Феномен предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:05, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3-4
Глава1. Предпринимательство как особая форма экономической активности…………………………………………….5-8
1. История развития теории предпринимательства…………......5-6
1.2 Особая форма экономической активности………………………6-7
1.3 Предпринимательская среда………………...…………............7-8
Глава 2. Многообразие предпринимательских форм
и проблема их эффективного выбора……………………………...9
Глава 3. Предпринимательство в России…………………….10-18
3.1 История развития предпринимательства в России…………10-12
3.2 Современное состояние предпринимательства в РФ……...12-16
3.3 Предпринимательский потенциал России………………….16-18
Заключение.................………………………………………….........19
Список литературы……………………………………...........20

Файлы: 1 файл

Предпринимать.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

    3.3.Предпринимательский  потенциал России.

        

    Характер  предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

    С другой стороны, многие рыночные структуры  делают лишь первые шаги, например рынок  ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

    Нельзя  не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, 61% российской бизнес элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.

    Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

         Другой ключевой фактор — осознание  предпринимателями своей социальной  ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

    Еще одна важная задача — перевести  большинство старых российских предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т. е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

 

              Заключение 

    Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической деятельности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

    Основным  субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

    В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует  в условиях достаточно глубокой специализации  производства, возникшей на основе разделения труда.

    Любой предприниматель нуждается в  эффективных партнерским связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

    В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение – и даже предрасположенность  – действовать в союзе с  другими предпринимателями и  вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которых предприниматель  осуществляет переориентацию своей деятельности.

    Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимательскую  прибыль. 
          
Список литературы 

    1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991. Введение и гл. 1, с. -15.

    2. Борисов Е.Ф. Основы экономики.  Москва: «Юристъ», 1999г.

     3. Баликоев В.З. Общая экономическая  теория. – Новосибирск: 1999г.

    Бусыгин Л. Предпринимательство: Основной курс. - Москва. 1997.

     4. Гусейнов Р. История экономики  России. – Москва, 1999г.

     5. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательские  формы и методы организации  предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. – Моск

     6. К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю,  Экономикс издательство "Инфра - М", 2000.

    ва. 1996.

    7. Курс экономики: Учебник 2-е  издание дополненное/Под ред.  Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,1999.-716с.

    8. Курс экономической теории: общие  основы экономической теории. Микро  экономика, макроэкономика, переходная  экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор

    9. А.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 1997.-736с.

    10. Курс экономической теории: Учебник/Под  ред. проф. М.Н.Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой

Информация о работе Феномен предпринимательства