Предпринимательство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить особенности предпринимательства и экономического развития в России.

Задачи работы: 1) рассмотреть генезис представлений о феномене предпринимательства; 2) определить национальные особенности экономического поведения в России; 3) выявить особенности предпринимательства в России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Генезис представлений о феномене предпринимательства 4
Глава 2. Национальные особенности экономического поведения в России 9
Глава 3. Особенности предпринимательства в России 12
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Контрольная - Предпринимательство России.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     С методологической точки зрения более правильно говорить о взаимосвязи экономических и этнических процессов при некотором приоритете экономических.

     Особенности национальной психологии русских - приверженность принципам общинности, патернализма и государственности - также во многом обусловлены природно-географическими и историческими факторами. В.Ключевский отмечал, что короткое русское лето, переменчивость погоды, трудности борьбы за выживание порождают у людей неуверенность в себе. "Средний" россиянин замкнут и осторожен, ему трудно с достоинством выдержать успех, в его характере просматривается преобладание эмоционального начала над рациональным. Возможно из-за этого порой он отрешен от мирского, увлекается религиозной мистикой, ждет «чуда».

     Еще одна особенность русских - постепенная европеизация культуры, подвергшейся в прошлом сильному азиатскому влиянию. В политической и экономической сферах азиатское наследие сохранилось более явно. В значительной мере из-за этого производство долго топталось на низком техническом уровне, экономический рост носил по преимуществу экстенсивный характер и стимулировался принуждением, жестокостью властей. Уровень жизни основной массы населения всегда был низким.

     Огромная  территория, экстремальные условия  хозяйствования (напомним, что около 70% российских земель относятся к зоне Севера) объективно способствуют усилению роли органов власти в жизнедеятельности общества, сдерживают развитие экономики (затраты на производство единицы продукции у нас выше, нежели в большинстве западных стран) и т.д.

     Именно  стремление к общинности явилось  главным тормозом столыпинской реформы. Нечто схожее можно усмотреть  и в процессах зарождения нынешнего  фермерства. Социалистические производственные отношения, целенаправленное утверждение  коллективистской психологии и т.п. привели к тому, что сельчане пока еще воспринимают хозяина на земле как некую враждебную силу. Общинность и патернализм (надежда на то, что государство разрешит все проблемы) в значительной степени определяют специфику формирования российской модели рыночной экономики.

     Национальные  модели рынка во многом детерминируются  особенностями исторического и  культурно-психологического развития соответствующего этноса. Перестраивая экономику и формируя рыночные отношения, Япония, Южная Корея и Китай не пошли по пути всеобщей либерализации. На начальном этапе преобразования усиленно контролировались государственными органами и велись с учетом национальной специфики.

     Мировой опыт свидетельствует, что страна преуспевает  в основном в тех секторах, которые в наибольшей степени отвечают исторически сложившимся условиям и национальному характеру. Их развитие вызывает к жизни (в соответствии с принципом мультипликатора) другие отрасли, в связи с чем экономика с определенного момента начинает функционировать как единый динамичный комплекс.  
 
 
 
 
 

Глава 3. Особенности предпринимательства в России 

     Малый бизнес - разнородное и исторически  обусловленное социально-экономическое  явление, суть которого (не говоря уж о частных проявлениях) нельзя понять, а развитие - действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места и времени его формирования. При наличии общих генетических и видовых черт он имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если малый бизнес, скажем, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то, например, в Москве и в Московской области, в Республике Татарстан - и качественно, и количественно.

     Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать «западную» его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.

     «Западные» малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей6.

     Что же касается малого предпринимательства  в постсоветской России, то его  приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с «первичными звеньями» советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения7.

     Для этой формы характерны:

     1) редкое использование начального  заемного капитала;

     2) высокие административно-управленческие издержки;

     3) слабое задействование преимуществ  быстрого перепрофилирования;

     4) диспаритетные (зачастую - просто  дискриминационные) отношения с  посредниками по сбыту продукции;

     5) исключительно сильная зависимость  от местной власти и от местного рынка;

     6) особые «теневые» стороны деятельности (прежде всего в сфере трудовых отношений).

     Российскому малому бизнесу, как уже отмечалось, свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах  и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.

     Факты таковы, что занятость на одном  малом предприятии в среднем  по России колеблется в интервале  от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе (в зависимости от типичного размера добавленной стоимости в продукции и фондоемкости различных отраслей) - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.

     Исходя  из этих средних цифр логично предположить, что максимум производительности труда  в малом бизнесе типичен для  регионов, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. На уровне федеральных округов это, действительно, так: наибольшие показатели выработки отмечены в Уральском. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.

     Оказывается, что наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия  работают в Дальневосточном округе (средний объем производства 1834,9 тыс. руб.), а самые мелкие - в Северо-Западном округе (778,9 тыс.). В сельском хозяйстве лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский (710,8 тыс. руб.), а аутсайдером - Дальневосточный округ (213,6 тыс.). В строительстве показатели различаются от 2021,7 тыс. руб. в Уральском до 827 тыс. в Центральном округах. Наиболее крупные транспортные малые предприятия функционируют в Южном (2082,7 тыс. руб.), а наиболее мелкие - в Сибирском (596,9 тыс.) округах. Значительно меньшая дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания: от 443 тыс. руб. в Приволжском до 271,7 тыс. в Центральном округах.

     Абсолютным  лидером по среднему объему производства на одном промышленном малом предприятии является Таймырский автономный округ (32,5 млн. руб.); далее с большим отрывом следуют Коми-Пермяцкий автономный округ (6,3 млн.), Республика Хакасия (4,5 млн.), Мурманская область (4,3 млн.), Ямало-Ненецкий и Корякский автономные округа (по 3,5 млн.). Показатели этих регионов в несколько раз превосходят среднероссийский уровень.

     На  другом полюсе находится Ненецкий автономный округ (9,1 тыс. руб.); скромные по объему производства малые промышленные предприятия действуют в двух республиках Южного округа - Калмыкии (190,9 тыс.) и Ингушетии (241,2 тыс.). Во всех этих регионах показатели в несколько раз ниже среднероссийского уровня.

     По  среднему объему производства на одном  малом предприятии строительного  профиля со значительным отрывом лидируют два автономных округа Тюменской области: Ямало-Ненецкий (5,3 млн. руб.) и Ханты-Мансийский (5,1 млн.). Более чем втрое выше среднероссийского уровня данный показатель в Мурманской области (3,7 млн. руб.). Аутсайдерами являются Ненецкий, Эвенкийский и Усть-Ордынский автономные округа, где, согласно данным Госкомстата России, в 2000 г, малых стройпредприятий не было вообще. Среди остальных регионов наиболее низкие показатели зафиксированы в Ивановской (253,9 тыс. руб.) и Омской (288,4 тыс.) областях, а также в Республике Тыва (299,1 тыс.).

     Применительно к транспорту наибольшие масштабы производства характерны для малых предприятий, работающих в северных автономных округах  Дальнего Востока и Сибири: Корякском (20,6 млн. руб. на одном предприятии) и Таймырском (11,3 млн.), причем эти показатели могут быть завышенными из-за практики округления статистических данных по подобным округам. Более достоверным является показатель по Краснодарскому краю - 5,1 млн. руб.; значительные по объему производства малые предприятия, функционирующие в этом регионе, связаны с портовым хозяйством. Еще в пяти субъектах Федерации (Архангельской и Камчатской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО и Республике Хакасия) показатели превосходят среднероссийский более чем втрое.

     Наибольшие  объемы оборота розничной торговли и общественного питания в  расчете на одно малое предприятие  свойственны регионам, особо удаленным  от экономического центра страны. Восемь регионов, лидирующих по среднему объему производства на одно малое предприятие торговли и общественного питания, расположены в Сибири и на Дальнем Востоке; максимальный показатель был зафиксирован в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - 8,4 млн. руб. Это явление, скорее всего, связано с характерным для таких регионов высоким уровнем потребительских цен.

     В большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании - в отрасли, которой свойственна самая низкая дифференциация регионов России по доле в общем числе малых предприятий и которая крайне слабо зависит от общеизвестных факторов отраслевой дифференциации регионов, в первую очередь от сложившейся специализации хозяйства. Так вот, самые высокие параметры работы промышленных малых предприятий в ряде регионов Дальневосточного федерального округа объясняются тем тоже упоминавшимся выше обстоятельством, что там одной из базовых отраслей хозяйства является рыбная промышленность, в основном представленная малыми рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, выпускающими дорогую продукцию.

     Объемы  производства в расчете на одно промышленное малое предприятие в 1998- 2004 гг. росли  темпами, опережающими динамику этого  показателя в других отраслях экономики. Результатом стало существенное увеличение доли промышленности в отраслевой структуре малого бизнеса при снижении удельного веса строительства, а также торговли и общепита. Наиболее ярко эта общероссийская тенденция проявилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Это можно объяснить постдефолтными изменениями экономических условий, в том числе благоприятной ситуацией для развития импортозамещающих производств в промышленности. При этом в группу с наиболее значительными показателями роста (выше среднероссийских) попали именно те ее отрасли, в которых широко распространены малые формы хозяйствования: текстильная, кожевенная, меховая и обувная, пищевкусовая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Поэтому объемы производства на малых предприятиях в различных регионах тесно связаны с мерой развития в региональной экономике именно этих отраслей.

     Таким образом, проанализировав имеющиеся статистические данные, мы пришли к выводу, что самая большая концентрация предпринимательства в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству и промышленности.

     Использование производительных систем, позволяющих  ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное  с экономией на масштабах, дало возможность  сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний.

Информация о работе Предпринимательство России