Предпринимательство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить особенности предпринимательства и экономического развития в России.

Задачи работы: 1) рассмотреть генезис представлений о феномене предпринимательства; 2) определить национальные особенности экономического поведения в России; 3) выявить особенности предпринимательства в России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Генезис представлений о феномене предпринимательства 4
Глава 2. Национальные особенности экономического поведения в России 9
Глава 3. Особенности предпринимательства в России 12
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная - Предпринимательство России.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение 3
Глава 1. Генезис представлений о феномене предпринимательства 4
Глава 2. Национальные особенности экономического поведения в России 9
Глава 3. Особенности предпринимательства  в России 12
Заключение 18
Список  литературы 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Феномен отечественного предпринимательства подвергался уже изучению в специальной литературе, на что вполне обоснованно обращают внимание авторы представляемого исследования. Им удалось это показать на фоне становления концептуальных парадигм на разных этапах формирования экономических знаний. При этом предстает вполне конкретная панорама, предваряющая теоретические поиски в избранной области науки. Рассмотрены все важнейшие не только ретроспективные, но и современные модификации. Интерес у специализирующихся по теме и у простых читателей вызовут характеристики типов и образов предпринимателей, авторитарного, капиталистического, демократического и иного склада, а также воссозданный на основе выявленных фактов, ряд из которых вводится в научный оборот впервые, социальный портрет российского предпринимателя.

     В современной России, в период значительных для государства и его народа, преобразований во всех сферах жизни  общества наблюдаются изменения. За последние десять лет реформы породили новые виды деятельности, стили жизни, слои населения.

     В центре внимания исследований нового российского общества оказалось  предпринимательство, обладающее своей  специфичностью в сравнении с  уже давно сложившимися и выступающим  в виде эталона предпринимательством в Европе и США.

     Цель  работы - изучить особенности предпринимательства и экономического развития в России.

     Задачи  работы: 1) рассмотреть генезис представлений о феномене предпринимательства; 2) определить национальные особенности экономического поведения в России; 3) выявить особенности предпринимательства в России. 

Глава 1. Генезис представлений о феномене предпринимательства 

     Существует множество трактовок термина «предпринимательство». Чаще всего под ним понимается один из основных видов бизнеса, а бизнес, в свою очередь, определяется как профессиональная, непрерывное творческое делание денег, причем деньги нужны не ради их количества, а ради свободы, здоровья, и безопасности, кроме того деньги, неприносящие дополнительные деньги имеют тен-денцию заканчиваться, поэтому другой важнейший компонент бизнеса – дело. В научной литературе история развития предпринимательства разделяется на четыре этапа:

  • этап, когда появились первые, ещё донаучные представления о предприни-мательстве;
  • этап становления первых научных представлений предпринимательстве;
  • создание классической теории предпринимательства1;
  • современные теории предпринимательства.
  • современные теории предпринимательства.

     Донаучный этап исторически совпал с началом  развития торговли. В антич-ные времена деятельность торговцев и купцов рассматривалась среди свободных граждан, патрициев как недостойная. Платон говорил о торговле как о занятии, «которое имеет сильную склонность к тому, чтобы делать людей плохими», «менялы» не должны быть допущены и к управлению государством.

     Аристотель  характеризовал стремление к наживе более дурным, чем блуд, а именно стремление к наживе и наслаждениям – ведущий мотив поведения  предпринимателей того времени – торговцев. Наемников и платных лекарей.

     Средневековый философ Фома Аквинский также считал, что профессия купца несет на себе печать морально-этической неполноценности, то есть Купцы не способны вести безгреховную жизнь.

     В XVIII в. католическая экономическая этика уже рассматривает предпринимательство как источник общего блага, а получение прибыли больше не противоречит морали. Ростовщичество было запрещено, что дало толчок началу развития и распространения капиталистических отношений.

     Первое  научное представление о предпринимательстве, прежде всего, связано с именем Р. Катильона, который предложил рассматривать в качестве предпринимателя: индивида, обладающего предвидением и желанием принять на себя риск, устремленного в будущее, ответственного, организатора новых предприятий, разрабатывающего новые идеи или новые виды услуг, предлагаемые обществу.

     А. Смит, известный экономист и философ, показал взаимосвязь социальных различий и источника дохода, а  также указал четыре фундаментальных свойства человеческой природы, проявляющиеся в предпринимательской деятельности:

  • склонность человека к торговле и обмену,
  • рациональный характер действий человека – способность осознавать выгоду,
  • утилитарность действий человека – подчиненность его интересов стремлению извлекать пользу из системы разделения труда,
  • бережливость – стремление сохранить и приумножить нажитое, капитализация, вложение сбережений в дело2

     Д. Рикардо и Ж. Сисмонди указывали  на характер взаимосвязи рабочего и  предпринимателя. Труд рабочего – источник создаваемой в рамках производственного  процесса стоимости (Д. Рикардо). Рост капитала означает лишь рост нагрузки на рабочий класс, но не рост благосостояния населения (Ж. Сисмонди).

     В трудах американского экономиста и  социолога Т. Веблена предприниматели  трактуются, как праздный класс предприниматели  трактуются как праздный класс общества. Буржуазия как современная форма праздного класса не только бесполезна, но и даже вредна для социума. Предприниматель у Веблена смотрит на доход не как на результат рациональной деятельности, а как на добычу или трофей, которые показывают его предпринимательскую исключительность.

     В начале XX в. возникли классические теории предпринимательства. Австрийский экономист Й. Шумпетер рассматривал предпринимательство, прежде всего, как осуществление инновационной деятельности. Не каждый собственник средств производства является предпринимателем, так как инновации могут продуцировать крестьяне, ремесленники, представители свободных профессий. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами. В каждой хозяйственной сфере она то появляется, то затухает, сменяясь более рутинными действиями. При этом предприниматель изобретает "новые комбинации". Он осуществляет их практически, зачастую имитируя при этом чужой хозяйственный опыт. Предпринимательство не может рассматриваться как профессия и как отдельный класс, так как в этом статусе не возможно находится длительное время.

     Согласно  Шумпетеру, сама по себе любая экономическая  система инертна, а основным приводным  механизмом ее являются инновации. Он объяснил, что инертность экономических субъектов вызвана рациональностью и стремлением к устойчивости, но именно стремление к инновациям – основная компонента предпринимательства. Ведущими внеэкономическими мотивами деятельности предпринимателя являются:

  • стремление иметь «свою империю», господствовать на фирме, строить собственное предприятие;
  • воля к победе, самореализация;
  • радость творчества, занятия любимым делом3

     М. Вебер с помощью методологии  «идеальных типов» объясняет феномен капиталистического производства как производный от этики протестантизма. Впервые западный капитализм стал использовать для получения дохода организационную дисциплину и науку. Конечная цель капиталистического предприятия не производство определенного количества продукта потребления, а неограниченное воспроизводство самого производственного процесса (или торгового), построенного на рациональном учете движения капитала и свободном труде. Дух капитализма у М. Вебера – это определенный тип мышления, для которого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии. Современный предприниматель ориентирован на деловой этнос, элементы которого или рационально-экономические, или традиционно социокультурные.

     Ф. Хайеком рассматриваются социально-политические аспекты предпринимательства. Свобода предпринимательства является предпосылкой для формирования человека нового типа с инновационной восприимчивостью, индивидуализмом.

     Дж. Гелбрейт отмечает, что сегодня предприниматель  классического типа – владелец капитала в крупных корпорациях отстранен техноструктурой – высшим менеджментом специалистами среднего уровня, управляющими предприятием и не идущими на риск.

     В 70-х гг. XX в. с ростом числа мелких фирм возрос интерес к предпринимательству. Так, по мнению профессора Гарвардской школы бизнеса Дж. Тиммонса, качества предпринимателя и качество созданной им «команды» занимают главное место, особенно на стадии роста фирмы. Глава фирмы должен обладать набором социальных знаний, навыков и умений. Также велико значение предпринимательской идей, которая должна отличаться оригинальностью и реалистичностью. Современный тип руководителя – это менеджер, который значительно отличается от классического образа предпринимателя, но и имеет общие с ним черты:

  • стремление к риску и умение рисковать;
  • осуществление инноваций;
  • стремление получить максимальные и устойчивые доходы4

     Исследуя  изменения в экономике США, ведущие к формированию «предпринимательской экономики» во второй половине XX в., Друкер отмечает, что технологии менеджмента активно внедряются в новые и малые предприятия, в организации сфер услуг, ранее вообще не рассматриваемых в качестве предприятий, а также не-коммерческих организациях.

     Р. Ронштадт отмечает тенденцию осознания людьми, что предпринимательство – необязательно удел только «звезд» от рождения и риски провала своего бизнеса не столь сокрушительны. Появляются новые возможности для создания предприятий, снижаются издержки вхождения на рынке во многих отраслях, что объясняется достижениями в области информационных технологий. Во всем мире совершенствуются и расширяются программы обучения предпринимательству, что подтверждает глобальный международный характер феномена предпринимательства.  
 
 
 

Глава 2. Национальные особенности  экономического поведения  в России 

     В соответствии с марксистской теорией характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил. Согласно М.Веберу один из важнейших элементов существования этноса - идеология, в значительной степени обусловливающая уровень развития экономики и производственных отношений. Это подтверждает, в частности, анализ так называемых традиционных восточных обществ, отличающихся крайним консерватизмом, вследствие чего новации воспринимаются ими с большим трудом.

     Думается, что первопричину рассматриваемых  зависимостей следует искать не в цепочке «производительные силы - производственные отношения – этнос», а во взаимодействии ее различных звеньев. Безусловный интерес вызывает исследование влияния национальной психологии на экономику и наоборот. Так, Дж. М. Кейнс в своем главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» отмечал, что, проводя инвестиции, англичане рассчитывают в основном на получение предполагаемого дохода, тогда как американцы руководствуются главным образом ожиданиями повышения ценности вкладываемого капитала (то есть проявляют склонность к спекуляции и менее тяготеют к прогнозам ожидаемого фактического дохода).5

     Исследователи выделяют характерные для этносов  черты национальной психологии, сказывающиеся  на состоянии экономики. Однако, изучая взаимосвязь функционирования этноса и общественного воспроизводства, оставаться в ее рамках недопустимо: национальная психология - лишь одна из характеристик этноса, совокупность которых включает традиции, обычаи, идеологию, культуру и др. В этом смысле более продуктивным представляется этноэкономический подход, позволяющий выявить этнические особенности экономического поведения, потенциал рыночной адаптации наций и народностей. Иначе говоря, этноэкономика - это наука о взаимовлиянии традиций, обычаев, культуры, психологии, идеологии, религиозных воззрений различных этносов, а также уровня развития производительных сил и производственных отношений. Причем обязательную первичность экономических процессов по отношению к этническим следует отвергнуть.

Информация о работе Предпринимательство России