата,

на 1 работающего в месяц, руб.

35359

32166

 

9

Прожиточный минимум, руб.

6585

5850

 

10

Доля населения, имеющего доход

ниже прожиточного минимума, %

13,1

10,1

 

11

Розничный товарооборот, млрд.руб.

550

16,8

2,9

12

Инвестиции – всего, млн.руб.

41,7000

8,4

20,1

13

Объем иностранных инвестиций млн. долл.

2000

121

 

Информация о работе Разработка мероприятий по развитию ранка потребительских товаров и услуг с использованием программно-целевого метода