Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

Как уже было сказано, унитарные предприятия  подразделяются на две категории  в зависимости от прав, предоставляемых  учредителем:

1). унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

2). унитарные  предприятия, основанные на праве  оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (2).

Такие особые разновидности  прав, не известные странам с классической рыночной экономикой, призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц – несобственников.

В соответствии с ГК РФ право хозяйственного ведения  – это право государственного или муниципального унитарного предприятия  владеть, пользоваться и распоряжаться  имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления в соответствии с ГК РФ представляет собой право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями  собственника и назначением имущества.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме полномочий, которые предприятия получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения шире право оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного  на то государственного органа или  органа местного самоуправления. Учредительным  документом такого предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом РФ или органом местного самоуправления. В течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его уставный фонд, определяющий минимальный размер его имущества, должен быть полностью сформирован собственником. Согласно Федеральному закону «О государственных  и муниципальных предприятиях» от 14.11.2001 №161-ФЗ (2) размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее, чем  5000 МРОТ (на дату государственной регистрации), муниципального предприятия – не менее, чем 1000 МРОТ.

Государственное или муниципальное предприятие  распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно (кроме случаев, установленных законодательством и нормативными актами). Вместе с тем такое предприятие  не вправе продавать  принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным образом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества – государственного или муниципального предприятия. Собственник имущества такого предприятия  не отвечает по обязательствам последнего, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества.

В качестве другой разновидности государственных  и муниципальных унитарных предприятий  могут выступать унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Небольшое количество предприятий (типа объединения «Гознак» или стратегически важного оборонного завода), находящихся в федеральной собственности, может по решению Правительства России быть преобразовано в федеральное казенное предприятие. Это означает, что такое предприятие получает на закрепленное за ним имущество еще более узкое, ограниченное по содержанию, в сравнении с правом хозяйственного ведения право оперативного управления, тождественное праву бюджетных учреждений. Такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Таким образом, казенное предприятие полностью  контролируется государством – собственником, хотя и выступает в имущественном  обороте как самостоятельный участник. Причем РФ принимает на себя дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам казенного предприятия при недостаточности его имущества, из чего вытекает, что предприятие данной категории в принципе не может быть банкротом. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Государственное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для  экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений, и в которых предприятия других форм собственности не могут обеспечить для себя достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства. Опыт таких стран позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства. Государственная собственность, создавая объективную возможность концентрации всех видов ресурсов в государственном масштабе, позволяет ускорить решение задач на микроуровне. В то же время, как свидетельствует мировой опыт, эффективность государственных предприятий в целом несколько ниже, чем в частном секторе.

К недостаткам  государственных предприятий обычно относят: меньшую мотивацию к  труду; больший разрыв интересов  менеджеров и собственников; меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потребителя; зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, в выборе руководителя и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 .Объединение  предпринимателей - коммерческих организаций.

Объединение коммерческих организаций обеспечивает эффект объединения или синергетический эффект, состоящий в следующем:

- реализация  эффекта масштаба используемых  ресурсов, т.ч. квалифицированного  управленческого, научного, производственного  персонала;

- минимизация  для участников объединения отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;

- значительная  централизация капитала;

- возможности  создания самодостаточной вертикально  интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции;

- возможности  диверсификации производства для  снижения предпринимательских рисков  и обеспечения специализации  отдельных видов деятельности  как условия их конкурентоспособности;

- обеспечение эффективного ценообразования на продукцию участников объединения, способствующему  оптимальному уровню рентабельности каждого из них и объединению в целом;

- объединение  производства, технического опыта  и научно-исследовательских разработок, возможности интеграции науки и производства.

Существуют  различные критерии классификации  объединений:

1).По правовым  формам объединения подразделяются  на ассоциации, союзы (некоммерческие  организации), холдинги, финансово-промышленные  группы (ФПГ).

2).По критерию экономического содержания, основанному на различии целей создания объединений, принципов, централизации производственно-хозяйственных и коммерческих функций, на распределении полномочий между участниками объединения- концерны, консорциумы, картели, синдикаты, пулы и пр.

3).по способу  организации объединения (добровольной  или принудительной). Равноправные  объединения основаны на добровольной  договорной кооперации (ассоциации, союзы). Неравноправные объединения  (вертикального типа) основаны на  экономической субординации и контроле одного участника над другим (холдинги, ФПГ).

Ассоциация- это имеющая статус юридического лица мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций, которые одновременно могут вступать в другие объединения без согласования с отдельными участниками. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее предприятий, если это специально не оговорено в уставе. Основная цель создания ассоциаций - повышение эффективности работы на основе совместного решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Концерн – крупное объединение предприятий, связанных производством конечного продукта, договорами, капиталом при наличии одного ведущего направления. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия- холдинга, материнской компании, которое держит в своих руках контрольные пакеты акций этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, производящие различную продукцию, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями или филиалами головной компании и делегируя часть своих прав коллегиальному органу управления.

Фактически  в рамках концерна наблюдается высокая  степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями, НИОКР (например, централизация  части финансов, некоторых финансовых служб и др.).

Основой деятельности концерна, как правило, является промышленное производство, имеющее собственный  мощный сбытовой аппарат в лице торговых  филиалов и разветвленную структуру  входящих  в концерн фирм, объединенных через систему участия. ( Система участия - целый ряд многоступенчатого подчинения одних предприятий другим путем  участия в их акционерном капитале: приобретение контрольных пакетов акций этих предприятий).

Крупные концерны объединяют десятки и сотни предприятий, могут включать также обслуживающие, финансовые, страховые, научно- исследовательские фирмы.

Различают концерны горизонтального типа (объединяющие корпорации, фирмы одной и той же отрасли, например, автомобильные) и концерны вертикальные ( объединяющие предприятия различных отраслей промышленности, но связанных производственно-технологическим процессом, что возможно, например, в горнорудной  и металлургической промышленности).

Управление  концерном  осуществляется его органами, избираемыми участниками концерна. Единое управление является отличительным признаком концерна. Взаимоотношения между его участниками строятся на договорной основе, однако они достаточно жестко регламентированы.

Концерны основываются, как правило, на акционерном капитале. Предприятие может состоять только в одном концерне.

Процесс возникновения  новых крупных рыночных структур в промышленности России начался  с создания концернов, причем наиболее распространенным являлось создание данных форм «сверху»- включение в состав концерна предприятий целых отраслей, ранее входивших в соответствующие отраслевые министерства. Подобным образом были созданы такие широко известные концерны в газовой промышленности – «Газпром», энергетическом машиностроении - «Энергомаш», химическом машиностроении - «Технохим» и других отраслях промышленности.

Реже встречался случай формирования структур концернового типа на основе уже сложившихся ранее  крупных объединений данной отрасли (вариант формирования «снизу»).

Консорциум  – временное объединение (на паевой основе) предприятий, банков, научных, проектно-конструкторских и других организаций независимо от их подчиненности и формы собственности и в целях совместного решения разовых крупномасштабных задач, непосильных для какой-нибудь одной корпорации или банка, в течение определенного периода времени, в том числе совместного размещения займов, акций, реализации каких-либо программ, проектов, госзаказов, проведения крупных мероприятий в сфере производства, финансов, капитального строительства, экологии, науки и т.п. Участники консорциума полностью сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, консорциумов. Однако в деятельности, касающейся целей консорциума, они подчиняются совместно выбранному руководству. После выполнения  поставленных задач консорциум прекращает свое существование.

 

Финансово-промышленная интеграция.

По мере накопления финансовых средств банками и  укрупнения промышленности  на базе объединений формируются предпосылки  для возникновения определенных организационных форм объединения промышленного и банковского капиталов.

Интерес производственных структур к объединению с банковским капиталом объясняется тем, что:

во-первых, развитие производства в условиях ускорения  НТП и обострения конкурентной борьбы требует значительных инвестиций, которых у производства нет;

во-вторых, в  условиях финансово-промышленного  объединения снижается вероятность  банкротства отдельных предприятий;

в-третьих, объединение  промышленного и финансового  капиталов позволяет повысить привлекательность предприятий, входящих в объединение, для внешних инвесторов. Первыми ощутили острую потребность к объединению с финансовым капиталом предприятия российской промышленности, большинство из которых находится в тяжелом финансовом положении, и характеризуются высокой степенью изношенности основных фондов.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности