Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

В свою очередь  определенный интерес к созданию финансово-промышленных объединений  стал проявлять и денежный капитал, который в результате спада промышленного  производства  начал терять свою силу, что выразилось, в частности, в росте числа  банкротств финансовых учреждений. Кроме того, с падением темпов инфляции спекулятивные операции с валютой и краткосрочные кредиты перестали приносить сверхприбыли.

В  мировой  практике получили наибольшее распространение несколько форм финансово-промышленной интеграции.

а). Конгломерат – это разновидность концерна, возникающего в результате поглощения и слияния большого количества разнородных компаний, не имеющих ни функциональных связей (т.е. связей, обусловленных последовательностью выполнения операций производственного процесса) между собой, ни профилирующей специализации. Отличие конгломерата от концернов заключается в том, что участники конгломератов пользуются широкой автономией в производственной деятельности  и в осуществлении финансовой политики. Конгломераты могут включать в себя предприятия самых различных отраслей промышленности, сферы обслуживания. Например, в состав одного и того же конгломерата могут входить одновременно предприятия металлургические и фармацевтические, текстильные и строительные, страховые и туристические компании и т.п. Смысл создания подобных конгломератов заключается в том, чтобы, во-первых, максимально обезопасить вложенные в них средства, а, во-вторых, обеспечить устойчивое в масштабах всего объединения получение прибыли даже в тех случаях, когда кризисными явлениями в экономике могут быть захвачены отдельные предприятия того или иного конгломерата. Это выгодно как конгломерату в целом, так и отдельным входящим в него предприятия, поскольку временная убыточность входящей в конгломерат, например, гостиничной компании может быть перекрыта за счет более высоких прибылей, получаемых в то же время строительной компанией.

От обычного концерна конгломерат отличается не только большими масштабами диверсификации производства, но и большим объемом финансовых операций.

Диверсификация- разнообразие, одновременное развитие многих, не связанных друг с другом производств, расширение ассортимента производимых изделий. Диверсификация является современной формой концентрации производства и образования крупных многоотраслевых фирм.

В состав конгломерата входят мощные банковские структуры, при  поддержке которых можно осуществить  покупку контрольных пакетов  акций интересующих производственных и финансовых компаний. В качестве материнской компании конгломерата могут выступать концерн, банк или холдинговая компания. Цель создания – увеличение прибыли. Данный вид объединения, особенно широко представленный в экономике развитых стран в 60-е годы, стал уступать место ФПГ, обладающими возможностями более мобильного перемещения капитала, а также более эффективной концентрации на перспективных направлениях.

Следует подчеркнуть, что с течением времени, особенно в условиях перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике, факторы, ранее определявшие высокую конкурентность фирмы, превращаются в свою противоположность и начинают оказывать негативное воздействие на конкурентные позиции.

Так, в послевоенный период процесс диверсификации и  создание на этой основе многоотраслевых холдингов, ФПГ, конгломератов, достигших своего шика к середине 70-х годов, в рамках  мирового экономического развития рассматривался в качестве одного из важнейших рычагов повышения конкурентоспособности компаний.

В 80-е и особенно в 90-е годы в наиболее развитых странах в качестве решающих факторов конкурентоспособности уже выступают интенсивность внутренней конкуренции и децентрализация корпоративной деятельности, связанная с дедиверсификацией (специализацией) компаний.

В это время  начали активно развиваться процессы, связанные с расформированием конгломератов, освобождением от непрофильных производств и концентрацией усилий на основных видах деятельности, что, в конечном счете, усиливает интенсивность конкуренции на внутреннем рынке.

В настоящее  время Россия находится в своеобразной «противофазе» с мировой тенденцией. В условиях слабости контрактных  отношений, непрозрачности рынка и  информационного отставания процессы диверсификации и концентрации деятельности, формирования многоотраслевых холдингов  и ФПГ здесь усиливаются.

б). Холдинг – это чаще всего акционерная компания, использующая свой капитал

для приобретения контрольных пакетов акций других, дочерних АО с целью проведения единой политики и осуществления финансового  и хозяйственного контроля  за их работой, а также получения дохода на вложенный в акции капитал. Активы холдинга представлены акциями преимущественно других АО. Дочерние предприятия не могут владеть акциями самой холдинговой компании.

Выделяются  два основных типа холдинговых компаний:

  1. чистый  холдинг, создаваемый специально для вышеуказанных функций;
  2. смешанный, занимающийся, кроме того, и определенной предпринимательской деятельностью и создаваемый, как правило,  в связи с основанием промышленными и прочими компаниями дочерних фирм или поглощением ими других АО. Поэтому в широком смысле холдинговой компанией следует считать совокупность двух или более коммерческих организаций, в которой один из участников основное (материнское)  или преобладающее (участвующее) общество выполняет определенные руководящие функции на основе экономического преобладания в отношении других участников (дочерних или зависимых обществ).

Во главе  холдинговой компании стоит так  называемая компания- держатель, имеющая  контрольные пакеты акций и действующая через нижестоящие, промежуточные компании. Чистые холдинги возглавляются, как правило, крупными банками, в то время как во главе смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение, связанное с производством.

Образование холдинговых структур происходит двумя путями:

1).по инициативе  и под контролем государственных  органов;

2).в процессе  слияния и поглощения   АО  посредством выкупа контрольного  пакета акций.

В России используются оба пути, при этом многие холдинги, созданные государством, в настоящее время проводят активную политику в соответствующих отраслях (преимущественно топливно-энергетического комплекса) и на фондовом рынке, а кроме того, сами властные структуры как федеральные так и субъектов РФ принимают активное участие в борьбе за контрольные пакеты акций приватизированных предприятий, за право, за право осуществлять контроль и руководство их деятельностью.

В условиях рыночной экономики холдинги в России возникли не только в процессе приватизации, но и в результате интеграции нескольких организаций одной отрасли (например, нефтяные компании АО «ЮКОС», АО «Сиданко»). Попытки создания крупных холдингов вместо упраздняемых министерств не увенчались успехом, тем не менее опыт показывает, что целый ряд холдинговых структур, формировавшихся с учетом особенностей и нужд конкретных отраслей, сумели не только выжить, но и занять уже в условиях рыночных отношений доминирующее положение на соответствующих рынках.К их числу можно отнести, например, такие крупнейшие холдинги, как российские АО РАО 

«ЕЭС России»  и «Газпром». Они изначально были нацелены на монополизацию соответствующих  отраслей, поскольку их функционирование неразрывно связано с такими естественными  монополиями, как трубопроводный транспорт  и энергетические сети. Естественно, что организационные структуры управления этими корпорациями должны соответствовать задачам удержания уже имеющихся рынков и приобретения новых, т.е укрепления преобладающего положения данных корпораций на соответствующих рынках. Вследствие этого российские корпорации холдингового типа, изначально возникшие как форма реорганизации гос. хозяйствующих субъектов, входивших в соответствующие отраслевые системы, объективно стали организационно-правовой формой усиления монополизации в соответствующих отраслях.

Имеются также  холдинговые компании, возникшие  в результате и межотраслевой  интеграции (н-р, компания АО «Лукойл», распространяющая свою деятельность  в нефтяной отрасли, сфере машиностроения, фармацевтике и пр.).

Оформившиеся  в российской экономике к настоящему времени корпорации холдингового типа можно подразделить на четыре основные категории:

  1. Государственные холдинговые структуры. Это холдинги, в которых государство владеет определенной долей уставного капитала (не обязательно контрольным пакетом акций). Среди этих образований наряду с РАО «ЕЭС России» и АО «Газпром» можно отметить гос. корпорации РАО «Росуголь», Российская металлургия», «Связьинвест», ряд министерств и ведомств, преобразовавшихся в АО.
  2. Холдинги в интегрированных компаниях. В основном это компании, возникшие на базе вертикальной или горизонтальной интеграции нескольких предприятий одной отрасли. Типичными здесь являются корпорации, сложившиеся в результате интеграции предприятий нефтяной промышленности (компании «ЮКОС», «Сиданко» и др.) Государство имеет в уставных капиталах ряда интегрированных компаний свою долю, однако соответствующие госпакеты акций предназначены для продажи.
  3. Холдинги в конгломератах. В России в качестве таковых можно рассматривать АО, возникшие на базе межотраслевой интеграции. Этот тип компаний распространен мало, но отдельные структуры такого рода уже есть (АО «Лукойл»).
  4. Банковские холдинговые структуры. В наших условиях это промышленные корпорации, находящиеся под банковским контролем. Этот контроль развит пока недостаточно, но в основном из-за существующих нормативных ограничений на приобретение банками контрольных пакетов акций других АО. В качестве примера банковского контроля над промышленными предприятиями можно привести акционерный контроль ОНЭКСИМбанка  над РАО «Норильский никель» в рамках финансово-промышленной группы Интеррос.

Холдинговые компании как форма организации крупного бизнеса имеют значительные преимущества  перед другими способами концентрации капитала, заключающиеся в следующем:

1.В повышении  устойчивости бизнеса, снижении рисков потерь собственности объединения. Рискованные операции могут быть перенесены в дочерние фирмы, т.к. будучи самостоятельными юридическими лицами, они несут ответственность только принадлежащим им имуществом.

2.В возможности централизации целого ряда функций и за счет этого экономии управленческих затрат. В частности основные общества выполняют такие обязанности как планирование, организация финансовых потоков, централизованный бухучет, правовое обеспечение, кадровая политика, информационное обеспечение, статистика, маркетинг и организация сбыта.

3.В обеспечение  единой внутри холдинговой компании  налоговой и финансовой политики. Корпоративные схемы налоговой  политики, направленные на снижение  налогов, могут быть основаны, в частности, на «трансфертном» ценообразовании.

4. В обеспечении  конфиденциальности контроля. В  холдинге на верхушке «холдинговой  пирамиды» может быть общество, созданное отдельными лицами, чей  реальный контроль через органы  управления основного общества  практически скрыт ( и может быть выявлен только через систему аффилированных лиц)

5.Вхождение  в холдинг ранее независимых  структур позволяет им значительно  расширить свои инвестиционные  возможности, использовать увеличение  размеров производства и сбыта,  упростить расчеты между собой, сохранить и развить свои производственные связи, диверсифицировать производство, обеспечить в конечном счете свою устойчивость и выживаемость, успешнее конкурировать на международном рынке. Для вошедших в крупную холдинговую систему вероятность банкротства почти исключена.

Так, после распада  СССР в России холдинги и другие объединения создавались не только ради прибыли, но и для сохранения прежних производственных связей и  взаимопомощи, без которых не могли  бы функционировать многие отрасли экономики. Перечисляя в распоряжение холдинга части прибыли, предприятия получали взамен поддержку при заключении договоров на поставку сырья и материалов, топлива и других средств производства, а также помощь при организации сбыта своих изделий. Имея свои банки или крупные суммы на счетах в других банках, холдинги предоставляют дочерним фирмам льготные кредиты, оказывают  помощь в вопросах технического  перевооружения производства.

 Российские  холдинги до недавнего времени  в основном базировались на государственной собственности ( в отличие от зарубежных, являющихся в подавляющем большинстве, частными корпорациями) и соответственно создавались гос. органами - либо путем выделения из состава существующего крупного предприятия подразделений в качестве самостоятельных юридических лиц и преобразования их в дочерние предприятия, либо объединением пакетов акций юридически самостоятельных предприятий или учреждением новых АО. В подобных управленческих структурах, формировавшихся с целью сохранить объединения предприятий, поддержать сложившиеся технологические цепочки и кооперативные связи между ними, предполагается жесткое подчинение дочерних предприятий материнской компании, что создает опасность возрождения административных методов управления, а, кроме того, в условиях слабого антимонопольного законодательства, превращения холдингов в монопольные структуры.

Эти и другие отрицательные явления, связанные  с функционированием холдингов ( возможность ущемления интересов  акционеров дочерних компаний, снижение гарантий кредиторам) должен нивелироваться мерами государственного правового регулирования.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности