Феномен предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:05, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3-4
Глава1. Предпринимательство как особая форма экономической активности…………………………………………….5-8
1. История развития теории предпринимательства…………......5-6
1.2 Особая форма экономической активности………………………6-7
1.3 Предпринимательская среда………………...…………............7-8
Глава 2. Многообразие предпринимательских форм
и проблема их эффективного выбора……………………………...9
Глава 3. Предпринимательство в России…………………….10-18
3.1 История развития предпринимательства в России…………10-12
3.2 Современное состояние предпринимательства в РФ……...12-16
3.3 Предпринимательский потенциал России………………….16-18
Заключение.................………………………………………….........19
Список литературы……………………………………...........20

Файлы: 1 файл

Предпринимать.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» 
 
 
 

РЕФЕРАТ

         По  дисциплине «Философия бизнеса» на тему: 
     
     

      Феномен предпринимательства 
       
       

                Выполнила: студентка 3 курса (группа 3.5) дневного отделения специальности «Связи с общественностью» Иралина Л. Р. 

                   Проверила: Гарипова Г. Р. 
               
               

            Уфа 2010

 

              Содержание 

Введение……………………………………………………………..3-4

Глава1. Предпринимательство как особая форма экономической активности…………………………………………….5-8

    1. История развития теории предпринимательства…………......5-6

1.2  Особая форма экономической активности………………………6-7

1.3 Предпринимательская среда………………...…………............7-8

Глава 2. Многообразие предпринимательских форм

и проблема их эффективного выбора……………………………...9

Глава 3. Предпринимательство в России…………………….10-18

3.1 История  развития предпринимательства в  России…………10-12

3.2 Современное  состояние предпринимательства  в  РФ……...12-16

3.3  Предпринимательский потенциал России………………….16-18

Заключение.................………………………………………….........19

Список  литературы……………………………………...........20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                Введение.

           Предпринимать - затевать, решаться

                                                            исполнить   какое-либо  новое  дело,

                                                            приступать к совершенью чего-либо

                                                            значительного.

                                                                                                    В. И. Даль                               

     Реалии  наших дней свидетельствуют, что  и в кругах экономической общественности, и среди практиков закрепилось  упрощенное толкование экономической  сущности предпринимательства, отождествляющее  последнее с любым бизнесом. При таком подходе и в разработке законов, и в регулировании предпринимательства едва ли могут быть выбраны правильные ориентиры. Вот почему сегодня так остро стоит проблема теоретического осмысления сущности, организационных форм и принципов предпринимательства применительно к условиям России.

     На  сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым". В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

     Английский  профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия".

     Так что же на самом деле представляет собой феномен предпринимательства  на сегодняшний день? Давайте вместе попытаемся разобраться в этом. 
 

 

Глава 1. Предпринимательство как особая форма

    экономической активности. 

    1. История развития теории предпринимательства.
 

         Ни за рубежом, ни у нас  еще пока не создана общепринятая  экономическая теория предпринимательства,  хотя потребность в такой теории  давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории  предпринимательской функции - так  условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

         "Первая волна", которая возникла  еще в XVIII в, была связана  с концентрацией внимания на  несении предпринимателем риска.  Французский экономист шотландского  происхождения Р. Кантильон в XVIII в впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Согласно Р. Кантильону,  предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.

         "Вторая волна" в научном  осмыслении предпринимательства  связана с выделением инновационности  как его основной отличительной  черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер. В своих новаторских работах Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать "новую комбинацию" факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация.

         И первая, и вторая "волны"  развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением "третьей волны" в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями, которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.

         "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

         Современный этап развития теории  предпринимательской функции можно  отнести к "четвертой волне", появление которой связывается  с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

         Предпринимательство - это особый  вид экономической активности, которая  основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. 

   1.2 Особая форма экономической активности. 

     Экономическая активность представляет  собой форму участия индивида  в общественном производстве  и способ получения финансовых  средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.

         Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  активности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь  с идеей - результатом мыслительной  деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

    Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает  предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1). 
 

       

    Рисунок 1   Субъекты предпринимательской деятельности 
 

     1.3 Предпринимательская среда. 

         Осуществление предпринимательской  деятельности на эффективном  уровне возможно лишь при наличии  определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, под  которой понимается прежде всего  рынок, рыночная система отношений,  а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. Бытующие еще в некоторой части нашего общества опасения, что предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны и вредны: предприниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на потребителя, ибо только от него одного зависит его прибыль, благополучие и перспектива.

         Предпринимательская среда - общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся самостоятельных предприятий.

         Развитие предпринимательства ведет  к росту национального богатства и благосостояния нации (но не наоборот). Формирование предпринимательской среды - проблема не только национальная, но и межгосударственная. В рамках замкнутых межгосударственных группировок происходит процесс создания единого предпринимательского пространства, т. е. условия для осуществления предпринимательских функций становятся во всех этих странах все более схожими. Весьма актуальной для России остается проблема ее включения в европейское и мировое предпринимательское пространство. Только в случае такого включения может приостановиться процесс "утечки" российского капитала за рубеж.

     Предпринимательство - это особый вид бизнеса. Его целью является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т. е. предпринимательского дохода.

    Иными словами, предпринимательство - это особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально - экономических условиях становится преобладающей, что и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Страна, которой присущ такой тип воспроизводства, во многом защищена от сбоев и тем более потрясений в хозяйственной сфере; ее общественно - экономический прогресс динамичен и устойчив, перспективы обнадеживающие.

 

Глава 2. Многообразие предпринимательских форм

    и проблема их эффективного выбора. 

         Успех предпринимательской деятельности  в значительной мере зависит  от того, насколько эффективен  выбор ее формы, в частности  организационно-правовой. В современной  России этот вопрос - один из  главных для перехода к предпринимательскому типу хозяйствования. Правда, в настоящее время, выбор той или иной формы (во всяком случае, организационно-правовой) во многом предопределен соответствующей законодательно-нормативной базой. Однако, во-первых, элементы свободы в рассматриваемом отношении все же имеются, и они сильнее выражены применительно к малым и вновь создаваемым. Во-вторых, законодательство и иные нормативные акты, вне всякого сомнения, будут совершенствоваться, и раньше или позже проблема выбора формы предпринимательской деятельности полностью останется за самими ее субъектами.

Информация о работе Феномен предпринимательства