Культура предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 22:46, реферат

Краткое описание

Важную роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

Оглавление

1. Сущность и значение культуры предпринимательства……………….....3
2. Деловая и профессиональная этика…………………………..…………...6
3. Деловые отношения как часть культуры предпринимательства………..8
4. Основные черты бизнесмена……………………………………………..10
5. Список использованных источников……………………………………16

Файлы: 1 файл

Культура предпринимательства.docx

— 34.58 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ     

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЕ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ»                                                                 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ                                                                 

Кафедра менеджмента 
 

Реферат по предмету «Предпринимательский менеджмент»    

Культура  предпринимательства 
 
 
 

Специальность «Менеджмент»

Специализация «Производственный менеджмент» 
 
 
 

Автор работы

Студент 4 курса 7 группы                                                                    С.Ч. Горбик

      
 

Гродно 2010 
Содержание

  1. Сущность  и значение культуры предпринимательства……………….....3
  1. Деловая и профессиональная этика…………………………..…………...6
  1. Деловые отношения как часть культуры предпринимательства………..8
  1. Основные  черты бизнесмена……………………………………………..10
  1. Список  использованных источников……………………………………16

 

  1. Сущность  и значение культуры предпринимательства

     Важную  роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий  престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и  услуг, и, следовательно, увеличению доходов.

     Существуют  различные трактовки понятия  «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система  совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о  ценностях. Представления о ценностях  позволяют ответить на вопрос, что  является важным для предприятия, а  убеждения позволяют понять, как  должно функционировать предприятие  и как им следует управлять.

     Менеджеры О. Нойбергер и А. Компа к организационной  культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие  единственным в своем роде.

     Наиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития»,

     Таким образом, культура организации предпринимательской  деятельности определяет климат, стиль  взаимоотношений, ценности предприятия.  

     Первым  всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом  — строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых  законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении  не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства  является честное ведение его  субъектами своего бизнеса. По этому  поводу очень четко сформулировал  последствия нечестного ведения  дела американский ученый К. Рэндолл  в книге «Кредо свободного предпринимательства», он считает, что цивилизованному  предпринимателю нужно обладать сильным характером и честностью, которые нельзя заменить ничем. «Обладать  характером — значит чувствовать  и понимать моральные проблемы, иметь  смелость правильно действовать  при любых обстоятельствах, складывающихся в жизни. Человек, наделенный сильным  характером, но нечестный в душе, может когда-нибудь навлечь на компанию катастрофу. Предприниматель, не обладающий таким качеством, как честность, ничего не стоит». Честное отношение  к людям, потребителям, партнерам, государству  — ведущий признак культуры предпринимательства.

     Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие различных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому важной задачей для любого предприятия являются сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои различные субкультуры.

     Следовательно, в зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет свою культуру.

     Б. Карлоф выделил десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

     •она социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

     • регулирует поведение членов коллектива;

     • создается людьми;

     • осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

     • основана на соблюдении традиций;

     • познаваема;

     • способна изменяться;

     • многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

     • осознаваема и не осознаваема;

     • находится в постоянном развитии.

     Необходимо  иметь в виду, что, прежде чем приступить к формированию культуры того или  иного предприятия, следует твердо уяснить его систему ценностей  и убеждений.

     Так, в компании «Форд Мотор» система  ценностей заключается в трех понятиях: народ, товары, прибыль. Убеждения, позволяющие сделать вывод, как  должно функционировать предприятие, как достигается успех, таковы:

     • качество — это главное;

     • постоянное совершенствование — залог успеха;

     • торговцы и поставщики — партнеры предприятия;

     • заинтересованность (участие) сотрудников в прибыли;

     • в деле нашей социальной и общественной целостности нет компромиссов.

     Вместе  с тем не следует думать, что  культурой предпринимательства  можно манипулировать. Она складывается годами, динамична, постоянно совершенствуется.

     Культуру  предприятия можно считать слабой в следующих случаях:

     • отсутствует ясное представление о системе ценностей и средствах достижения целей;

     • отсутствуют стратегические цели;

     • отсутствуют тактические цели (в результате возникают противоречия);

     • отдельные части организации не могут прийти к согласию, существуют различные точки зрения;

     • руководители ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений. 

     
  1. Деловая и профессиональная этика
 

     Данные  опросов свидетельствуют, что во всем мире возрастает интерес к этическим  проблемам. В странах с развитыми  рыночными отношениями является общепринятым, что вопросы деловой  этики, социальной ответственности  беспокоят предпринимателя так  же, как и эффективность производства.

     Во  всем мире благодаря экономическим  и социальным переменам большое  значение приобретают моральные  и этические нормы жизни общества: право на человеческое достоинство, право на достойные условия труда, право на здоровую окружающую среду, обилие духовных благ, свободу личности, социальную связь между людьми, справедливость, сведение к минимуму конфликтов внутри общества, активное участие всех граждан в общественной жизни, право каждого гражданина на участие в принятии решений, возможность получения образования и др.

     Для реализации данных ценностей необходим  высокий уровень развития производительных сил, культуры. Если сфера материального  производства недостаточно развита, то реализация ряда идеалов менее предпочтительна, чем производство дополнительного  количества материальных благ. Без  восстановления нравственных основ  общества невозможно создать платформу  для перестройки экономики.

     В период перехода от тоталитарной системы  к формированию демократических  институтов и рыночной экономики  важно проанализировать соотношение  экономики и этики, моральных  и экономических ценностей.

     Этические нормы поведения фирмы во взаимоотношениях с государством, покупателями, поставщиками, работниками изучает корпоративная  этика. Многие фирмы Запада имеют  собственные этические кодексы. При этом они исходят из того, что высокие этические стандарты  обеспечивают стабильную прибыль.

     Важную  роль в формировании деловой этики, а также в выявлении и устранении неэтичных методов бизнеса играет общественность. Вопросы этики обсуждаются  в прессе, на телевидении, в обществах  потребителей, различных ассоциациях  и т. п.

     Профессиональная  этика отражает особенности нравственного  сознания, поведения и взаимоотношений  людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Профессиональная этика  определяет этические принципы и  нормы поведения людей в рамках определенного вида трудовой деятельности. Поэтому выделяют различные виды этики, в том числе педагогическую, медицинскую, воинскую, управленческую.

     Решающими условиями успеха являются трудолюбие, профессиональное мастерство, талант. Для активизации перечисленных  качеств важны нравственный подход и высокий уровень нравственного  сознания. Важным в профессиональной этике является объективное и  доброжелательное отношение к людям, к их профессиональному мнению, служебным притязаниям. Реальное проявление профессиональной порядочности — единство слова и дела.  

     
  1.   Деловые отношения как часть культуры

     предпринимательства 

     В процессе предпринимательской деятельности определенному человеку или группе людей приходится принимать решения  по конкретным вопросам. При этом на поведение человека влияют характер решаемых задач и уровень культуры делового общения, соответствующий  общей культуре предпринимательской  деятельности. Деловое общение ведется  по определенным правилам, являющимся важным средством повышения его  эффективности. К числу таких  правил относятся: этикет, согласование взаимодействия и самоподачи.

     Правила этикета определяют порядок общения  и представления (младшего старшему и т. д.), способы именования (по должности, званию, фамилии), выбор формы обращения (Вы, ты) и т. д. Каждая деталь этих правил, а их существует множество — от умения вести себя за столом, умения одеваться со вкусом и в соответствии с ситуацией до формулы приветствия  и прощания, — отработана и выверена годами. Выполнение правил этикета  является обязательным, поскольку нарушивший их теряет статус полноправного участника  общения. Например, один крупный предприниматель  из России явился на переговоры с представителями  итальянской фирмы в белых  ботинках, чем шокировал их. Такой  поступок может привести к мысли  о том, что предприниматель —  один из нуворишей, так как он незнаком с правилами хорошего тона, что, возможно, это его первые серьезные деловые  переговоры. Следовательно, как быстро он разбогател, то так же быстро может  разориться, т.е. иметь дело с ним опасно.

Информация о работе Культура предпринимательства