Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:16, курсовая работа
Одна из особенностей экономики туризма состоит в том, что она по своему характеру динамична, изменчива и, следовательно, исторична. Она развивалась вместе с развитием общества, путешествий и туризма.
Туризм экономически и социально изменялся вместе с теми преобразованиями, которые происходили в национальном и мировом хозяйстве в целом.
На ранних стадиях экономика туризма сводилась к изучению путешественниками обычаев, нравов, уровней и характера развития других стран и народов. Уже в эпоху Римской империи возникли первые экономические ресурсы древнего туризма - постоялые дворы, которые имели и государственный, и частный характер.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
1. Сервис как деятельность, классификация видов сервиса
2.Сервис как услуга, классификация видов услуг
3. Историческое развитие сервисной деятельности
4. Предмет экономики туризма и история развития туризма
5. Понятие, виды и функции туризма
6. Организационно-экономические основы туризма
Тема 2. ТУРИЗМ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Особенности туристского потребления
2. Субъекты системы туризма
3. Экономический механизм функционирования туризма
4. Воздействие туризма на сферу экономики
Тема 3. ТУР, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1. Сущность тура
2. Вопросы определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
Тема 4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности
2. Виды предпринимательской деятельности в туризме
3. Инновации туристских организаций
Важнейшей проблемой предпринимательства в туризме является анализ издержек туристской фирмы, прибыли, валовой выручки и предельного дохода. Знание предельных издержек и предельных доходов позволяет решить вопрос о поведении фирмы на туристском рынке.
Важнейшим разделом экономики туризма является анализ факторных доходов:
заработной платы и цены труда;
процента и цены капитала;
туристской ренты.
Особое внимание надо уделять проблеме туристской ренты и предельного продукта. Это позволит определить источники внутреннего самофинансирования туризма и установить границы производительности факторов производства в сфере туризма.
Экономика туризма органически включает финансовые проблемы: финансовые ресурсы самой турфирмы, возможности использования кредита, взаимоотношения с банками и банковской системой, отношения с бюджетом всех уровней и налогообложение.
4. Воздействие туризма на сферу экономики
Туризм оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества. В экономическом отношении туризм рассматривается:
1)
как определенная совокупность
общественных отношений в
2)
часть народнохозяйственного
3)
экономическая наука,
4)
общественная наука, изучающая
поведение в сферах
5)
современная экономическая
С
точки зрения фундаментальной экономики
туризм представляет собой экономический
комплекс, развитие которого в большей
степени объясняется
Современный туризм как экономическое явление:
имеет индустриальную форму;
выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
создает
новые рабочие места и
выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;
является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;
характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
выступает
как эффективное средство охраны
природы и культурного
совместим
практически со всеми отраслями
хозяйства и видами деятельности
человека, поскольку именно их дифференциация
и дискретность и создают ту разность
потенциалов рекреационной
Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.
Одним из первых на туризм как экономическое явление современного мира обратил внимание американский экономист П. Ротоу, который определил корреляции между экономическими стадиями развития стран и характерными особенностями развития в них туризма.
В настоящее время модели экономического воздействия туризма на сферу экономики намного усложнились и базируются не на теоретических концепциях и гипотезах, а на статистических данных. Что касается модели П. Ротоу, то она до сих пор признается классической практически всеми авторитетами экономики туризма. Действительно, несмотря на кардинальные изменения мирового туризма и экономики с 1959 г., гипотеза П. Ротоу не только не устарела, но и продолжает подтверждаться новыми статистическими данными и современными тенденциями.
И
в наше время основные центры международного
туризма расположены в
Очень низкая эффективность инвестиций, возможность улучшения ситуации без значительных изменений системы. Низкий уровень жизни и здравоохранения
Неразвитой мир Экономические и социальные условия не благоприятствуют развитию туризма, кроме внутреннего туризма, принимающего элитный характер
Большая часть Африки, часть Южной Азии
Развивающийся
мир Социально-экономические
Эксперты
ВТО следующим образом
1)
показатель прироста объема
2)
рост будет достигнут в
3)
наиболее благоприятные
4)
внутренний туризм будет
5)
длительный международный
6)
усилится влияние на туризм
внешних факторов: экономической
ситуации, политической обстановки,
уровня безопасности
7) значительное воздействие на туризм окажут:
система
компьютерной резервации, технологическое
развитие, совершенствование
8)
важным фактором развития
9) возрастет роль маркетинговых исследований, регулирующих туристскую политику.
Туризм
как планетарное экономическое
явление характеризуется
Число прибытий выросло в 21 раз. Доход вырос в 170 раз.
Доходность туризма растет быстрее, чем число туристов и число прибытий. Отдача от одного туриста выросла с 80 до 640 долл.
Для изменения роли и места туризма в национальной экономике принято соотносить основные экономические (стоимостные) показатели туризма с показателями, измеряющими объемы национального производства.
Доля туризма в ВВП составляет (в %): в Австрии - 8,5, Португалии - 6,5, Испании - 4,2, Греции - 4,5, Великобритании -1,9, ФРГ-0,9, США-1,0.
Доля туризма в конечном потреблении представлена еще больше (в %): Австрия - 8,9, Норвегия - 6,7, Швейцария - 5,6, Дания - 5,4, США - 3,2.
Доля туризма в импорте составляет (в %): в Австрии - 10,7, Исландии - 11, Швеции - 7,2, Швейцарии - 7,0, Новой Зеландии - 9. Ни в одной из экономически развитых стран она не опускается ниже 6 %.
Мировой туризм имеет ярко выраженную территориальную дифференциацию, т. е. его отличия от места к месту выражены более отчетливо, нежели структурная дифференциация.
Анализ
региональной структуры прибытий и
доходов позволяет выявить
џ медленно, но постоянно сокращается доля Европы как в количестве принимаемых туристов, так и в доходах, приносимых туризмом;
џ тот же процесс происходит в Америке, при этом особенно быстро идет сокращение доходов, т. е. отдых в США становится все дешевле отдыха в Европе, и это отражает целенаправленную политику американских туроператоров, пытающихся перехватить инициативу на туристском рынке за счет игры на снижение рентабельности собственного туристского бизнеса;
џ очень быстро развивается туризм в страны Восточной Азии и Океании. Эта «точка роста» мирового туристского рынка характеризуется не только уникальными рекреационными ресурсами и экзотикой, но и высочайшим в мире уровнем сервиса. И все это на фоне более низкого уровня расходов, чем в Европе и Америке;
џ Африка потихоньку набирает туристов, превращаясь из страны высокодоходного элитного туризма в страну самого дешевого туризма в мире. Поток туристов в Африку резко возрастет, если повысится качество услуг;
џ
Средний Восток и Южная Азия относятся
к регионам со слабо развитой туристской
инфраструктурой. Но, видимо, в результате
протекционистской политики правительства
Турции по развитию средиземноморского
туризма следует ожидать
В
соответствии с прогнозами экспертов
ВТО число международных
Самые высокие темпы развития индустрии туризма в Турции - около 20 %. Очень быстрыми темпами развивает индустрию туризма Гонконг и Португалия.
С
помощью туризма постоянно
Таким образом, туризм относится к числу наиболее эффективных индустриальных комплексов, которыми нельзя пренебрегать, особенно при решении задач вывода экономики из кризиса за счет ее структурной перестройки.
Основные поставщики валюты на международный туристский рынок: Япония (-18,7 млрд долл.), Германия (-18,3 млрд долл.) и Великобритания (-4,8 млрд долл.).
Туризм - это повсеместное явление. Нет такой страны, которая не отправляла бы или не принимала туристов. Это не нефть, которую необходимо импортировать, потому что на территории страны она отсутствует. Рекреационный ресурс повсеместен, и уровень его определяется в экономической теории величиной спроса, которая, в свою очередь, определяет уровень доходов и расходов страны по линии туризма.
Европейский регион постоянно улучшает свой положительный баланс, Северная Америка старается стабилизировать экономическую ситуацию и скоро уравновесит доходы и расходы международного туризма.
Япония и Австралия представляют именно те страны, которые гораздо больше отправляют своих туристов, нежели принимают чужих, и не склонны, по всей видимости, развивать собственную индустрию туризма, особенно в ущерб экологическому состоянию.
Тема
3. ТУР КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
1. Сущность тура
Тур - это комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гид-переводчиков и др. услуги, предоставляемые в зависимости от цели путешествия.
Данное определение дано в законе «Об основах туристской деятельности в РФ».
Тур - это:
во-первых, туристская поездка по определенному маршруту, в определенный срок, с определенным комплексом услуг;
во-вторых, первичная единица туристского продукта на продажу, реализуемая как единое целое, продукт труда туроператора.
При добавлении к туру проезда от места формирования группы до первого на маршруте пункта размещения и от последнего на маршруте пункта размещения обратно образуется транстур.
Тур оформляется в виде туристской путевки или ваучера.
В туре присутствуют как материальные услуги (питание туристов, услуги по их содержанию), так и нематериальные (экскурсии, услуги гидов-переводчиков).
Туристская услуга, как и всякий товар, должна обладать двумя свойствами:
1)
быть потребительной стоимостью
(т.е. быть полезной для
2) быть меновой стоимостью (т.е. обмениваться на другие товары или услуги).
Денежное выражение меновой стоимости тура - есть его цена.
Конечная цель туристской отрасли - удовлетворение потребностей человека. Человек обладает такими основными чертами, как разумность, социальность, эгоизм и безграничность своих потребностей. Указанные черты должны учитываться в деятельности туристской организации.