Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

В Москве и Санкт-Петербурге на 1000 жителей приходится порядка 20 малых предприятий (в отличие  от 6-7 предприятий в среднем по России), что приближается к уровню стран Центральной и Восточной Европы. Все эти цифры показывают, что разброс малых предприятий по регионам очень велик.        По количеству действующих в регионе малых предприятий можно судить о качестве работы региональной властей и их усилиях, направленных на развитие рынка создание предпринимательского климата. Как отмечалось, наибольшее  количество малых предприятий сосредоточилось в Москве, что объясняется не только особым статусом столицы, но и значительными ежегодными отчислениями из московского бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса: в 2001-2002 гг. был выделен 1 млрд. рублей, в итоге малый московский бизнес устойчиво обеспечивает 25% доходной части бюджета Москвы.             Серьезными проблемами в развитии малого предпринимательства недобросовестная   конкуренция на локальных рынках и как следствие - незащищенность субъектов малого предпринимательства,  неразвитость региональных систем  судебно-правовой защиты, проблемы подготовки в регионах квалифицированных кадров, нехватка материально-технических и финансовых ресурсов и т.п.         Учитывая исключительно важную социально-экономическую роль малого предпринимательства выявляется необходимость всесторонней Государственной поддержки данного сектора экономики, однако серьезная финансовая, материальная, информационная, правовая и другая помощь, широкое сотрудничество с малым предпринимательством государства и местных администраций в России до последнего времени отсутствовали.           Вопрос о помощи малым предпринимательствам со стороны государства включает в себя два основных направления – организационное и экономическое. Обычно это благоприятное законодательство, а также специальные налоговые режимы, кредитно-финансовые рычаги, система государственных фондов и др. Именно в таких формах существовали государственная поддержка малого бизнеса в странах  с развитой рыночной экономикой.

Основным действующим  инструментом реализации государственной  политики поддержки малого предпринимательства  в настоящее время является Федеральная  программа поддержки малого предпринимательства в РФ на период 2002-2004гг.предусматривающей:          -предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения рынков товаров и услуг;      -выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий со стороны фондов поддержки малого предпринимательства;    - кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях с компенсацией соответствующей разнице в процентах кредитных, организациям за счет тех же фондов поддержки малого предпринимательства и др.    

В соответствии с концепцией государственной политики малого предпринимательства на период 2003-2005гг. предусмотрено:         - расширение банковского кредитования;        - создание небанковских кредитных организаций, которые будут специализироваться на обслуживании субъектов малого предпринимательства;   - развитие микрофинансирования и лизинга; В 2000г. на поддержку малого предпринимательства из федерального бюджета было выделено100 млн. рублей, в 2001г.-140 млн. руб. и в 2002- только 20 млн. руб. Предусмотрено выделить в 2003г-250 млн.руб, 2004г- 350 млн.руб.,2005г.-450 млн.руб.        

-льготные налогообложения, реализуемое через УСН И ЕНВД;   

    - не  менее 15% государственных заказов  должно в обязательном порядке  размещаться на малых предприятиях, т.е. генеральный заказчик, выигравший  тендер на получение госзаказа,  финансируемого из федерального  бюджета, должен не менее 15% от объема заказа разместить на малом предприятии.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основы  экономики, организации и планирования  предпринимательской деятельности

 

2.1 Капитал фирмы

1. Определение  значения.

Капитал – имущество фирмы, которое при своем использовании создает новое имущество, новый капитал.

От эффективности  использования капитала непосредственно  зависит величина вновь созданного имущества, поэтому задачей менеджера  организации в 1-ую очередь является:

- анализ использования капитала на фирме;

- повышение  эффективности использования капитала.

2. Капитал  фирмы.

 

1. Нематериальные  активы                                           1. Оборотные фонды

2. ОПФ                                                                            2. Фонды обращения

3. Капитальное  строительство                                      3. Оборотные средства

4. Долгосрочные   ЦБ                                                     4. Краткосрочные ценные бумаги

 

Нематериальные  активы

Нематериальные  активы – это та часть имущества, которая не материализована в  виде каких либо физических объектов, чаще всего это документы, предоставляющее  данной фирме возможность технического развития – использование прогрессивной технологии. Это имущественные права фирмы, в виде патентов и лицензий на новые конструкции машины, оборудования и т.д.

Ноу-хау, торговая марка, товарный знак, патенты и лицензии на право заниматься предпринимательской деятельностью, имидж фирмы, права на землю и прочие неимущественные права.

В 21 в. наличие  НМА (нематериальные активы) является одной из главных составляющих капитала фирмы, т.к. обеспечивается ее жизнеспособность и конкурентоспособность ее продукции.

ОПФ – основные производственные формы.

Это средства труда, которые многократно используются в производственном процессе, не меняя  своего натурального содержания. И  при этом переносят свою стоимость  на стоимость продукции постепенно, по частям в виде амортизационных  отчислений. К ОПФ относятся производственные здания и сооружения, рабочие машины и оборудования, транспортные средства  и передаточные устройства, вычислительная техника, лабораторно-испытательные установки.

Амортизация – процесс постепенного переноса стоимости ОПФ на выпускаемую продукцию. Размер ежегодных амортизационных отчислений устанавливается централизовано в % к стоимости ОПФ.

Решением правительства  нормы амортизации увеличиваются  в два раза для малого предпринимательства, а так же для предпринимательства  использующего лизинг.

Финансовый  лизинг (норма амортизации увеличивается  в 3 раза).

Обязанность менеджера  обеспечить эффективное использование  ОПФ в течение рабочего дня

- при оптимальной  планировке

- при использовании  полностью грузоподъемности транспортных  средств, исключить время организационно технических простоев.

По состоянию 01.01.01 станочный парк устарел на 70% (в РФ) и при этом порядка одного процента это высокопроизводительное оборудование,  а все остальное  это морально и физически устаревшее ОПФ.

 

Капитальное строительство

Это производственный не дострой промышленных заданий, а  так же стоимость приобретенного, но не введенного в действие оборудования. Рекомендуется ускорить превращение  капитального строительства в ОПФ.

 

Долгосрочные  ценные бумаги

Это акции. Акции до момента ликвидации АО. А так же долгосрочные (в обращении более одного года). Облигации (государственные, региональные и АО)

 

Оборотный капитал

1. Оборотные  фонды – это предметы труда, которые поглощаются в одном производственном цикле, меняя свою натуральную форму и переносят свою стоимость на выпускаемую продукцию сразу и полностью. К ним относятся сырье, материалы, покупные комплектующие, топливо и энергия тара и тарные материалы, запчасти для текущих ремонтов, инструменты, инвентарь стоящий менее 10 тыс. рублей.                    Т.к. оборотные фонды это материальные ресурсы чаще всего, не производимые вторично (природные ресурсы), то вопросы эффективного и экономного использования должны постоянно находится в центре внимания менеджера.                                                                                                                             

РФ имеет 30% всех природных ресурсов мира, при этом полезное использование железной руды в РФ составляет 0.64; 0.86 в США; 0.92 в  ФРГ. Повышение этого показателя обеспечит увеличение полезного выхода металла из руды, т.е. экономия руды. В основном режим экономии материальных ценностей достигается как за счет прогрессивной малоотходной технологии, так за счет нормирования, т.е. определения норм расхода материальных ценностей на единицу продукции. Так же должно быть обеспечено широкое использование отходов и вторсырья.

2. Фонды обращения – это денежные средства фирмы в кассе фирмы и на счетах в банках. А так же готовая продукция на складе фирмы и «товаров пути».

3.Оборотные  средства – это оборотные фонды и фонды обращения в совокупности, выраженные в стоимостной форме. Основной характеристикой определяющей эффективность оборотных средств является оборачиваемость по следующим стадиям

Д – ПЗ –  НП – ГП – Д’

Д – деньги,

ПЗ – производственные запасы,

НП – незавершенное  производство,

ГП – готовая  продукция,

Д’ -  деньги с прибылью,

НП – т.е. незаконченная в изготовлении продукция.

Ускорение оборачиваемости  обеспечит увеличение объемов производства и объемов прибыли без дополнительных вложений в оборотные средства.

 

4. Краткосрочные  ценные бумаги - это облигации, векселя, банковские  сертификаты, чеки, которые находятся в обращении менее одного года.

 

2.2 Основные  экономические понятия.

Себестоимость – затраты фирмы производителя на изготовление и сбыт продукции.

На фирмах планируется  два вида себестоимости:

Себестоимость (затраты) годового выпуска продукции, т.е. каковы будут затраты фирмы  за год ее деятельности. Этот документ называется «Смена затрат на производстве» (бюджет затрат на производство).

При расчете  себестоимости единицы продукции  возможно использование нескольких методов; наиболее распространенным из них является калькуляционный метод. При котором все затраты подразделяются на прямые и косвенные (накладные).

К прямым относятся те затраты, которые непосредственно связаны с изготовлением продукции: основные материалы (те из которых сделаны детали продукции), покупные комплектующие элементы (электротехнические, радиотехнические, крепежные).

Фонд оплаты труда (ФОТ) основных рабочих (в соответствии с официальными документами все работающие на фирме подразделяются на следующие категории:

а) основные рабочие  – они непосредственно изготавливают  продукцию на любой стадии изготовления: заготовительные, обрабатывающие (механическая, химическая, термическая обработки), сборочная, монтажная, регулировочная (при необходимости), вспомогательные рабочие, те которые обеспечивают производительный процесс всем необходимым: ремонтники, инструментальщики, электрики, транспортные рабочие, подсобные, грузчики (их численность не должна превышать 40% от численности основных рабочих), руководители, специалисты (образование специальное, среднее или высшее – конструкторы, менеджеры, бухгалтера, исследователи, технологи, лаборанты), служащие (кладовщики, инспекторы, агенты, кассиры), младший обслуживающий персонал (МОП) (уборщики, курьеры, гардеробщики), охрана).

Топливо и энергия  технологические, т.е. те, которые использованы на нужды технологического процесса изготовления продукции.

К косвенным (накладным) относятся следующие затраты:

Материальные  затраты на нужды ремонтов, на изготовление тары, хозяйственные и офисные  материалы.

Покупные комплектующие  на нужды ремонтов зданий и техники.

ФОТ руководителей, специалистов, вспомогательных рабочих, служащих, МОП и охраны.

Топливо и энергия  на отопление и освещение. А так  же затраты на аренду, рекламу, командировочные, представительские, презентации, амортизация (износ) и др.

Амортизация – процесс постепенного переноса стоимости основных производственных фондов (здание, оборудование, транспорт, компьютеры) на выпускаемую продукцию. Размер ежегодных амортизационных отчислений устанавливается централизованно в процентах от стоимости данного вида основных фондов.

Пример: норма  амортизации на компьютеры 25%, на производственные  здания 4-5%, на оборудование 8-12%.

Эти нормы обязательны  и для государственного и для  частного сектора.

Т.О. переоснащение  любой фирмы происходит за счет потребителя  продукции данной фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калькуляция себестоимости и цены одного кг вареной колбасы

 

Статьи калькуляции

Сумма, руб.

Обоснование расчета

1. Основные материалы

 

2.Покупные комплектующие

 

 

 

3.ФОТ основных  рабочих

 

4. ЕСН

 

5. Топливо и  энергия технологические

 

 

6. Накладные  расходы

 

 

Себестоимость

 

7. Плановая прибыль

 

 

                                                 

Оптовая цена

 

8. НДС

 

9. Акцизный налог

 

Отпускная цена производителя

 

10. Торгово-закупочная  наценка планируется базой (себестоимость  и прибыль базы)

 

11. НДС

 

Отпускная цена базы

 

12. Торговая  наценка (затраты и прибыль  магазина)

 

13. НДС

 

14. НСП – налог  с продаж

 

Розничная цена

35.0

 

5.0

 

 

 

3.0

 

1.1

 

5.0

 

 

6.0

 

 

55.1

 

11.2

 

 

 

66.3

 

6.6

 

-

 

72.9

 

29.2

 

 

 

2.9

 

106.0

 

11.2

 

 

1.1

 

5.9

 

124.2

мясо, соя, крахмал, меланж

 

специи, уксус, вкусовые добавки, разрыхлители, пищевые  красители, оболочка

 

колбасники

 

35.6% от ФОТ

 

на технический  процесс по данным фирмы

 

рассчитывается  фирмой

200% от ФОТ

 

Σ 6-ти статей

 

планируется фирмой

20% от себестоимости

 

 

Σ 55.1+11.2=66.3

 

10% от 66.3

 

-

 

Σ 66.3+6.6

 

Планируется базой 41% от 72.9

 

 

 

10%

 

Σ 72.9+29.2+2.9

 

Планируется магазином

20% от 106

 

10% от 11.2

 

5% (106.9+11.2+1.1)

 

Σ 14 статей

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности