Культура и этика предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Если хорошая репутация помогает успешно вести дела и приносит дополнительную выгоду, то этичное поведение в некоторых случаях ведет к снижению прибылей, хотя и далеко не всегда. Особенно трудные вопросы деловой этики возникают в связи с деятельностью многонациональных фирм, когда некоторые их действия, например подкуп чиновников, без которого в ряде стран вообще невозможно вести дела, в других странах признаются уголовными преступлениями.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 


 

Реферат

Тема «Культура  и этика предпринимательства»

Вариант №  16

 

                                                                                   

Выполнила: Харитонова И. ЭМЭ-82

Проверила: Семакина Г.А.

  

Новосибирск

2012

 

Этика – система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Этика деловых отношений  – это система универсальных  и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в  профессиональной деятельности. В нее  входят:

- этическая оценка внутренней  и внешней политики организации;

- моральные принципы членов  организации;

- моральный климат в  организации; 

- нормы делового этикета.

 

Деловая этика - свод неформальных (не установленных в законодательном порядке) правил, которых придерживаются фирмы в своей деятельности. Деловая этика включает в себя честность в отношениях с работниками, клиентами (покупателями), поставщиками и конкурентами, а также охватывает вопросы, касающиеся влияния деятельности фирм на здоровье людей, окружающую среду и животный мир. Если хорошая репутация помогает успешно вести дела и приносит дополнительную выгоду, то этичное поведение в некоторых случаях ведет к снижению прибылей, хотя и далеко не всегда. Особенно трудные вопросы деловой этики возникают в связи с деятельностью многонациональных фирм, когда некоторые их действия, например подкуп чиновников, без которого в ряде стран вообще невозможно вести дела, в других странах признаются уголовными преступлениями.

 

В каждой компании имеется  определенная система общепризнанных нравственных процедур (норм, ценностей, знаний), обязательных для всех участников предпринимательской деятельности. Ядро корпоративной этики формируется  основателями организации и непосредственно  связано с их жизненным опытом и мировоззрением. Репутация и  авторитет руководителя, эффективность  его работы воспринимается подчиненными как данность, и они, в той или  иной мере, начинают подражать ему. Любой человек, решивший стать предпринимателем, то есть начать свое дело, войти в  мир бизнеса, уже только по этому является личностью неординарной. И качества этой личности начинают реализовываться, проецироваться на создаваемую им предпринимательскую организацию. Именно в человеческом взаимодействии и формируются корпоративные этические ценности.

Этика национального хозяйствования формируется совместными усилиями в сфере государства, деловых  кругов, профсоюзного, гражданского общества и церкви.

 

Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей, или высокий  уровень чего-либо, высокое развитие, умение. Существует еще множество  определений, однако по сути, они сводятся к тому, что культура – это понятие, интегрирующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений, общества в целом на определенном историческом этапе своего развития.

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся  совокупность принципов, приемов, методов  осуществления предпринимательской  деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами  поведения при осуществлении  цивилизованного бизнеса.

Хозяйственная культура –  это как бы проекция экономики  на сферу культуры; верно также  обратное утверждение, согласно которому она является проекцией культуры на сферу экономики. Другими словами, культурная компонента экономической  деятельности (хозяйственная культура) неотделима от самой этой деятельности, является ее необходимой предпосылкой и способна активно воздействовать на нее, усиливая или замедляя развитие экономики. Точно так же можно  утверждать, что экономическая составляющая культуры (хозяйственная культура) воздействует на всю культурную среду  данного общества (включая науку, искусство, религию), причем прямо, непосредственно  отражается на тех сферах культуры, которые наиболее тесно связаны  с хозяйственной (таковыми являются правовая и политическая культура).

По отношению к хозяйственной  деятельности культурная среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя культурная среда  является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов хозяйственной  деятельности.

Внутренняя культурная среда  относится к микросреде субъекта хозяйственной деятельности и имеет  отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.

Состав культурной среды  характеризуется совокупностью  факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус (Рис. 2.4).

Политика является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок – это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.

Технология – это область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры, о том, какова степень урбанизации и развития «промышленных ценностей», а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал, возможности проведения научных исследований.

Образование и искусство, их уровень и профиль редко учитываются в организации предпринимательской деятельности. Сравнительный анализ этих факторов культуры может оказать помощь при изучении грамотности и ее влияния на техническое и профессиональное обучение, а также на эффективность рыночных связей и предпринимательских отношений. Образовательный уровень формирует к тому же отношение к ценностям, что целесообразно определять при формировании и развитии предпринимательской деятельности.

Религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность. Все основные религии – буддизм, ислам, христианство и др. – имеют несколько разновидностей, конфессий (например, католицизм и протестантство в христианстве). Своеобразный взгляд на мир и истинные ценности, отправление религиозных обрядов могут стимулировать или препятствовать стремлениям к переменам, использованию новых методов в предпринимательстве. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо учитывать развитость, роль и особенности религии в каждой стране, где планируется организация бизнеса.

Язык является основой, средством любой коммуникации, в том числе и предпринимательского общения. На земном шаре имеется около 100 официальных языков и не менее 3000 самостоятельных диалектов. В предпринимательской деятельности – как на национальных, так и на международных рынках – требуется знание нескольких языков. Английский язык является доминирующим, по меньшей мере 2/3 деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Есть страны, где стремятся пользоваться только своим языком, например во Франции. Это следует учитывать при организации бизнес-коммуникаций предпринимателям, бизнесменам, деловым людям.

Правоведение – знание законов своей страны, которые отражают нормы и правила отношений к ценностям, к собственности, защите личности; это знание  не должно восприниматься предпринимателями как второстепенный элемент культуры. Сравнение различных систем законодательства способствует пониманию традиций бизнеса в различных странах. Это может помочь избежать конфликтов, а в случае необходимости – обратиться к органам правовой защиты.

Социальный  статус населения, социальные особенности организации общества и первой его ячейки – семьи,  в предпринимательстве имеют такое же значение, как и другие факторы культурной среды. Предприниматель в этом контексте должен знать, представляют ли его деловые партнеры семейные фирмы или же он будет иметь дело с профессиональными партнерами. Не менее важным является исследование социальной стратификации населения, чтобы установить, существует ли заметная разница между высшими, средними и низшими классами и каково их отношение к предпринимательству. Исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяют установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности предпринимателя в конкретных социальных условиях.

 

Кроме того, хозяйственная  культура всегда существует в определенных пространственных и конкретно-исторических условиях. Поэтому она испытывает воздействие и со стороны пространственных факторов (количественных и качественных) – особенностей климата, ландшафта, местонахождения страны, наличия в ней водных и иных путей сообщения, размеров ее общей и сельскохозяйственной территорий, их качества (полезные ископаемые, плодородие почвы и т. д.), и со стороны факторов временных (тот или иной период исторического развития данной хозяйственной культуры, этап воздействия на нее иных культур).

Так, в истории России наличие огромных неосвоенных пространств  вызывало доминирование экстенсивного  типа хозяйства над интенсивным; относительно суровый климат в сочетании с большим пространством предопределял необходимость коллективного, а не индивидуального хозяйствования. С этим во многом связана необычайная стойкость в России такой хозяйственной формы, как община, которая сохранилась здесь до XX столетия (даже после революции 1917 г. отдельные общинные элементы были отчасти сохранены в колхозах). В этой связи можно утверждать: возникнув под воздействием географических и иных факторов, хозяйственная форма может, укрепившись, оказывать значительное воздействие как на структурные составляющие хозяйственной, правовой и политической культур, так и на религию, науку, искусство и другие специализированные области культуры. Это мы и видим на примере русской общины.

Как уже отмечалось, существенным моментом содержания хозяйственной  культуры является ценностное отношение  к труду, богатству, накоплению, экономической  деятельности вообще. Вовсе не случаен, скажем, факт возникновения и утверждения  капитализма именно на базе протестантской этики, трактующей труд как высшую добродетель, а богатство – как благословение Божие, которое в то же время налагает на его владельца ответственность перед Богом. Наиболее систематично эту взаимосвязь выразил М. Вебер в своей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), где впервые сформулированы проблемы «хозяйственной этики».

Известный русский мыслитель  С.Н. Булгаков в начале ХХ века обращал  внимание на известный факт близкой  связи русского предпринимательства  со  старообрядчеством, из которого вышли представители целого ряда крупнейших российских предпринимателей. С его точки зрения, было бы «особенно  интересно» вычленить и проанализировать «экономические потенции православия», которое коренным образом отличается от протестантизма. Православие, утверждал  С.Н. Булгаков, располагает могучими средствами воспитания личности, выработки  у нее чувства ответственности  и долга, так необходимых для предпринимательской деятельности. «Нужно понять, что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благотворная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального»[61].

 В современных условиях, в условиях постиндустриального  развития значимость культурных, ценностно-мотивационных факторов  экономической деятельности резко  повышается. Они в немалой степени  определяют ныне экономический  рост как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так и применительно к народнохозяйственному целому. В этой связи важно отметить следующее.

Вплоть до первой половины XX столетия воспроизводство культурной среды происходило в основном стихийно и культура в целом действовала как «даровой ресурс». А формирование ценностной среды если и регулировалось сознательно, то лишь в сферах, удаленных от собственно хозяйственной – в идеологии, науке, искусстве (лишь в сфере образования отчасти имело место регулирование ценностной среды, приближенное к хозяйственным потребностям). Однако уже и 60 – 70-е гг. (в 80-х гг. этот процесс усилился) воздействие государства и бизнеса на хозяйственную культуру приобретает плановый, скоординированный характер; оно превращается в национальную стратегию и даже закрепляется в сфере политической культуры. Пионерами в деле управления хозяйственной культурой внутри корпораций стали японские фирмы. Их пример принципиально нового отношения к культуре, воплощаемого в огромные прибыли, заставил и американские, и западноевропейские компании отказаться от присущего им «технократического» подхода. В середине 80-х гг. более половины крупнейших американских корпораций перешло к управлению хозяйственной и организационной культурой. Среди высокоприбыльных компаний 88% имели специальные подразделения, отвечающие за организацию внедрения «высших ценностей», 65% – специальные программы увязки этих ценностей с мерами по повышению производительности труда, 58% – соответствующие целевые курсы для персонала.

В принципе управление трудовой этикой и хозяйственно-организационной  культурой было известно и в средние  века. Гильдии купцов, цехи ремесленников  наряду с технологическими секретами  мастерства имели определенные «кодексы чести», кодексы трудовой этики, которые  передавались от отцов к сыновьям. С переходом к буржуазному  строю, к индустриализму окончательно выкристаллизовывается особая специализированная сфера хозяйственной культуры, касающаяся всего общества, а не отдельных  лишь его подсистем. Хозяйственная  культура универсализируется, национальные культуры приобретают черты, характерные для промышленной стадии развития. Японские фирмы во многом возродили эти феодально-цеховые черты в своих внутренних отношениях, но сделали ставку в основном на коллективизм и единство служащих фирмы, тогда как в американских фирмах пытались стимулировать дух предпринимательской активности. Ныне имеет место как бы встречное движение хозяйственных предпринимательских культур Востока и Запада: Запад стремится развить в своих корпорациях принципы коллективизма и ценностного отождествления каждого работника с целями и организационно-хозяйственной культурой фирмы, а Восток пытается задействовать в рамках корпорации деятельные индивидуально-предпринимательские мотивации, без которых невозможна современная инновационно-предпринимательская культура.

Информация о работе Культура и этика предпринимательства