Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 11:55, дипломная работа
Цель дипломного проекта:
Разработка мероприятий по развитию рынка потребительских товаров и услуг с использованием программно-целевого метода (на примере г. Подольска Московской области).
Задачи исследования:
• Рассмотреть теоретические и методические основы развития потребительского рынка
• Дать социально – экономическую характеристику г.Подольска Московской области
Введение
Раздел 1. Теоретическая часть. Теоретические и методические
основы разработки дипломного проекта.
1.1. Основные направления развития потребительского рынка
товаров и услуг
1.2.Использование программно-целевого подхода при
формировании потребительского рынка
Раздел 2. Аналитическая часть. Характеристика и анализ объекта
исследования.
2.1. Социально-экономическая характеристика г. Подольска
Московской области
2.2. Анализ демографической ситуации г. Подольска Московской
области
2.3. Анализ уровня доходов населения и потребительской корзины
г. Подольска Московской области
2.4. Анализ деятельности Комитета потребительского рынка,
услуг и развития предпринимательства г. Подольска Московской
области
2.5.Анализ основных отраслей потребительского рынка товаров и
услуг г. Подольска Московской области
2.5.1. Анализ развития розничной торговли г. Подольска Московской области (сеть предприятий, формы собственности, товарооборот)
2.5.2 Анализ развития общественного питания г. Подольска
Московской области (сеть предприятий, формы собственности,
товарооборот)
2.5.3. Анализ развития бытового обслуживания населения
г. Подольска Московской области (сеть предприятий, формы
собственности, товарооборот)
2.6. Анализ содержания, финансирования и реализации целевых
программ в сфере потребительского рынка
Вывод
Раздел 3. Проектная часть. Разработка мероприятий.
Рекомендуемые мероприятия:
3.1. Разработка городской целевой программы развития
потребительского рынка г.Подольска Московской области
3.2. Разработка мероприятия по открытию кафе-бара в
микрорайоне «Кутузово»
3.3. Разработка мероприятия по открытию предприятия розничной
торговли в новом микрорайоне «Подольские просторы - Кузнечики»
3.4. Разработка мероприятия по строительству сервисного
мини-комплекса бытового обслуживания
3.5. Разработка мероприятия по капитальному ремонту рыночного
комплекса «Центральный» г.Подольска Московской области
Раздел 4. Экономическая (социальная) оценка разработанных в
проекте мероприятий.
4.1. Социальная оценка разработки городской целевой программы
развития потребительского рынка г.Подольска Московской области
4.2. Экономическая (социальная) оценка по открытию кафе-бара
в микрорайоне «Кутузово»
4.3. Экономическая (социальная) оценка по открытию предприятия
розничной торговли в новом микрорайоне «Подольские просторы - Кузнечики»
4.4. Экономическая (социальная) оценка по строительству сервисного мини-комплекса бытового обслуживания
4.5. Экономическая (социальная) оценка по капитальному ремонту
рыночного комплекса «Центральный» г.Подольска Московской области
Заключение
Библиография
Глоссарий
Развитие сферы бытового обслуживания необходимо для увеличения свободного времени населения, а также экономии его финансовых средств. Хорошая организация предприятий бытового обслуживания высвобождает часть трудоспособного населения из сферы домашнего хозяйства.
Очень важно продолжать искать новые пути для развития и совершенствования сферы. Это возможно делать за счет эффективного использования дополнительных материальных и физических ресурсов на существующих предприятиях бытового обслуживания, или получая помощь от государственных и коммерческих учреждений.
В области развития инфраструктуры предусматриваются:
- размещение новых и
- создание павильонов, киосков
- в районах массового
- уровня обеспеченности
развитие информационных технологий в сфере бытового обслуживания;
разработка новой типологии дифференцированных нормативов обеспеченности населения услугами бытового обслуживания;
- создание возможности
- разработку механизма продажи
помещений под организацию
В области усиления социальной направленности возможны следующие пути:
- развитие сети предприятий бытового обслуживания, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан, в части социально значимых видов услуг (услуги муниципальных бань, похоронное обслуживание);
- защита прав потребителей,
обеспечение качества и
- организация персонального учета предоставляемых льгот по бытовому обслуживанию предприятиями малообеспеченным категориям граждан;
.- развитие системы
социального мониторинга в
Для улучшения качества услуг, кроме хорошего оборудования необходимы квалифицированные работники. Для стабилизации ситуации необходимо пересмотреть форму работы и график, заработную плату работников и возможные льготы или поощрения.
Решение задачи повышения уровня обслуживания и качества оказываемых услуг предполагает, в первую очередь, расширение видов услуг, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий в сферу бытового обслуживания, обеспечение прав потребителей. Соответствующий комплекс мер предусматривает:
- развитие услуг по
приему заказов по месту
- развитие услуг по
приему заказов на
- развитие в рамках бытового обслуживания системы обмена неисправных изделий на заранее отремонтированные, а также старых на новые со скидкой в цене;
- приоритетное развитие крупных технических центров, имеющих разветвленную структуру филиалов и приемных пунктов в различных районах города, в части оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронных приборов;
- развитие услуг по
химической чистке одежды и
стирке белья методом
Развитие общественного питания:
Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы - восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. Необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и мало загруженных предприятий открытого типа (рестораны в низко разрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т. п.).
Особое внимание должно
уделяться организации
1.2. Использование программно-целевого подхода (метода) при формировании потребительского рынка
Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых, в конечном счете, определяет эффективность функционирования экономики в целом.
Необходимость изучения проблем функционирования и государственного регулирования потребительского рынка обусловлена быстрым переходом к развитым рыночным отношениям и требует глубокого анализа экономики регионов, основных условий и факторов формирования эффективного потребительского рынка, а также механизмов его регулирования с учетом современной государственной и региональной специфики.
Вопросы повышения эффективности управления потребительским рынком региона приобретают особую значимость в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается с федерального на региональный уровень.
В условиях становления
рыночной экономики в России, управление
развитием регионального потреб
Существующие подходы к государственному регулированию потребительского рынка, среди которых проектно-плановый и преимущественно программный, не решают всех его проблем.
Проектно-плановый и программный методы:
- не позволяют оказать значительного влияния на потребительский рынок по причине незначительности государственной доли в производстве и розничной торговле товарами;
- не решают вопрос оптимизации государственного вмешательства в процесс функционирования рынка, заключающемся в ограничении излишнего вмешательства и оптимальности вводимых регулирующих воздействий;
- не позволяют оперативно реагировать на возникновение проблем на рынке, в частности по причине отсутствия системы мониторинга с соответствующими задачами и показателями и отсутствия типовых процедур принятия решений при возникновении проблемных ситуаций.
В процессе рыночных реформ все большее значение приобрел проблемно-целевой метод управления в экономике, в частности на федеральные целевые программы была возложена функция решения крупных народнохозяйственных проблем общегосударственного значения.
В последнее время наблюдается тенденция повышения интереса к проблемно-целевому методу управления со стороны региональных властей использующих его для решения проблем общерегионального уровня.
Сравнительная характеристика проектно-планового, программного и проблемно-целевого подходов к управлению развитием потребительского рынка представлена в таблице 1.
Таблица 1
Особенности методов управления потребительским рынком
Компоненты управления |
Методы управления потребительским рынком | ||
проектно-плановый |
программный |
проблемно-целевой | |
Цель/основа принятия управленческих решений |
Проект желаемого состояния регионального потребительского рынка на краткосрочную или долгосрочную перспективу |
Определение проблем и возможностей их разрешения, существующих на начальный момент развития. |
Цель соединяется с программой. В ходе разрешения проблем уточняются и цели. |
Механизм реализации |
Предполагает, что естественные, неуправляемые изменения внешней и внутренней среды могут быть спрогнозированы на весь планируемый период и, в соответствии с прогнозом, можно определить цель как искусственно сформированный проект, учитывающий изменения |
Цель каждого этапа определяетс |
Внимание уделяется решению проблем и вариантам их решения |
Результат |
Обеспечивает комплексность цели, но не комплексность процессов и механизмов. Часто приводит к нереализуемым планам: за время выполнения плана ситуация успевает измениться настолько, что цели становятся неактуальными или недостижимыми. |
Позволяет интегрировать экономические, социальные, правовые изменения в единый процесс, создавая единый механизм. Предназначен для решения крупных народнохозяйственных проблем в основном общегосударственного уровня |
Позволяет оценить возможные последствия принимаемых решений, повысить эффективность управления за счет учета интересов хозяйствующих субъектов. |
Выделяя преимущества проблемно-целевого метода (ПЦМ) в регулировании потребительского рынка, необходимо отметить заметную эффективность проектно-планового подхода в регулировании отдельных составляющих (подотраслей) потребительского рынка, в частности агропромышленного комплекса, гаранта продовольственной безопасности региона.
Подтверждением этого служит тот факт, что в странах с рыночной экономикой наряду с саморегулированием широкое развитие получило планирование, в т.ч. на уровне государственного регулирования отраслями. Например, в США и ряде других развитых стран практически отказались от идеи саморегулирования сельского хозяйства и перешли к правовому и экономическому регулированию производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции: зерна, мяса, молока, сахара и т.д.
Вопросы повышения эффективности управления потребительским рынком региона приобретают особую значимость в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается с федерального на региональный уровень.
Дебюрократизация экономики — одна из основных проблем нынешних реформ. Главная тенденция развития административной реформы в сфере экономики и государственного управления, обусловленная общей направленностью на дебюрократизацию экономики, повышение эффективности экономико-правового воздействия при уменьшении объема административного регулирования.
В условиях общей направленности на снижение административных барьеров и дерегулирование экономики государство, фактически, определяет правила функционирования рынка, задает стратегические приоритеты, пределы и границы его развития, ограничиваясь непосредственным вмешательством только лишь в случаях наступления явных и существенных диспропорций и проблем на рынке.
По мере развития и становления рыночных отношений, политика государства в области регулирования потребительского рынка, соответствуя общим тенденциям развития административной реформы в России, должна меняться в сторону уменьшения объема административного регулирования — государство создает условия, определяет правила функционирования рынка и задает приоритеты его развития, ограничиваясь непосредственным вмешательством только в случаях наступления существенных проблем на рынке или наличии конкретных социальных целей.
Задачей современного этапа является развитие системы управления, обеспечивающей эффективное регулирование регионального потребительского рынка в условиях децентрализации и демократизации управленческих функций, действия рыночных механизмов мотивации с учетом высокой динамичности протекающих процессов, быстрой трансформации рынка как объекта управления и необходимости оптимизации государственного вмешательства в функционирование рынка.
Необходимость вмешательства государства в свободное функционирование рынка можно считать допустимой в случаях наличия проблем рынка и наличия конкретной социальной цели. Под существенными проблемами, применительно к потребительскому рынку, необходимо понимать следующие: несовершенная и недостаточная конкуренция; недопроизводство товаров; низкое качество товаров; неразвитость торговой инфраструктуры и низкое качество обслуживания; завышенный уровень цен на товары.
Программный подход к регулированию потребительского рынка должен осуществляться на федеральном уровне, определяя стратегические цели, общую концепцию регулирования потребительского рынка, создавая условия для формирования и эффективного функционирования потребительского рынка.