Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:16, курсовая работа
Одна из особенностей экономики туризма состоит в том, что она по своему характеру динамична, изменчива и, следовательно, исторична. Она развивалась вместе с развитием общества, путешествий и туризма.
Туризм экономически и социально изменялся вместе с теми преобразованиями, которые происходили в национальном и мировом хозяйстве в целом.
На ранних стадиях экономика туризма сводилась к изучению путешественниками обычаев, нравов, уровней и характера развития других стран и народов. Уже в эпоху Римской империи возникли первые экономические ресурсы древнего туризма - постоялые дворы, которые имели и государственный, и частный характер.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса
2.Сервис как услуга, классификация видов услуг
3. Историческое развитие сервисной деятельности
4. Предмет экономики туризма и история развития туризма
5. Понятие, виды и функции туризма
6. Организационно-экономические основы туризма
Тема 2. ТУРИЗМ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Особенности туристского потребления
2. Субъекты системы туризма
3. Экономический механизм функционирования туризма
4. Воздействие туризма на сферу экономики
Тема 3. ТУР, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1. Сущность тура
2. Вопросы определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
Тема 4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности
2. Виды предпринимательской деятельности в туризме
3. Инновации туристских организаций
Содержание:
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса
2.Сервис как услуга, классификация видов услуг
3.
Историческое развитие
4. Предмет экономики туризма и история развития туризма
5.
Понятие, виды и функции
6.
Организационно-экономические
Тема 2. ТУРИЗМ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.
Особенности туристского
2. Субъекты системы туризма
3.
Экономический механизм
4. Воздействие туризма на сферу экономики
Тема 3. ТУР, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1. Сущность тура
2.
Вопросы определения
Тема 4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.
Сущность и содержание
2.
Виды предпринимательской
3.
Инновации туристских
Тема
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса
Оказание услуг - широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги: помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) - не требуют особых знаний и подготовки. Хотя уже в древности существовали люди и организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.
Сервис - это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми или организациями.
Уже в XX веке сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой активности. Сейчас более 70% населения, занятого в экономике промышленно развитых стран, работают в сфере услуг. Закономерности сервисной деятельности определяют детальный анализ, без которого ее невозможно организовать на уровне современных требований.
Классификация видов сервиса по сферам его осуществления.
К сфере услуг, или сервисной деятельности, принято относить ряд крупных секторов экономики: торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений и спорта, а также сферы науки, образования и управления (хотя деятельность в трех последних сферах не сводится только к оказанию услуг).
Более
подробная классификация
В основу другой классификации сервиса положены четыре главные формы человеческой деятельности:
материально-
познавательная;
ценностно-ориентационная;
коммуникативная, или общение.
Материально-преобразовательная деятельность - это изменение человеком вещества природы, создание окружающего нас мира вещей, а также преобразование общества и человеческого организма.
Сервис
в данной сфере включает в себя
разнообразные услуги, в том числе
индивидуальные, по удовлетворению материальных
потребностей людей. Например, изготовление
по специальным заказам
В
сфере торговли сервис делится на
предпродажный (демонстрация, проверка
и упаковка товара) и послепродажный,
включающий, в свою очередь, гарантийное
(бесплатное) обслуживание в течение
установленного срока и послегарантийное
обслуживание (может продолжаться в
течение всего периода
Кроме
того, сервис в материально-
Познавательная форма деятельности направлена на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека - предоставление знаний или информации.
К этому типу относятся образовательные услуги, хотя они не всегда сводятся только к передаче информации, а включают процесс общения, воспитания, выработки навыков какой-либо деятельности. Получение, обработка, структурирование и предоставление информации превратилось в современном обществе в широкую сферу деятельности, которую можно назвать информационным сервисом.
Многочисленные службы и организации, действующие во всем мире, обеспечивают своих потребителей информационными услугами. В последние годы одним из главных технических средств предоставления информационных услуг стал Интернет.
Информационный сервис, обеспечивающий познавательную деятельность общества, делится по нескольким уровням сложности, различающимся глубиной анализа и переработки информации.
Можно выделить два главных уровня сервиса в познавательной деятельности:
1)
эмпирический - предоставление информации
об отдельных фактах и
2)
теоретический - анализ информации,
выявляющий закономерности
Задача ценностно-ориентационной формы деятельности - установить, какое значение имеют эти явления для человека, выработать определенное отношение к ним, дать им оценку. Эти оценки, конечно, зависят от человека и от того типа общества, в котором он живет.
Сервис
в области ценностно-
рекламу;
экспертизу;
психодиагностику;
имиджмейкерские услуги;
художественно-оформительскую деятельность;
услуги религиозного характера.
Услуги рекламы и весь процесс продвижения товара на рынок можно рассматривать как изменение существующей у потребителя системы ценностей. В простейшем случае реклама стремится сформировать спрос на отдельный товар или услугу, убедить людей, что он (она) представляет для них несомненную ценность.
На
более высоком уровне рекламный
сервис решает сложную ценностно-
Экспертиза в сфере торговли, моды, дизайна и других видов художественного творчества также формирует и изменяет систему ценностей. Экспертные услуги влияют на спрос, подтверждая или отрицая от имени государства или сообщества признанных специалистов высокое качество (высокий художественный уровень) товара, услуги или произведения искусства.
Услуги
имиджмейкеров и услуги по организации
связей с общественностью
Коммуникативная
форма деятельности - это организация
общения (коммуникации) между отдельными
людьми и (или) организациями. К этому
направлению сервисной
Коммуникативная деятельность всегда связана с передачей информации, но не сводится только к ней. Исторически возникли три главных типа коммуникации:
1)
непосредственное личное
2)
опосредованное общение с
3)
общение посредством
Сервис
при организации личного
Наконец,
сервис с использованием электронных
средств коммуникации резко расширяет
возможности общения, делая его
более оперативным, преодолевая
пространственную разобщенность и
частично восстанавливая механизмы
непосредственного личного
2.Сервис как услуга, классификация видов услуг
Сервис - это оказание услуг. В современной экономике услуга обычно противопоставляется товару.
Товар - некая вещь, предмет, произведенный для продажи.
Услуга - это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека.
Услуга обладает полезностью для того, кто ее не производит. Услуга - это продукт труда, обладающий специфическими свойствами: неосязаемостью, неотделимостью от своего источника (невозможно отделить процесс обучения от преподавателя и ученика, процесс предоставления информации - от того, кто ее предоставляет).
Услуга не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления, не может быть законсервирована как товар, хранящийся на складе.
Услуга направлена на вещь или на человека. Она существует только в процессе ее производства. Производство и потребление услуг позволяет изменить полезность вещи или характер человеческой жизнедеятельности.
Существуют
различные классификации типов
и видов услуг, и каждая из этих
классификаций отражает специфический
подход к анализу сервисной
Можно выделить пять общих типов услуг:
1)
производственные - инжиниринг, лизинг,
обслуживание и ремонт
2) распределительные - торговля, транспорт, связь;
3) профессиональные - банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные;
4)
потребительские - так называемые
массовые услуги, связанные с
домашним хозяйством и
5) общественные - телевидение, радио, образование, культура.
Более
систематичная классификация
Осязаемые действия, направленные на тело человека. Такие услуги оказывают здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе.
Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. Это работа грузового транспорта, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, ветеринарные услуги.
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Сюда относятся образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. Это могут быть банковские, юридические и консультационные услуги, страхование.
Кроме того, услуги различаются по множеству других классификационных признаков. Все они позволяют оттенить и проанализировать разнообразные функции сервисной деятельности в современном обществе.
Услуги можно разделить на материальные и нематериальные.
Первые направлены на удовлетворение материальных потребностей, например бытовое обслуживание населения и транспортные услуги, здравоохранение, общественное питание.
Нематериальные услуги удовлетворяют духовные потребности, например, образование, консультирование, предоставление информации.
Стандартизированные
и творческие услуги различаются
по степени их алгоритмизации. Стандартные
виды услуг оказываются по строго
установленным правилам. Творческие
услуги могут формироваться и
изменяться по индивидуальным требованиям
потребителя. Так, в туристическом
бизнесе могут возникать
Услуги
личные и коллективные направлены на
разных потребителей. Часть услуг, например
репетиторство и врачебная