Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:05, реферат
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".
Введение……………………………………………………………..3-4
Глава1. Предпринимательство как особая форма экономической активности…………………………………………….5-8
1. История развития теории предпринимательства…………......5-6
1.2 Особая форма экономической активности………………………6-7
1.3 Предпринимательская среда………………...…………............7-8
Глава 2. Многообразие предпринимательских форм
и проблема их эффективного выбора……………………………...9
Глава 3. Предпринимательство в России…………………….10-18
3.1 История развития предпринимательства в России…………10-12
3.2 Современное состояние предпринимательства в РФ……...12-16
3.3 Предпринимательский потенциал России………………….16-18
Заключение.................………………………………………….........19
Список литературы……………………………………...........20
Эффективными для данных места
и времени должны быть
По критерию формы собственности выделяют личные, частные (включая частно-коллективные), государственные, муниципальные и смешанные предприятия. Различают производственный, коммерческий и финансовый виды предпринимательства. По масштабам последнее подразделяют на малое, среднее и крупное (корпоративное); по ареалу (широте территориального охвата) - на местное, региональное, общегосударственное и межгосударственное; по отраслевой направленности - на промышленное, аграрное, строительное, транспортное, торговое и т. д.
Глава 3. Предпринимательство в России
3.1
История развития
предпринимательства
в России
Предпринимательство в России
родилось давно и прошло
В XV в. формируются торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переносится на российскую почву и начинает внедряться в хозяйственные внутренние отношения.
Переломным моментом в
Мощным стимулом к его
В 1870 г. состоялся. Первый
В 90-е годы XIX столетия сложилась
достаточно мощная
В начала XX в. в России создаются новые для нее объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны, финансово-промышленные группы. В первом десятилетии текущего столетия предпринимательство в России становится массовым явлением, а к 1914 г. вступает в стадию устойчивого развития. Однако это развитие было прервано сначала первой мировой войной, затем гражданской войной и "военным коммунизмом".
В годы нэпа свободное
Сегодня процессы воссоздания
предпринимательства идут в
И тем не менее первые ростки предпринимательской деятельности уже налицо. Правда, всходы эти появились в торговле и посреднической деятельности, где основным источником предпринимательского дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров, ценных бумаг. Возродить же российскую экономику может лишь промышленное инновационное предпринимательство. Государство должно стимулировать его восстановление налоговой и кредитной политикой, правовым обеспечением, всеми другими доступными мерами.
Экономическая наука обязана
помочь этому процессу
3.2
Современное состояние
предпринимательства
в РФ.
Начиная с конца 80-х годов
сначала в СССР, затем и в
России происходило бурный
Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес- слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства.
Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:
- предприниматели - частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;
- самозанятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;
- бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;
-
полупредприниматели - наемные работники,
в основном акционированного
и частного секторов экономики,
- менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;
- "классические" менеджеры - хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.
Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.
Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям
доходов различных бизнес-групп. Он делится на три ступени:
1
- Предприниматели, бизнесмены-
Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.
2 - Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы
этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".
3 - "Классические" менеджеры. их заработок всего на 40 %
выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.
Из
этого можно сделать вывод, что
никакой вид труда по найму, включая
самый квалифицированный и
Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России - предпринимателей .
Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:
-
Крупные предприниматели: 40% из них
стали предпринимателями в
-
Мелкие и средние
В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %.
Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.
Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.
Развитие
предпринимательства в России происходит
в достаточно неблагоприятных для
формирования слоя цивилизованных бизнесменов
условиях. На них давит гнет налогов
и рэкета, своеобразного вида налога.
Но, несмотря ни на что, российские предприниматели
постепенно завоевывают твердые позиции
на мировой арене, и наверняка через какой-то
промежуток времени они будут лидировать,
так как по своим качествам они не только
не отстают, но и во многом опережают западных
коллег.