Феномен предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:05, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3-4
Глава1. Предпринимательство как особая форма экономической активности…………………………………………….5-8
1. История развития теории предпринимательства…………......5-6
1.2 Особая форма экономической активности………………………6-7
1.3 Предпринимательская среда………………...…………............7-8
Глава 2. Многообразие предпринимательских форм
и проблема их эффективного выбора……………………………...9
Глава 3. Предпринимательство в России…………………….10-18
3.1 История развития предпринимательства в России…………10-12
3.2 Современное состояние предпринимательства в РФ……...12-16
3.3 Предпринимательский потенциал России………………….16-18
Заключение.................………………………………………….........19
Список литературы……………………………………...........20

Файлы: 1 файл

Предпринимать.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

         Эффективными для данных места  и времени должны быть признаны  те формы предпринимательства,  которые позволяют максимально  результативно использовать наличный  производственный аппарат, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические, прежде всего рыночные, и правовые отношения.

         По критерию формы собственности выделяют личные, частные (включая частно-коллективные), государственные, муниципальные и смешанные предприятия. Различают производственный, коммерческий и финансовый виды предпринимательства. По масштабам последнее подразделяют на малое, среднее и крупное (корпоративное); по ареалу (широте территориального охвата) - на местное, региональное, общегосударственное и межгосударственное; по отраслевой направленности - на промышленное, аграрное, строительное, транспортное, торговое и т. д.

 

    Глава 3. Предпринимательство в России

3.1 История развития  предпринимательства  в России 

         Предпринимательство в России  родилось давно и прошло долгий  и трудный путь. Его зачатки  можно найти уже во времена  Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство.  Зачинателями предпринимательской  деятельности были российские купцы. Основываясь на своей инициативе и интуиции, на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой, Ближним Востоком, Африкой, Европой.

         В XV в. формируются торговые  центры, купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переносится на российскую почву и начинает внедряться в хозяйственные внутренние отношения.

         Переломным моментом в становлении  предпринимательства в России  считается начало XIX в. Если в XVIII в. развитие предпринимательства инициировали  государственные заказы, то в XIX в. появились первые признаки свободы. Александр I издал указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В Петербурге был открыт первый коммерческий банк с отделениями в шести городах России. Начали активно создаваться объединения предпринимателей, которые участвовали в подготовке проектов законов по хозяйственной политике и в пропаганде технических новаций, давали консультации и советы по различным аспектам бизнеса и предпринимательства.

         Мощным стимулом к его развитию  стала отмена крепостного права.  Деловые люди получили возможность  более свободно заниматься предпринимательской  деятельностью. На этот же период  времени приходится величайшее событие - промышленный переворот. К 1888 г. в России стали активно возникать акционерные общества, начинается реконструкция тяжелой промышленности с привлечением и иностранного капитала. Возникают кредитные коммерческие банки, расширяется и совершенствуется вся система кредитования.

         В 1870 г. состоялся. Первый всероссийский  торгово-промышленный съезд, на  котором  было сформулировано: "Ныне свобода труда, свобода  промышленности сделались девизом  современного промышленного прогресса". В 1886 г. был принят закон, регламентировавший отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права. Россия того времени вплотную подошла к интенсивному развертыванию системы свободного предпринимательства.

         В 90-е годы XIX столетия сложилась  достаточно мощная индустриальная  база предпринимательства. В результате  реформы С. Ю. Витте российский  рубль стал конвертируемым, в  России усилился приток иностранного  капитала. Иностранцы предоставляли  российским предпринимателям кредиты под гарантии российского правительства.

         В начала XX в. в России создаются  новые для нее объединения:  картели, синдикаты, тресты, концерны, финансово-промышленные группы. В  первом десятилетии текущего  столетия предпринимательство в России становится массовым явлением, а к 1914 г. вступает в стадию устойчивого развития. Однако это развитие было прервано сначала первой мировой войной, затем гражданской войной и "военным коммунизмом".

         В годы нэпа свободное предпринимательство вновь стало возрождаться. На долю частного сектора в те годы приходилась ¼ промышленного производства и ¾ розничной торговли. В дальнейшем, с 1929 г., свободное предпринимательство было свернуто и объявлено нелегитимным, произошло полное огосударствление экономики. Ситуация начала принципиально меняться лишь со второй половины 80-х годов и особенно после 1991 г. Ныне постепенно создаются необходимые правовая, идеологическая, нравственная основы для возрождения предпринимательской деятельности. Однако должной экономической базы для этого пока нет.

         Сегодня процессы воссоздания  предпринимательства идут в условиях  тяжелейшего экономического и  инвестиционного кризисов, при деградации  материального производства, при  отсутствии качественного законодательства, при постоянном риске, при дезиндустриализации производства, дефиците капитала и отсутствии "критической массы" цивилизованных рыночных субъектов.

    И тем не менее первые ростки предпринимательской  деятельности уже налицо. Правда, всходы эти появились в торговле и посреднической деятельности, где основным источником предпринимательского дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров, ценных бумаг. Возродить же российскую экономику может лишь промышленное инновационное предпринимательство. Государство должно стимулировать его восстановление налоговой и кредитной политикой, правовым обеспечением, всеми другими доступными мерами.

         Экономическая наука обязана  помочь этому процессу своевременными  научными рекомендациями по организации  и управлению предпринимательской деятельностью, по подготовке высококвалифицированных кадров предпринимателей. 

3.2 Современное состояние предпринимательства в  РФ. 

      Начиная с конца 80-х годов  сначала в СССР, затем и в  России происходило бурный развитие  предпринимательства. Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:

  • основной мотив этой деятельности
  • получение прибыли;
  • свобода и автономность принятия решений предпринимателем;
  • самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.

    Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской  деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес- слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства.

    Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

    Этот  слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько  основных бизнес-групп:

    - предприниматели - частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;

    - самозанятые - лица, занятые мельчайшим  предпринимательством на базе  индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

    - бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

    - полупредприниматели - наемные работники,  в основном акционированного  и частного секторов экономики,  не выполняющие управленческих  функций и совмещающие основную  работу с теми или иными  видами предпринимательства;

    - менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

    - "классические" менеджеры - хозяйственные  руководители, управляющие государственными  или частными предприятиями на основе найма.

    Небольшое число предпринимателей в общей  структуре бизнес-слоя (11%) объясняется  тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную  роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

    Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям

    доходов различных бизнес-групп. Он делится на три ступени:

    1 - Предприниматели, бизнесмены-менеджеры  и самозанятые.

    Доходы  предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.

    2 - Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы

    этой  группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".

    3 - "Классические" менеджеры. их  заработок всего на 40 %

    выше  зарплаты работников исполнительного  труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

    Из  этого можно сделать вывод, что  никакой вид труда по найму, включая  самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых  с простейшим предпринимательством.

    Проанализируем  важнейшую часть бизнес-слоя России - предпринимателей .

    Если  рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:

    - Крупные предприниматели: 40% из них  стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45 .

    - Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет , 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет.

    В мире бизнес всегда был преимущественно  мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %.

    Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это  их уровень образования. По данным различных  опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире.

    Сейчас  в России преобладает мнение, что  главными качествами предпринимателя  являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские  способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это  неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

    Развитие  предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для  формирования слоя цивилизованных бизнесменов  условиях. На них давит гнет налогов  и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег. 
 

Информация о работе Феномен предпринимательства