Предпринимательство в СКСиТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Одна из особенностей экономики туризма состоит в том, что она по своему характеру динамична, изменчива и, следовательно, исторична. Она развивалась вместе с развитием общества, путешествий и туризма.
Туризм экономически и социально изменялся вместе с теми преобразованиями, которые происходили в национальном и мировом хозяйстве в целом.
На ранних стадиях экономика туризма сводилась к изучению путешественниками обычаев, нравов, уровней и характера развития других стран и народов. Уже в эпоху Римской империи возникли первые экономические ресурсы древнего туризма - постоялые дворы, которые имели и государственный, и частный характер.

Оглавление

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса
2.Сервис как услуга, классификация видов услуг
3. Историческое развитие сервисной деятельности
4. Предмет экономики туризма и история развития туризма
5. Понятие, виды и функции туризма
6. Организационно-экономические основы туризма
Тема 2. ТУРИЗМ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Особенности туристского потребления
2. Субъекты системы туризма
3. Экономический механизм функционирования туризма
4. Воздействие туризма на сферу экономики
Тема 3. ТУР, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1. Сущность тура
2. Вопросы определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
Тема 4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности
2. Виды предпринимательской деятельности в туризме
3. Инновации туристских организаций

Файлы: 1 файл

курсовая. предпринимательство.docx

— 73.03 Кб (Скачать)

 

а) коренные изменения в оказании сервисных  услуг - бытовой комфорт, разнообразие вариантов турпрограмм, возможность  спонтанных занятий, быстрое изменение  тура;

 

б) изменения в сервисном обслуживании;

 

в) изменения в ценообразовании.

 

Таким образом, важнейшие организационно-экономические  проблемы будущего туризма в РФ можно  свести к двум основным. С одной  стороны, с ростом благосостояния российского  общества увеличится объем выездного  туризма, что, безусловно, повысит требовательность российского потребителя туруслуг к их качеству. Уже сейчас идет осознание  необходимости в нивелировании  как стандарта услуг, так и  уровня цен на туристические услуги.

С другой стороны, въездной туризм является важным источником валютных поступлений. Падение объемов въездного туризма  требует от отечественных фирм, принимающих  туристов, проанализировать причины  отсутствия интереса к нашей стране у западного туриста.

 

Тема 2. ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1. Особенности туристского потребления

Объективное формирование туристских потребностей - это исходный пункт той экономической  системы, которую представляет собой  современная сфера туризма.

В этой динамичной системе можно выделить четыре основных звена (подсистемы):

1) производство туристских услуг;

2) формирование туристского продукта;

3) реализацию туристского продукта;

4) потребление туристского продукта.

Туристские  потребности в общеэкономическом  аспекте формируют интересы туристов. С точки зрения рыночных отношений  эти потребности лежат в основе потребительского спроса на туристский продукт.

Производство  туристских услуг формирует туристская индустрия. С точки зрения рынка  это производство формирует предложение  туристских услуг. Весьма сложными и  специфичными сферами являются процесс  формирования туристского продукта (тура) и его последующая реализация на туристском рынке.

Сама  по себе каждая отдельная туристская услуга (размещение, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные  услуги и т. п.) не может удовлетворить  все потребности туриста.

В этих условиях возникает объективная  необходимость кооперации самых  различных туристских услуг в  единый комплекс - тур, или туристский продукт. Эта объективная необходимость  формирования комплекса туристских услуг с целью наиболее полного  удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике  туризма особую роль турорганизаторов на туристском рынке - туроператоров  и турагентов.

Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различные услуги по продвижению этого продукта на рынок  и его реализации.

Турагентская  деятельность - это продолжение деятельности туроператора, но уже на розничном  рынке. От имени туроператора турагент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта.

Заключительное  звено экономической системы  туризма - потребление туристского  продукта - также имеет свою специфику. Традиционно отмечаются следующие  особенности потребления туристского  продукта.

Первая  особенность туристского потребления. В обычном материальном производстве результат производства (товар) движется от места производства к месту  потребления. В туризме положение  иное: для потребления турпродукта  в целом или отдельных услуг  сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных  его услуг. Эта особенность туристского  потребления, в свою очередь, вызывает производный мультипликативный  эффект: необходимость для туриста  в местах потребления турпродукта  наличия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в  целом, создания необходимых условий  для лечения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых  впечатлениях, а также наличия  экологически здоровой среды, безопасности и т. п.

Вторая  особенность туристского потребления  состоит в том, что расходы  туриста, как правило, количественно  превышают обычные расходы его  проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными  затратами на транспорт, жилье, питание, а также на культурные и деловые  мероприятия. Часть повышенных расходов связана с фактором престижности туристского потребления. Эта особенность  существенно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим учет издержек и  доходности в туризме приобретает  важное значение.

Третья  особенность туристского потребления  заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного  проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка  различна. Предельные полезности у  всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также  уровни полезности туристских услуг  с точки зрения общества, туриста  и рынка при внутреннем и въездном туризме.

Эта особенность туристского потребления  вытекает из того объективного факта, что рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Характерная черта  экстерналий туристского рынка  состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление  туристских услуг объективно рождают  и дополнительные затраты (издержки), и дополнительные выгоды. При этом каждый участник туристского рынка  стремится издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда и происходит название этого явления - внешние эффекты, или экстерналий.

По  своей природе внешние эффекты  могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эффекты - это доходы нетуристских организаций  в связи с увеличением реализуемых  услуг, непосредственно не входящих в пакет туристского продукта; развитие инфраструктуры региона в  связи с туризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и  вакансий; рост государственных доходов  за счет налогов и пошлин и т. п.

К отрицательным внешним эффектам относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для  целей, не связанных с туризмом, и  т. д.

Отсюда  следует, что в туризме как  особой сфере хозяйства принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтерских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат неявных, имеющих характер упущенных экономических возможностей, а также затрат социальных, имеющих для региона особое социально-экономическое значение.

Четвертая особенность туристского потребления  состоит в том, что оно имеет  «кредитный» характер, т. е. оно ограничено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юридически и экономически оформленной сделки при купле-продаже  туристского продукта. Эта особенность  туристского потребления рождает  своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудности и усиливает  роль менеджмента.

Пятая особенность туристского потребления  заключается в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый, культовый, характер. Разумеется, туризм не отрицает, а предполагает деловые встречи, покупку товаров редкого или  дефицитного характера. Однако туристский рынок органично включает приобретение товаров и услуг особой культовой  и культурологической направленности, отражающих социальную и национальную специфику города, региона, страны.

Чтобы сформировать туристский продукт и  в последующем его реализовать, сначала нужно произвести туристский продукт. В этом смысле производство туристских услуг есть исходный момент для последующего формирования, реализации и потребления туристского продукта.

Характерная особенность туристских услуг заключается  в том, что некоторые их виды имеют  неосязаемый, нематериальный характер. Рассказ экскурсовода может оказать  на туристов глубокое эмоциональное  воздействие, которое нельзя выразить материально, заранее увидеть или  испытать. Другие услуги туризма имеют  материальный характер: турист оказывается  перевезенным, вылеченным, отдохнувшим. Но в том и в другом случае специфика  туристских услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления. Иными словами, в туризме мы имеем  неразрывность производства и потребления  услуг. Это обстоятельство позволяет  заключить, что туризм следует рассматривать  как единую динамично функционирующую  систему услуг, которая включает многообразие хозяйствующих субъектов.

2. Субъекты системы туризма

Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие  субъекты:

фирмы - производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые  консультации и др.);

фирмы - туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

фирмы - турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

специализированные  фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы  и др.);

специализированные  предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

специализированные  транспортные предприятия (авиационные  предприятия, автопредприятия, железнодорожные  ведомства, предприятия морского и  речного транспорта и др.);

предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;

џ предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых  автоматов и др.);

рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);

государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных началах).

В системе этих туристских предприятий  особо можно выделить туристскую индустрию - межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций  по производству товаров и услуг  для туризма.

При всей важности индустрии туризма  нельзя забывать о главном - о туристе, потребителе туристских услуг. Его  потребности и степень их удовлетворения - главный критерий качества туристского  продукта. Этот потребитель в современных  условиях должен быть организован, поскольку  ему противостоят организованные туристские предприятия и объединения. Одной  из первых попыток подобной организации в современных российских условиях является Всероссийское народное туристское общество (ВНТО), созданное по инициативе Российской международной академии туризма.

 

 

3. Экономический механизм функционирования  туризма

Общая картина экономического механизма  функционирования туризма может  быть раскрыта в следующих положениях.

Современный туризм действует в рыночной среде, контролируемой и регулируемой государством и другими финансовыми и экономическими институтами и организациями. Из этого следует, что все туристские фирмы и организации действуют  на основе трех исходных экономических  принципов:

во-первых, они предпочитают свободу хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности;

во-вторых, их хозяйственная деятельность объективно подчиняется законам туристского  рынка (законам стоимости, спроса и  предложения, конкуренции, денежного  обращения, ценообразования);

в-третьих, государственные и общественные институты (в частности, профсоюзы) предпринимают попытку регулировать рыночные процессы в туризме с  целью привнести в туризм социальное и нравственное начало по отношению  к самому туристу, природе и обществу в целом.

В туризме, равно как и во всякой экономической сфере, необходимо избегать двух крайностей:

а) абсолютно коммерческого чистогана;

б) чисто административной системы  организации.

Все искусство хозяйственной деятельности современного туризма как раз  и состоит в том, чтобы органично  соединить два начала - рыночное и институциональное, регулируемое.

Функционирование  туристских фирм в рыночной среде  объективно требует изучения закономерностей  и особенностей туристского рынка. Реально это означает, что современная  экономика туризма должна охватывать и такой аспект, как всесторонний анализ спроса и предложения на туристском рынке.

Основными аспектами при изучении туристского  рынка являются:

1) механизм функционирования туристского  рынка, его сегментация, сезонный  характер;

2) функции туристского рынка и  его сегментов;

3) формирование цен и ценообразование  в туризме;

4) изучение факторов, влияющих на  спрос в сфере туризма, и  влияния цен и доходов на  платежеспособный спрос;

5) изучение факторов, влияющих на  предложение туристских услуг,  а также изучение влияния цен  и факторов неценового характера  (инвестиций и других неценовых  детерминантов предложения).

Экономическое равновесие на туристском рынке в  долговременной перспективе объективно требует глубокого финансово-экономического анализа туристской индустрии (ее структуры, тенденций и условий развития, функциональной роли и направленности). Анализ ресурсов и материально-технической  базы туризма позволяет подойти  к решению вопросов о реальных возможностях туристского предложения, равновесии спроса и предложения  на туристские услуги, а также о  качестве туристского продукта.

Важнейшей проблемой экономики туризма  является использование рабочей  силы в этой отрасли. В связи с  этим экономическая эффективность  туристской деятельности в самых  различных ее проявлениях требует  глубокого анализа. Особого внимания требует анализ производительности труда и трудоемкости.

Экономика туризма в качестве основной проблемы исследует вопрос о предпринимательской  деятельности и поведении туристской фирмы на рынке. Это предполагает учет специфики предпринимательской  деятельности в туризме, глубокое знание коммерческого расчета, планирования этой деятельности, и прежде всего  бизнес-планирования, а также знание бухгалтерского и управленческого  учета.

Информация о работе Предпринимательство в СКСиТ