Культура и этика предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Если хорошая репутация помогает успешно вести дела и приносит дополнительную выгоду, то этичное поведение в некоторых случаях ведет к снижению прибылей, хотя и далеко не всегда. Особенно трудные вопросы деловой этики возникают в связи с деятельностью многонациональных фирм, когда некоторые их действия, например подкуп чиновников, без которого в ряде стран вообще невозможно вести дела, в других странах признаются уголовными преступлениями.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.02 Кб (Скачать)

Обобщая, можно сказать, что  чисто «технократическое» понимание  экономического роста, не учитывающее  огромную роль культурной компоненты хозяйства, ныне преодолено и в развитых странах Запада, и в развивающихся  странах Востока. Это естественно, ибо управление хозяйственной культурой  в целом и важнейшей ее составляющей – ценностной мотивацией к труду, равно как и стереотипами хозяйственного поведения субъектов, – объективная  насущная потребность и для мощных индустриальных держав, и для развивающихся  государств, пытающихся мобилизовать заключенные в их культуре специфические  традиционалистские факторы в целях  экономического развития и модернизации.

Однако уровни и размах управления хозяйственной культурой  в странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной (транзитивной) экономикой разумеется весьма различны. Применительно к первым состояние этого вида управления диктуется высотой «постиндустриального развития», требующего не просто квалифицированного исполнителя, встроенного в иерархическую бюрократическую структуру корпорации, а деятельного энергичного предпринимателя, имеющего определенную свободу и ответственность внутри корпорации, не отчужденного от нее, а личностно с ней слитого.

Становление подобного рода инновационно-предпринимательской  культуры анализируется ныне и в  теоретическом, и в организационно-прикладном плане, причем прикладные исследования зачастую опережают собственно научные  разработки в этой области. В итоге  «корпоративная этика» оценивается  как «главный актив компании».

Новый тип личности, формируемый  в корпорации, – это тип лидера-носителя инновационно-предпринимательского духа, способного давать сотрудникам фирмы  образцы социально значимого  поведения в различных ситуациях, создавать новые и закреплять уже наработанные культурно-хозяйственные  традиции (выдвижение такого рода лидеров  в центр инновационной деятельности связано и с тем, что любое  нововведение, ломая установившийся порядок, вызывает достаточно сильное противодействие).

Говоря об активном становлении  хозяйственной культуры, прежде всего  в крупных корпорациях, следует  отметить и высший уровень формирования хозяйственной культуры – общенациональный, общегосударственный. С переходом  на этот уровень расширяется и  сама культурная среда и ее возможности. Государство определяет общенациональные цели, проводит «национальную политику», а также осуществляет социализацию экономики. В задачи национальной стратегии  сегодня входят поддержка и распространение  инновационной культуры, нередко  на базе возрождения традиционных культурных ценностей (японская идея о возвращении  к традициям, девиз Р. Рейгана  «семья, труд, добрососедство» и  т. д.). При этом фигура предпринимателя-новатора пропагандируется как образец для  подражания, предпринимательская активность всячески облагораживается; налицо попытки  возродить на новой основе старую хозяйственную этику, помогшую становлению  капитализма. Внедрение на государственном  уровне установок о ценности предпринимательства  происходит практически во всех странах  с развитой рыночной экономикой. Интересно, что данный процесс идет тем успешнее, чем выше консолидация общества.

Хозяйственная культура общества как особая специализированная сфера  культуры всегда связана с деятельностью  по производству жизни (жизнеобеспечением) и воплощена в таких своих  носителях, как технологии, обычаи, нормы права; она кристаллизована  в определенных институциональных  структурах. Прежде всего, хозяйственная  культура представлена в институциональной  системе общественного разделения труда.

Деятельность людей по их жизнеобеспечению за пределами этой институциональной системы сопряжена  с обыденной хозяйственной культурой (это, например, ведение подсобного хозяйства). Исторически на базе соответствующих  стихийно складывавшихся образцов хозяйствования и взаимоотношений постепенно формировалась  особая, институционально оформленная и закрепленная, отрефлексированная специализированная хозяйственная культура, имеющая своих конкретных субъектов.

Субъектами специализированной хозяйственной культуры в современном  индустриальном («постиндустриальном») обществе выступают, с одной стороны, предприниматели-менеджеры с другой, – ученые (экономисты, социологи, юристы, культурологи и т. д.). Первая указанная группа субъектов создает инновации в хозяйственной культуре самой своей деятельностью. Вторая – рефлексирует результаты этой деятельности, выделяет общее поле соответствующей исследовательской активности, выявляет тенденции и перспективы развития специализированной сферы культуры, предпринимательской культуры, корпоративной культуры – намечает программы усиления в ней динамического элемента и т. п.

Рассматривая пути модернизации ведущих европейских стран, уже  находящихся на «постиндустриальной» стадии развития, нетрудно выделить три  основные модели развития хозяйственной  культуры.

Первая – англо-американская модель модернизации. Она предполагает, в частности, развитие фермерства и  наличие свободной рабочей силы для потребностей промышленности. Различия в формах фермерства (в Англии преобладающим выступал тип фермера-арендатора, а в США – свободного фермера) не меняют общности типа модернизации.

Вторая модель, характерная  для южноевропейских и среднеевропейских стран, в том числе для Франции и Германии, отличается исторически сложившимся крупным классом мелкого крестьянства. Она характеризуется замедленными темпами модернизации. Так, как во Франции лишь после второй мировой войны городское население стало преобладающим по отношению к сельскому; не смотря на то, что французский промышленный переворот развернулся всего лишь на полстолетия позже английского, страна долгое время не могла превратиться в индустриальную державу и оставалась аграрно-индустриальной.

Германия вступила на путь промышленного переворота на столетие позже Англии; когда уже складывались английская и французская фабрично-заводская  индустрии, в Германии доминировало средневековое ремесленное производство. Однако более поздняя индустриализация имела и свои преимущества. Если во Франции промышленный переворот  строился на основе поставок английских машин, в Германии он был осуществлен  на базе собственного машиностроения: здесь сразу создавались крупнейшие для своего времени предприятия  этой отрасли. Получив преимущества перед устаревшим машинным парком английской промышленности, германская индустрия  стала развиваться небывалыми для XIX века темпами[62].

Третья модель свойственна  развивающимся странам «третьего  мира», вступившим на путь модернизации почти на столетие позже, чем основные европейские государства. Этот тип  модернизации объединяет страны с различной  хозяйственной культурой. И конечно, культурно-хозяйственное своеобразие  накладывает свой неповторимый отпечаток  на вид модернизации в рамках этого  типа, хотя общим остается «вторичный» («вдогонку») характер модернизации, попытка  быстрого перехода традиционных в своей  основе обществ на путь индустриального  развития. Один из таких видов являют страны Латинской Америки, имеющие  свои специфические черты модернизации и свойства хозяйственной культуры. Особо должны быть выделены также  новые юго-восточные «драконы» (например Южная Корея), модернизация которых  сопрягалась с широким доступом к современной американской технологии, с крупными вложениями американского  капитала. 

Отечественная модель модернизации заключается в том, что хотя первичная  индустриализация (промышленный переворот  и развитие капитализма) была осуществлена в России в основном по второй модели модернизации (европейской: во многом подобно немецкой), а в некоторых  параметрах подобно французской, дальнейшее российское экономическое развитие, прерванное мировой войной и революцией, пошло но особому пути, который в истории аналогов не имеет.

Переходное состояние  российской экономики предопределяет взаимосвязь специфических симбиозно взаимодействующих и противоречащих друг другу элементов системы экономических отношений. Здесь еще присутствуют компоненты старой административно-командной системы с присущими ей чертами и особым складом общественного сознания. Становление институтов рыночной экономки, первоначальное накопление капитала проходят в принципиально иных условиях, когда капитал формируется не в процессе длительной эволюции посредством капитализации дохода, а в основном путем деления государственной собственности и на основе принципа «больше получает тот, кто ближе к государственной власти», и не в период зарождения и становления нового общественного строя, где преобладает мелкотоварное производство, а в индустриальную эпоху, когда концентрация капитала достигла невиданных размеров, а рынок свободной конкуренции уступил место монополистической конкуренции в различных формах ее проявления; в условиях исторического этапа бурного развития научно-технического прогресса и повышения роли человеческого фактора, усложнения практики предпринимательства и возникновения новых закономерностей в тенденциях его развития.

Предпринимательство как  особая сфера социальной деятельности со своими нормами, ценностями, правилами, традициями, предрассудками и т. д. формирует  и воспроизводит свою особую субкультуру  – предпринимательскую. В предпринимательской  культуре присутствует своя этика и  свой этикет, свой язык, свои принципы идентификации, включения и исключения.

Под предпринимательской  этикой принято понимать свод неких  моральных критериев, норм, нравственных параметров в поведении предпринимателя, требований, предъявляемых культурным сообществом к стилю его работы, характеру общения с людьми, социальному  облику.

 

Выросшее на базе властных полномочий российское предпринимательство  связывает завоевание конкурентных преимуществ не с реализацией  новаторской функции; предпринимательский  успех усматривается, прежде всего, в реализации имеющегося административного  ресурса. Достижение своих целевых  установок предприниматель связывает  с взаимодействиями, покоящимися не на рациональном действии, а на наличии личностных связей и персонифицированном доверии. При этом определяющим фактором формирования конкурентной устойчивости является не рационализация деятельности, а укрепление монопольного положения за счет получения исключительных прав, привилегий и льгот. Неудивительно поэтому, что для российских фирм при найме управляющих высшего звена определяющим моментом является не квалификация, а наличие у кандидатов личностных связей среди участников рынка и в государственных органах.

Предпринимательская культура отличается от других статусно-профессиональных субкультур, например журналистской, офицерской или профессиональной культуры государственных служащих и т. д.

Предпринимательская культура часто имеет этнический оттенок (например русское «честное купеческое слово»). Предпринимательская культура имеет собственное ядро – предпринимательские ценности, связанные со стремлением к прибыли, готовностью к риску, инновационностью, самостоятельностью и ответственностью, основанной на справедливости.

Правда, в отечественной  практике произошло наоборот – приспособление самих условий хозяйствования к  нуждам организации. В этом случае сформировалась соответствующая культура предпринимательства, опирающаяся не на рациональность поведения, а на личностные связи и бюрократические  механизмы, где главным инструментом конкуренции служит возможность  реализации административного ресурса.

Это еще раз подтверждает тот факт, что условия, в которых  осуществляется предпринимательская  деятельность, напрямую воздействуют на предпринимательскую культуру.

 

Особо следует отметить, что предпринимательская культура должна базироваться на таком важном принципе, как справедливость. Предпринимательская деятельность обязательно должна быть не только эффективной, но и справедливой. В данном случае предпринимательская деятельность содействует поддержанию жизни тех, кто сам не может производить материальных ценностей, и тех, кто не должен производить такие ценности по роду своей деятельности, важной для общества и государства не в меньшей степени, чем работа, направленная на производство материальных благ. 

Предпринимательская культура сохраняет, поддерживает и развивает  инновационную культуру, ту часть  культуры общества, которая более  всего развита именно у предпринимателей. Необходимо отметить, новаторский тип  предпринимательской культуры обусловлен не внутренней эволюцией организации, а является реакцией на изменение  внешней среды – рыночных условий  осуществления предпринимательской  деятельности; готовность к риску, потребность  к инновации и активный поиск  ее – все эти необходимые элементы  предпринимательской деятельности оказываются частью общечеловеческой культуры.   

 


Информация о работе Культура и этика предпринимательства