Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

За рубежом  процесс создания холдингов был  напрямую связан с развитием интеграционных процессов. В частности, холдинговые  компании часто выходят за рамки  национальных границ, образуя транснациональные компании (ТНК). Холдинговая компания осуществляет управление в рамках ТНК преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждой родственной фирмы основные финансовые показатели – размер прибыли. Издержки производства, а, кроме того, размеры и способы перевода дивидендов, способы перевода прибылей. Наряду с финансовыми рычагами воздействий используются и другие средства. Инструментом централизованного управления может служить, например, техническая политика, т.е. сосредоточение научных исследований и технических разработок в едином центре головной компании предоставление результатов дочерним компаниям. Часто в качестве таких инструментов используется распределение между дочерними компаниями номенклатуры выпускаемой продукции (план производства), раздел между ними рынков сбыта. Это характерно для таких ТНК, как «Зингер», IBM, «Кодак», «Сименс» и др.

в). Финансово-промышленные группы.

ФПГ - основа функционирования экономики развитых стран.

ФПГ – объединение финансового и промышленного капитала, базирующаяся на долгосрочных связях и различных системах участия в капитале корпораций – способны обеспечить развитие НТП, позволяют осваивать наукоемкие производства, способствуют развитию базовых, капиталоемких отраслей.

Так, высокие  темпы роста экономики Японии, Германии, Южной Кореи и других стран обеспечивались, главным образом, за счет выдвижения на передний план финансово-промышленных гигантов: «Мицубиси», «Тойота Моторс», «Даймлер-Бенц»,  «Сименс», Самсунг», «ДЭУ» и др. Как  показывает зарубежный опыт, 40 крупнейших транснациональных ФПГ проводят и реализуют около половины мировой промышленной продукции.

Значение формирования подобных объединений особенно возрастает в период инвестиционного кризиса, когда для структурной перестройки экономики требуются значительные инвестиционные ресурсы. ФПГ являются привлекательным заемщиком капитала, что значительно повышает их инвестиционную способность. Эффект объединения организаций в интегрированную группу (синергетический эффект) проявляется и в повышении приспособляемости участников ФПГ к изменению экономических условий, достигаемой на основе взаимодействия и сотрудничества участников группы, распределения между ними функций и предпринимательского риска.

Все это очень актуально для современной России. Поэтому создание ФПГ на данном этапе может рассматриваться как один из возможных вариантов решения проблемы возрождения отечественной промышленности.

ФПГ представляют входящим в них предприятиям следующие  возможности:

- контроль значительной  доли рынка;

- оптимальное  перераспределение средств через  единый финансовый центр с  целью поддержания бесприбыльных,  но необходимых для бизнеса  подразделений:

- оптимизация  схемы кредитования предприятий  – участников ФПГ, через головную фирму группы по всей технологической цепочке;

- привлечение  крупных инвестиций под гарантии  совокупных активов ФПГ;

- экономия средств  за счет использования общих  подразделений;

- проведение  внутренних  хозяйственных операций  на базе условно – расчетных цен, внутригрупповых векселей и кредитов. Входящие в ФПГ предприятия, связанные единой технологической цепочкой,   заинтересованы в оптимизации цен на продукцию, поэтому рост цен перестает провоцироваться на внутригрупповом уровне.

Отечественные ФПГ делают пока лишь первые шаги, поэтому  правовые основы и сам механизм их хозяйствования и функционирования находятся еще в стадии становления. Принятый 30 ноября 1995г. Закон РФ  «О финансово-промышленных группах»  определил, что ФПГ – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших полностью или частично  свои материальные или нематериальные активы на основе договора о создании такой группы в целях технической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В соответствии с указанным определением  можно  выделить две разновидности ФПГ.

Первая – представляет, по сути, холдинговую компанию, которая становится основой создания ФПГ. В этом случае дочерние общества- участники ФПГ – находятся изначально в зависимости от центральной компании, поскольку она владеет пакетами их акций.

Вторая  – добровольное договорное предпринимательское объединение, участники которого, заключившие договор как равноправные партнеры, учреждают центральную компанию как юридическое лицо на договорной основе. В настоящее время в России более распространены ФПГ в форме так называемых «мягких» холдинговых корпораций (ФПГ второго вида).

Закон устанавливает  обязательность участия в ФПГ  организаций, действующих в сфере  производства товаров и услуг, а  также банков или иных кредитных  организаций; кроме них в состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные  и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Также участники ФПГ могут объединяться вокруг:

а) одного или  нескольких промышленных предприятий;

б) торговой организации;

в) коммерческого  банка.

Создание ФПГ  преследует, главным образом, три  цели:

Во-первых, восстановление там, где это возможно, ранее существовавших технологических, кооперационных взаимосвязей с прежними партнерами для производства той или иной продукции;

Во-вторых, установление таких связей с другими партнерами на основе экономической целесообразности либо объединения усилий ряда производителей для расширения рынков сбыта товаров и услуг;

В-третьих, привлечение инвестиций и целенаправленное их использование (реализация производственного потенциала). При этом основным доходом банка, входящего в группу, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.

Первая российская ФПГ была создана  в 1993г., а на 1-ое января 2001г. в стране были зарегистрированы 83 ФПГ, в т.ч. 9-межгосударственных и 5-транснациональных.

Анализ деятельности ФПГ показал, что в целом их формирование и развитие оказало положительное влияние на рост производства и производительности труда, позволило компаниям выжить в сложных условиях экономического и финансового кризиса.

В первом полугодии 2000г. по отношению к сопоставимому периоду 1999г. наблюдалась тенденция роста основных показателей производственной деятельности ФПГ. Более 80% ФПГ имели рост объемов производства и реализации продукции при положительной динамике выручки.

Наиболее жизнеспособными  показали себя те российские ФПГ, которые были сформированы путем объединения хозяйствующих субъектов производственного и торгового профиля вокруг крупных кредитно-финансовых организаций.

Вместе с  ним ФПГ не выполняют роли как  базы, основы экономического роста, а  именно такие надежды связывались с их появлением  в середине 90-х годов.

Во-первых, ФПГ оказывают негативное влияние на уровень конкуренции и возможности появления на рынке новых фирм. При этом особенностью российских ФПГ (в отличие, скажем, от японских) является то, что за их рамками остаются, как правило, средние и мелкие компании, оказывающиеся практически оторванными от кредитных рынков.

Во-вторых, крупные ФПГ замыкают своих членов в рамках определенного вида деятельности, делая их менее восприимчивыми к быстро меняющейся среде, к обновлению продукции и услуг.

В-третьих, доминирующая на рынке ФПГ закрывает выход на рынок другим компаниям, даже если они имеют неплохую перспективу по обновлению продукции. Все это в конечном счете угрожает не только развитию  конкуренции, но и экономическому росту в целом.

К основным причинам, не позволяющим ФПГ стать более  эффективными формами предпринимательских  объединений можно отнести следующие:

- отсутствие  мер государственной поддержки,  в т.ч. финансовой. При этом  значительное число российских горизонтально интегрированных ФПГ изначально создавались только в расчете на получение государственной поддержки, прежде всего в виде зачетов задолженностей, инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки, включая оплаченный госзаказ. Сегодня они находятся либо в предкризисном состоянии, либо уже распались и существуют только на бумаге. Практически ни одно из положений законодательства по поддержке ФПГ  не выполнялось. В частности, для банков- участников группы - законом предусматриваются льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ.

Однако ЦБ РФ, как правило, не реализует эту  предоставленную ему возможность. Кроме того, закон устанавливает, что центральной компании группы могут быть переданы в доверительное управление временно закрепленные за государством пакеты акций этой ФПГ, но и эта льгота не реализуется. Также игнорируется норма закона, предоставляющая ФПГ право самостоятельно определять сроки амортизации и использовать амортизационные средства. ФПГ практически не участвуют в разработке и реализации федеральных программ, не получают регулярных заказов на выполнение целевых программ правительства РФ.

Отсутствуют налоговая  и банковская политика, которая стимулировала  бы как самофинансирование, так и  инвестирование, и кредитование ФПГ;

- банки, входящие  в состав ФПГ, не обладают  ресурсами, необходимыми для реализации  крупных инвестиционных проектов. Кредитная их активность остается невысокой. Только около 30% ФПГ получили кредиты от «собственных» банков, в большей части кредитные средства привлекались из внешних источников ( под высокие проценты и на сроки, как правило, не превышающие шести месяцев);

- опережающий рост объемов промышленного производства по сравнению с объемами

реализации, что  приводит к росту запасов и  ухудшению финансового состояния  групп. Основная причина такой ситуации связана  с высокой себестоимостью, недостаточной конкурентоспособностью и качеством продукции, отсутствием платежеспособного спроса, неэффективной целевой стратегией групп;

- наличие существенных  недостатков в правовом регулировании  статуса, организации и функционировании  ФПГ, сдерживающих интеграцию  банковского капитала и производственного потенциала.

Сегодня реального  соединения финансового и промышленного  капитала в действующих ФПГ не происходит практически, а крупнейшие бизнес – группы России, контролирующие большую часть национальной промышленности, фактически являются промышленными группами.

Последние данные свидетельствуют, что в развитых странах ФПГ начинают испытывать все большие трудности под  влиянием усиливающейся конкуренции  и ее глобализации. Анализ деятельности 500 крупнейших компаний, публикуемых  в газете «Файнэншл таймс», показывает, что многоотраслевые и многопрофильные компании не только теряют свой рейтинг, но и вообще покидают список ведущих корпораций мира (прежде всего, ряд американских и европейских компаний). Вхождение даже в ведущие японские ФПГ не спасает компании от потерь конкурентных позиций. Трудности с ликвидностью испытывают и южно-корейские группы.

 

 

 

 

 

1.5.Предпринимательство  в сфере малого бизнеса.     Формирование малых рыночных структур широко распространено во всех отраслях производства и сферы услуг. В большинстве развитых страны  в среднем малые и средние фирмы превышают 95% общего числа предприятий.      Так в США их более 18 миллионов, доля по отраслям составляет: в сельском хозяйстве – 81,9%, строительстве -82,2%, в сфере услуг-75,6%.     В Японии Малый бизнес (более 9 миллионов малых фирм) количественно доминирует во всех отраслях национальной экономики. В Швеции каждый второй работает на мелком предприятии, в промышленности – каждый третий. Вообще же в большинстве стран развитой рыночной экономикой до 2/3 прироста новых рабочих мест обеспеспечивая   малыми предприятиями.        Следует иметь в виду, что критерии, по которым фирмы относятся к малым, в разных странах неодинаковы. Так, например, в США к малым фирмам относятся те предприятия, где количество работников не превышает 500 человек, в Германии-49 человек, в Великобритании -24, в Греции -10 человек, кроме того во многих странах численность занятых варьируется по отраслям.        Строительный рост малого бизнеса определяется рядом его преимуществ по сравнению с крупным бизнесом, например:        - специализация в области производства продукции (5-7 наименований) стимулирует использование высокопроизводительного специализированного оборудования, позволяющего в короткие сроки изменять технологию и интенсифицировать процесс производства;          - возможность более оперативно реагировать на изменение рыночной конъектуры, быстрее осуществлять изменения в номенклатуре и ассортименте производимых товаров. Это объясняется как технико-технологическими причинами, как и тем, что структура принятия  управленческих решений там существенно упрощена;     -выше оборачиваемость капитала, т.е. быстрее окупятся затраты. При этом, что сами затраты малых фирм на свое содержание  и обслуживание более низкие по сравнению с крупными корпорациями (сравнительно низкий фонд заработной платы,  небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы). Например, члены семьи владельца малого предприятия выполняют функции многих клерков;   - на малых фирмах сильнее хозяйственные мотивации, дух предприимчивости работников, выше их сплоченность и взаимопомощь. Кроме того, соединение собственника и предпринимателя (управленца) в одном лице  позволяет сократить управленческий персонал;            - малые предприятия в отличие от крупных корпораций, более восприимчивы  к техническим новинкам, способны быстрее осваивать их. Темпы освоения   новых изделий и услуг у малых фирм в государствах  с рыночной  экономикой  выше почти на треть, а эффективность выше в 8 раз ( в основном за счет меньших затрат).Например, малые и средние фирмы в США в среднем на один доллар затрат внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные. Этим объясняется доминирование малого бизнеса в современных отраслях (электроника, генная инженерия, компьютеры);    -малые фирмы в огромной степени содействуют развитию  регионов и небольших населенных пунктов, где нет крупных предприятий, полнее используют местные трудовые ресурсы, а также источники сырья и энергии, что имеет большое значение в условиях возрастания цен на энергоносители и перевозки. Кроме того, малые предприятия лучше знают специфический спрос на местных рынках и играют огромною роль в создании конкурентной среды.           Однако у малых предприятий есть и несколько слабых мест, которые определяются как раз тем, что этот бизнес является малым.       Во-первых, это низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширении своего бизнеса владельцы могут выделить незначительную часть капитала (прибыль) занимая капитал на стороне, возникают трудности с уплатой высокого процента, к тому же с точки зрения кредитора из-за нестабильности малых фирм велик риск кредитования, да и объем каждой такой сделки невелик, то есть кредитование малого бизнеса чаще не выгодно.           Во-вторых, малый бизнес проигрывает в управленческих возможностях крупным предприятиям. Это означает, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом.        В-третьих, крупные предприятия располагают более мощными возможностями в конкурентной борьбе. Также в невыгодное положение ставят бизнес относительно масштабов производства и ограниченные ресурсы.       В-четвертых, слабость стартовых позиций, в частности, отсутствие стартового капитала, привлечение при создании малого предприятия (в том числе) безработных, не всегда обладающих необходимыми навыками и соответствующей квалификацией.   К другим  недостаткам малого бизнеса следует отнести и необходимость оплаты консультаций при организации и ведении дела, частую потребность в обучении и самого бизнесмена и проблемы привлечения высококвалифицированных специалистов (ниже престиж и оплата по сравнению с крупными компаниями), и трудности получения крупного заказа, и недогрузка основных фондов и т.д.       Неслучайно малые предприятия, как правило, относятся к сфере рискового бизнеса, т.к. из каждых 10 выживают 2-3. Т.о., многочисленные преимущества малого предпринимательства и его проблемы и сложности с учетом чрезвычайно важной роли в национальной экономике требуют мощной государственной поддержки.    Поддержка государством предприятий малого бизнеса  во всех странах ведется комплексно по нескольким направлениям, идентичным для развития малого бизнеса  в принципе, хотя имеются и национальные особенности.       Вообще о каждой из развитых стран можно говорить как о стране имеющей государственную политику развития и поддержки малого бизнеса, где главным направлением  является четкое, понятное и объяснимое для предпринимателя  законодательство. При этом правительственная политика должна быть направлена на то, чтобы компенсировать слабости малых предприятий и помочь им действовать на рынке как полноправным субъектам конкуренции.        Например, в США малое предпринимательство получает 3,5%-4% от общих федеральных затрат на НИОКР.           Также до трети расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируются государством. В Японии на эти цели ежегодно из бюджета тратится сумма 2-3 млрд. долларов.         Кроме прямых бюджетных дотаций и предоставления льготных займов используются и другие фирмы государственной поддержки:       - привлечение частного капитала для финансирования инновационной деятельности малых фирм;           - размещение государственных заказов на крупнейших фирмах с установленным обязательного процента заказов, которые фирмы-гиганты обязаны передавать малому бизнесу;                   - предоставление  налоговых и амортизационных льгот и т.д.    Для России особо значимо  развитие малого предпринимательства, тем более в период перехода от  административно-командной системы к рыночной, сопровождающейся острым социально-экономическим кризисом.     Не требуя большого стартового капитала, оно способно помочь структурной перестройке отечественной экономики, обеспечить выживание отдельных слоев населения и целых регионов страны и создать новые рабочие места для высвобождаемых из государственного  сектора работников и незанятого населения, во многом способствуя стабилизации социально-экономической ситуации.       Наша страна, в отличие от ряда государств Восточной Европы, Китая и Вьетнама, вступила в рынок практически без малого бизнеса, однако, с начала 90-х годов его роль в российской экономике стала возрастать.         Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики России, производит около 10% ВВП  страны. В промышленно развитых странах , однако, эта цифра колеблется в пределах 50-80% ( в США – 70%,  Японии-78%, Италии-73%).            Согласно официальным  данным на конец 2001 года в РФ было зарегистрировано 843,0 тысячи малых предприятий. Вместе с индивидуальными предпринимателями в малом бизнесе занято около 12 млн. человек, или 19% общей численности занятых в российской  экономике. Между тем, по оценке Минэкономики РФ, критическая масса таких фирм, при которой обеспечивается включение рыночных механизмов саморегуляции, должна составлять 2,5-3,5 млн. фирм, и занято должно быть в отечественном малом бизнесе 30-40 млн. человек. В России же в последние годы прослеживается явная тенденция к остановке роста количества малых предприятий.  В настоящее время вопрос развития малых предприятий включен в программу демонополизации народного хозяйства. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:      - выделение самостоятельных   производственно-хозяйственных блоков;   - создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий. Согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95г. к субъектам малого предпринимательства  относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ИП) и малые предприятия – коммерческие организации, в которых:     а) средняя численность работников не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте-100 человек, в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере-60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании- 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности-50 человек.   б) в уставном капитале субъектов малого предпринимательства доля участия государства, субъектов федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также доля, принадлежащая одному  или нескольким физическим лицам, не являющимися субъектами такого предпринимательства, не может превышать 25%. Данное  ограничение не позволяет государственному или муниципальному предприятию ни при какой численности работников претендовать на статус малого и стимулирует привлечение в первую очередь частного капитала в сферу малого бизнеса.        Подавляющее большинство малых предприятий в  РФ занято посреднической и торгово-закупочной деятельностью (в промышленности действует 14,8%их общего количества, в строительстве-14,5%, в то время как  в торговле и общественном питании -46%). Это объясняется тем, что в специфических условиях российской экономики наиболее выгодно создавать торгово-посреднические предприятия приносящие предпринимателю быструю отдачу и обеспечивающие значительно более высокий уровень рентабельности фирмы. Производить же продукцию с длительным производственным циклом, наукоемкую, стало разорительно.      В то время как, необходимая для нашей страны структура малого предпринимательства должна носить прямо противоположный характер: более половины малых предприятий сосредоточено в 8 регионах РФ. На два крупных российских мегаполиса – Москву и Санкт-Петербург - приходится треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Затем идут Московская область (5%), Самарская (3,1%), Брянская (0.4%) и республика Тува (0,1%).

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности