Предпринимательство в СКСиТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Одна из особенностей экономики туризма состоит в том, что она по своему характеру динамична, изменчива и, следовательно, исторична. Она развивалась вместе с развитием общества, путешествий и туризма.
Туризм экономически и социально изменялся вместе с теми преобразованиями, которые происходили в национальном и мировом хозяйстве в целом.
На ранних стадиях экономика туризма сводилась к изучению путешественниками обычаев, нравов, уровней и характера развития других стран и народов. Уже в эпоху Римской империи возникли первые экономические ресурсы древнего туризма - постоялые дворы, которые имели и государственный, и частный характер.

Оглавление

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса
2.Сервис как услуга, классификация видов услуг
3. Историческое развитие сервисной деятельности
4. Предмет экономики туризма и история развития туризма
5. Понятие, виды и функции туризма
6. Организационно-экономические основы туризма
Тема 2. ТУРИЗМ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Особенности туристского потребления
2. Субъекты системы туризма
3. Экономический механизм функционирования туризма
4. Воздействие туризма на сферу экономики
Тема 3. ТУР, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1. Сущность тура
2. Вопросы определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
Тема 4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности
2. Виды предпринимательской деятельности в туризме
3. Инновации туристских организаций

Файлы: 1 файл

курсовая. предпринимательство.docx

— 73.03 Кб (Скачать)

удовлетворение  потребностей в смене места пребывания;

предоставление  экономических благ и услуг в  соответствии с требованиями туриста  и др.

 

Функции туризма порождают некоторые  его виды. К ним следует отнести:

1. Рекреационный туризм, включающий: зрелищно-развлекательные программы,  туристическо-оздоровительные программы,  занятия по интересам.

2. Спортивный туризм, включающий водный, лыжный, горный.

3. Лечебно-оздоровительный туризм, к  которому следует отнести не  просто потребность в лечении,  но и сочетание ее с некоторыми  другими функциями туризма.

4. Культурно-познавательный туризм, основанный  на потребности в расширении  знаний по различным направлениям.

5. Ностальгический туризм, в основе  которого лежит потребность в  посещении мест, связанных с событиями  индивидуальной биографии человека  и его семьи.

6. Приключенческий (экстремальный)  туризм, предполагающий удовлетворение  потребностей человека в испытании  своих возможностей в различных  острых ситуациях.

7. Религиозный туризм (включающий  паломничество), основанный на религиозных  потребностях людей самых различных  конфессий.

8. Миссионерский туризм, вызванный  потребностью человека наиболее  полно реализовать свое духовное  назначение распространением тех  или иных духовных ценностей.  По нашему мнению, такая деятельность  может быть названа туристической  только в том случае, если она  не связана с получением определенного  вознаграждения.

9. Событийный туризм предполагает  удовлетворение потребности человека  в посещении какого-либо конкретного  мероприятия.

10. Коммуникационный туризм, удовлетворяющий  потребности человека в межличностных  контактах (поиски спутника жизни,  партнера по коллекционированию  и т.д.).

11. Экологический туризм - основан на  посещении заповедных территорий, участии в природоохранной деятельности.

 

В перечне видов не назван деловой  туризм (рекламный, образовательный). Поездки  только с целью установления или  поддержания деловых конкурентов  обычно осуществляются как оплачиваемая деятельность, что противоречит Закону о туризме.

 

Можно выделить и такие виды туризма, как:

а) активный и пассивный;

б) внутренний, въездной, выездной;

в) индивидуальный и групповой;

г) деловой, детский, зрелый;

д) кратковременный, постоянный, продолжительный, сезонный;

е) культурный, международный, молодежный, познавательный, научный, рекреационный;

ж) неорганизованный, организованный, самодеятельный;

з) передвижной и стационарный;

и) по безвалютному и валютному обмену;

к) с использованием личного или  общественного транспорта;

л) социальный.

6. Организационно-экономические основы  туризма

Организационно-экономическое  развитие туризма характеризуется  впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично  развивающейся отраслью во многих странах  мира и что его роль в мировой  экономике непрерывно растет.

Удельный  вес доходов от туризма в общей  сумме поступлений от экспорта товаров  и услуг уже в 1981 году составлял  в Испании 60%, Австрии - 40%.

За  туризмом, как основой туристической  индустрии и туристического бизнеса, будущее. В последние 20 лет среднегодовые  темпы роста числа прибытий иностранных  туристов составили в мире 5,1%, увеличения валютных поступлений - 14%.

Согласно  данным Всемирной туристической  организации (ВТО) в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом, объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 1441 раз. Туризм стал ведущей экспортной отраслью в  мире.

По  мнению многих ученых-аналитиков в  основе развития международного туризма  лежат следующие факторы-возможности:

1. Экономический рост и социальный  прогресс привели к расширению  объема не только деловых поездок,  но и поездок с познавательными  целями.

2. Совершенствование всех видов  транспорта удешевило поездки,  сделало их возможными для  многих слоев населения.

3. Увеличение числа наемных рабочих  и служащих в экономически  развитых странах и повышение  их материального и культурного  уровня повысили их стремление  к духовным и познавательным  ценностям.

4. Интенсификация труда и получение  трудящимися более продолжительных  отпусков предполагают необходимость  более содержательного отдыха.

5. Развитие межгосударственных связей  и культурных обменов между  странами привело к расширению  межличностных связей как между,  так и внутри регионов.

6. Развитие сферы услуг стимулировало  технологический прогресс в области  телекоммуникаций, увеличило заинтересованность  в посещении различных стран  и регионов.

7. Ослабление ограничения на вывоз  валюты во многих странах и  упрощение пограничных формальностей  также стимулирует развитие туризма.

Организационно-экономические  возможности развития туризма в  международном масштабе создали  благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов  в отдельных странах.

Для многих из них международный туризм является:

важнейшим источником валютных поступлений;

фактором, стимулирующим рост платежного баланса;

мощным  стимулом развития и диверсификации многих отраслей (возникают как предприятия, так и отдельные отрасли, обслуживающие  сферу туризма).

Анализ  состояния туризма показывает, что  на долю РФ приходилось к концу 1995г. менее 1,5% мирового туристического потока. 80% материальной базы туризма нуждается  в реконструкции, инвестиции в туристический  бизнес незначительны и носят  тактический характер, выявлены другие недостатки. РФ, удерживая много  лет активный торговый баланс, имеет  пассивный платежный баланс. Главная  причина - туризм, имеющий отрицательное  сальдо. Это значит, что российские граждане регулярно вывозят из страны валютные средства в количествах, несоизмеримых  с теми, которые иностранные туристы  оставляют у нас.

Потенциал возможного развития туризма в РФ большой и она, по прикидкам ВТО, к 2020 году войдет в первую десятку  стран как по приему туристов (47,1 млн. туристов в год, 2,9% - доля в мировом  потоке туристов; 6,7% - среднегодовой  рост доходов за период с 1995 по 2020 годы), так и по выезду туристов за границу  государства (30,5 млн. человек в год, 1,9% - доля в мировом потоке туристов).

Неблагополучное положение туризма в РФ объясняется  тем, что туристический потенциал  государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих  не во всех случаях соответствует  международным стандартам. До последнего времени туризм в РФ ассоциируется  со спортом и с укреплением  здоровья (лечебно-оздоровительный, спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в  том числе и в твердой валюте.

Положительным фактором развития российского туризма  является растущее число и влияние  объединений туроператоров и  турагентов. Наряду с такими известными объединениями, как РАТА (Российская ассоциация турагентств) и НТА (Национальная туристическая ассоциация), за последние  годы сформировалось множество суботраслевых  объединений в сфере туризма. К их числу можно отнести Российскую ассоциацию социального туризма, Телевизионную  ассоциацию турагентств, Российскую таймер ассоциацию, Объединение туроператоров  Москвы и др. Потребители туруслуг также объединяются: не так давно  создана, например, лига защиты прав путешествующих.

Заметно активизировался рынок образовательных  услуг для сферы туризма.

Потенциальные резервы имеются едва ли не в каждом регионе страны и заключаются  в содействии развитию малого и среднего бизнеса, усилении экономического потенциала страны. Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, где на долю малых и средних предприятий приходится, как правило, не менее 90-95% всех предприятий национальной экономики. Содействие развитию малого и среднего бизнеса является не столько экономической проблемой, сколько проблемой социальной.

В любом субъекте РФ найдутся соответствующие  возможности для развития ферм и  производств по переработке продуктов  питания, артелей народных промыслов, мобильных строительных бригад, охотничьих и рыболовных хозяйств и т.д.

Мотивация туристических поездок определяется во многом экономическими факторами, главный  из которых: достаточен ли денежный доход  для приобретения туристической  путевки? Этот фактор связан напрямую с рядом социальных факторов, имеющих  тенденцию к определенным изменениям.

В настоящее время пассивное стремление сменилось стремлением к активному  отдыху: надо быть не только активным самому, но и отдыхать в компании или вдвоем.

Для граждан РФ, осуществляющих туризм в мотивациях обращается особое внимание на:

возраст. Турфирма должна четко понять, что, например, пожилые люди в своем  большинстве нуждаются не в спортивном туризме, а в лечебно-оздоровительном  и т.д.;

образование. Чем более образован состав туристов, тем больше нужно учитывать их возможные стремления, например, к  культурно-познавательному и приключенческому туризму;

уровень дохода. Ясно, что экономические  соображения будут превалирующими для многих туристов в выборе места  путешествия, его сроков;

социально-экономическое  положение. Речь идет о разных подходах к туризму у большей части  населения, среднего класса и богатых. Если ребенок часто выезжал за рубеж, то, став взрослым, он также будет  стремиться к этому; если человек  выехал в другую страну, то у него часто возникает повод для  ностальгического туризма.

 

Необходимо  обеспечить тесную увязку организационных, экономических и социальных факторов, на превращение их в организационно-экономические.

Выездной  туризм в РФ в дополнительном стимулировании не нуждается. В нем взаимно заинтересованы как страны, ждущие наших туристов, так и сами туристы, желающие посетить какую-либо из этих стран (или несколько  из них).

Иначе обстоит дело с въездным туризмом. Его нужно поощрять по простой  причине: он очень выгоден. Туристический  бизнес, развивающийся в РФ, как  на основе внутреннего туризма, так  и на основе въездного иностранного туризма, стимулирует развитие не только туристической индустрии, но и ряда других отраслей непроизводственной сферы. Он является стимулятором увеличения количества рабочих мест в отраслях, а также на предприятиях инфраструктуры туристического бизнеса.

 

При этом следует иметь в виду два  социально-экономических явления:

- временной промежуток между ростом  спроса на туристические услуги  и появлением новых рабочих  мест в туристическом бизнесе  и сопряженных с ним отраслях  минимальный;

- для обслуживания одного иностранного  туриста требуется примерно 9 человек.

 

Для развития въездного туризма нужно  не только хорошо разрекламировать наши возможности в туризме, но и построить  новые гостиницы, повысить качество туристических услуг, улучшить сервисное  обслуживание.

Наряду  с положительным, следует учитывать  возможные отрицательные последствия, возникающие при притоке туристов в определенный регион. Так, если в  регионе нет избытка рабочей  силы, то ее перемещение в индустрию  туризма, например, из сельского хозяйства  может привести к определенному  застою в последнем. Миграция населения  из сельских районов в городские  увеличит нагрузку на такие непроизводственные отрасли, как здравоохранение и  просвещение. Инвестиционные ресурсы, потраченные на дополнительные вложения в туристическое хозяйство, не смогут быть направлены в те отрасли, где они необходимы.

В макроэкономике, например, преобладание выезда наших туристов за рубеж по сравнению с въездом в РФ иностранных  туристов приводит к фактическому перемещению  валютных средств в экономику  других стран.

Дальнейшее  развитие нашей туристической деятельности за рубежом необходимо, во-первых, подкреплять  развитием въездного туризма  и туризма внутри страны. Во- вторых, необходимо акцентировать внимание наших турфирм не только на организационные  и экономические аспекты их деятельности, но и на социальную сторону зарубежного  туризма, на ненавязчивую воспитательную работу в туристических группах, выезжающих за границу. В-третьих, необходимо учитывать стремление жителей РФ к туристическим поездкам за рубеж.

 

В РФ имеется много объективных  факторов, обеспечивающих хорошие перспективы  для выездного туризма. Статистика свидетельствует об увеличении числа  российских туристов, выезжающих за рубеж. Сдерживающим фактором более бурного  развития выездного туризма является низкий уровень жизни основной массы  населения, снижение его реальных доходов  за годы реформ. Если в ближайшие  годы станет возможным переломить эту  негативную тенденцию и стимулировать  рост доходов, то выездной туризм получит  бум своего развития.

В случае стабилизации экономики и  политики можно ожидать значительного  увеличения объемов въездного туризма. Но для этого необходимы следующие  изменения в РФ:

Информация о работе Предпринимательство в СКСиТ