Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:16, курсовая работа
Одна из особенностей экономики туризма состоит в том, что она по своему характеру динамична, изменчива и, следовательно, исторична. Она развивалась вместе с развитием общества, путешествий и туризма.
Туризм экономически и социально изменялся вместе с теми преобразованиями, которые происходили в национальном и мировом хозяйстве в целом.
На ранних стадиях экономика туризма сводилась к изучению путешественниками обычаев, нравов, уровней и характера развития других стран и народов. Уже в эпоху Римской империи возникли первые экономические ресурсы древнего туризма - постоялые дворы, которые имели и государственный, и частный характер.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса
2.Сервис как услуга, классификация видов услуг
3. Историческое развитие сервисной деятельности
4. Предмет экономики туризма и история развития туризма
5. Понятие, виды и функции туризма
6. Организационно-экономические основы туризма
Тема 2. ТУРИЗМ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Особенности туристского потребления
2. Субъекты системы туризма
3. Экономический механизм функционирования туризма
4. Воздействие туризма на сферу экономики
Тема 3. ТУР, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1. Сущность тура
2. Вопросы определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
Тема 4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности
2. Виды предпринимательской деятельности в туризме
3. Инновации туристских организаций
а) коренные изменения в оказании сервисных услуг - бытовой комфорт, разнообразие вариантов турпрограмм, возможность спонтанных занятий, быстрое изменение тура;
б)
изменения в сервисном
в) изменения в ценообразовании.
Таким
образом, важнейшие организационно-
С
другой стороны, въездной туризм является
важным источником валютных поступлений.
Падение объемов въездного
Тема 2. ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.
Особенности туристского
Объективное формирование туристских потребностей - это исходный пункт той экономической системы, которую представляет собой современная сфера туризма.
В этой динамичной системе можно выделить четыре основных звена (подсистемы):
1) производство туристских услуг;
2)
формирование туристского
3)
реализацию туристского
4)
потребление туристского
Туристские
потребности в
Производство туристских услуг формирует туристская индустрия. С точки зрения рынка это производство формирует предложение туристских услуг. Весьма сложными и специфичными сферами являются процесс формирования туристского продукта (тура) и его последующая реализация на туристском рынке.
Сама по себе каждая отдельная туристская услуга (размещение, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные услуги и т. п.) не может удовлетворить все потребности туриста.
В этих условиях возникает объективная необходимость кооперации самых различных туристских услуг в единый комплекс - тур, или туристский продукт. Эта объективная необходимость формирования комплекса туристских услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль турорганизаторов на туристском рынке - туроператоров и турагентов.
Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реализации.
Турагентская
деятельность - это продолжение деятельности
туроператора, но уже на розничном
рынке. От имени туроператора турагент
как бы завершает рыночную сделку
по купле-продаже туристского
Заключительное
звено экономической системы
туризма - потребление туристского
продукта - также имеет свою специфику.
Традиционно отмечаются следующие
особенности потребления
Первая
особенность туристского
Вторая
особенность туристского
Третья
особенность туристского
Эта
особенность туристского
По своей природе внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными.
Положительные
эффекты - это доходы нетуристских организаций
в связи с увеличением
К отрицательным внешним эффектам относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с туризмом, и т. д.
Отсюда следует, что в туризме как особой сфере хозяйства принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтерских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат неявных, имеющих характер упущенных экономических возможностей, а также затрат социальных, имеющих для региона особое социально-экономическое значение.
Четвертая
особенность туристского
Пятая
особенность туристского
Чтобы
сформировать туристский продукт и
в последующем его реализовать,
сначала нужно произвести туристский
продукт. В этом смысле производство
туристских услуг есть исходный момент
для последующего формирования, реализации
и потребления туристского
Характерная особенность туристских услуг заключается в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый, нематериальный характер. Рассказ экскурсовода может оказать на туристов глубокое эмоциональное воздействие, которое нельзя выразить материально, заранее увидеть или испытать. Другие услуги туризма имеют материальный характер: турист оказывается перевезенным, вылеченным, отдохнувшим. Но в том и в другом случае специфика туристских услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления. Иными словами, в туризме мы имеем неразрывность производства и потребления услуг. Это обстоятельство позволяет заключить, что туризм следует рассматривать как единую динамично функционирующую систему услуг, которая включает многообразие хозяйствующих субъектов.
2. Субъекты системы туризма
Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:
фирмы - производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);
фирмы - туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;
фирмы
- турагенты, выступающие в качестве
продавцов туристского
специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);
специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);
предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;
џ предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);
рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);
государственные
предприятия (национальные, региональные,
муниципальные предприятия
В системе этих туристских предприятий особо можно выделить туристскую индустрию - межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма.
При всей важности индустрии туризма нельзя забывать о главном - о туристе, потребителе туристских услуг. Его потребности и степень их удовлетворения - главный критерий качества туристского продукта. Этот потребитель в современных условиях должен быть организован, поскольку ему противостоят организованные туристские предприятия и объединения. Одной из первых попыток подобной организации в современных российских условиях является Всероссийское народное туристское общество (ВНТО), созданное по инициативе Российской международной академии туризма.
3.
Экономический механизм
Общая картина экономического механизма функционирования туризма может быть раскрыта в следующих положениях.
Современный
туризм действует в рыночной среде,
контролируемой и регулируемой государством
и другими финансовыми и
во-первых, они предпочитают свободу хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности;
во-вторых,
их хозяйственная деятельность объективно
подчиняется законам
в-третьих,
государственные и общественные
институты (в частности, профсоюзы)
предпринимают попытку
В туризме, равно как и во всякой экономической сфере, необходимо избегать двух крайностей:
а)
абсолютно коммерческого
б) чисто административной системы организации.
Все
искусство хозяйственной
Функционирование туристских фирм в рыночной среде объективно требует изучения закономерностей и особенностей туристского рынка. Реально это означает, что современная экономика туризма должна охватывать и такой аспект, как всесторонний анализ спроса и предложения на туристском рынке.
Основными аспектами при изучении туристского рынка являются:
1)
механизм функционирования
2) функции туристского рынка и его сегментов;
3)
формирование цен и
4) изучение факторов, влияющих на спрос в сфере туризма, и влияния цен и доходов на платежеспособный спрос;
5)
изучение факторов, влияющих на
предложение туристских услуг,
а также изучение влияния цен
и факторов неценового
Экономическое
равновесие на туристском рынке в
долговременной перспективе объективно
требует глубокого финансово-
Важнейшей проблемой экономики туризма является использование рабочей силы в этой отрасли. В связи с этим экономическая эффективность туристской деятельности в самых различных ее проявлениях требует глубокого анализа. Особого внимания требует анализ производительности труда и трудоемкости.
Экономика туризма в качестве основной проблемы исследует вопрос о предпринимательской деятельности и поведении туристской фирмы на рынке. Это предполагает учет специфики предпринимательской деятельности в туризме, глубокое знание коммерческого расчета, планирования этой деятельности, и прежде всего бизнес-планирования, а также знание бухгалтерского и управленческого учета.