Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций
Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .
1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………
Преимуществами ООО являются следующие моменты:
К отрицательным особенностям ООО ( кроме отмеченной выше) можно отнести следующие:
Общество с дополнительной ответственностью, по сути, является разновидностью ООО с распространением на него всех общих правил такого общества. Однако ответственность участников общества с дополнительной ответственностью значительно расширена - они солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам общества. Но размер их ответственности ( в отличие от полных товарищей) ограничен, и касается не всего их личного имущества, а лишь его части – в одинаковом для всех кратном размере к стоимости внесенных ими вкладов в уставной капитал (например, трех- или пятикратном – как это зафиксировано в учредительных документах). При банкротстве одного их участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Понятно, что на создание таких обществ предприниматели идут неохотно. В остальном такое общество ничем существенно не отличается от ООО, а их преимущества и недостатки во многом совпадают.
Рассмотренные
выше организационно-правовые формы
предпринимательства
В ходе реализации программы приватизации акционерные общества (АО) получили, пожалуй, наибольшее распространение. Только в Санкт-Петербурге их было создано свыше 800, при этом не всегда учитывалось, что данная конструкция, выработанная коммерческой практикой для централизации капитала, была и остается формой крупного бизнеса. Иногда в АО преобразовывались совсем небольшие хозяйства, что дискредитировало саму идею акционирования. Мировой опыт свидетельствует об эффективности такой формы предпринимательства в решении крупных технических, организационных, транспортных и других производственных проблем. На долю АО в развитых странах приходится 30-40% производственных фондов, в США в них создается свыше 80% валового национального продукта. Акционирование компании – это, по существу, продажа компании определенному кругу владельцев (акционеров). Акционирование в современной России – это не только форма разгосударствления собственности. Любой предприниматель, любая фирма в рыночной экономике постоянно нуждается в капитале. Акции позволяют аккумулировать свободные денежные средства граждан и юридических лиц, использовать их в качестве инвестиций, демократизировать процесс управления. Кроме того, свободное приобретение и отчуждение акций на фондовых биржах создает возможность быстрого перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся рыночной конъюнктурой, а в известной мере – и с целями развития отраслей народного хозяйства. При других же формах организации предпринимательства это невозможно.
Вместе с
тем, как показывает практика, существует
и большая опасность
Порядок создания и правовое положение АО, права и обязанности акционеров регламентируются Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах», введенным в действие с 1 января 1996г. (в ред. от 21.03.2002). Новый закон имеет большое значение для дальнейшего развития акционерной формы хозяйствования и выгодно отличается от предшествующих нормативных документов, регламентировавших деятельность АО, поскольку:
В соответствии с данным законом акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций – и в этом сходство АО с ООО. Принципиальным же отличием АО от ООО является то, что выход из АО возможен только путем продажи или иной передаче права собственности на акции, при этом акционер получает устраивающую его сумму денег или иное имущество от нового владельца акций, а не от общества. При выходе из общества он, как правило, не может написать заявление с требованием выплаты ему обществом стоимости его вклада (акций), что вправе осуществить участник ООО. Поэтому АО исторически возникло как более устойчивая форма организации, финансовое и имущественное положение которой независимо от волеизъявления отдельных акционеров и имущество которой нельзя «растащить» посредством выхода акционеров из общества.
Правда, для защиты прав акционеров законом предусмотрен выкуп акций по требованию участников, не согласных с реорганизацией общества, изменением устава или совершением особо крупной сделки, могущей ущемить их интересы. Выкуп акций осуществляется по их рыночной стоимости, и на это может быть направлено до 10% стоимости чистых активов общества.
Есть еще одна положительная особенность АО: необходимо проведение ежегодных общих собраний акционеров, на которых представляется подробный отчет о деятельности АО за прошедший год. Это делает управление обществом более прозрачным.
Отличие АО от ООО – и в организации уставного капитала. В уставном капитале АО имеется полное равенство долей и обязательное их оформление акциями.
Учредительным документом АО является его устав, а в роли учредителя выступают граждане и (или) юридические лица, причем общество может быть создано одним лицом и состоять из одного лица.
У АО имеются и отрицательные особенности:
- разделение
уставного капитала АО на
- АО обязано вести реестр акционеров, где регистрируются все действия с акциями, а также начисление и выплата дивидендов;
- в связи
с более сложной структурой
управление обществом не
АО может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе. Открытое АО проводит без ограничений подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу, а его участники могут отчуждать свои акции без согласия акционеров. Согласно ГК Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего обозрения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, что дает возможность акционерам знакомиться с деятельностью АО и контролировать ее. Как уже отмечалось, именно преобразование государственных предприятий в открытые АО стало приоритетным направлением приватизации в России.
Положительные моменты ОАО:
- максимальное
число участников ОАО не
- возможны дополнительные выпуски акций для увеличения оборотных средств общества. Это позволяет привлечь значительные финансовые средства, распыленные среди мелких акционеров.
Организационные особенности:
- минимальный уставной капитал – 1000 МРОТ;
- акционеры
ОАО имеют право продать свои
акции любым лицам без
Закрытое АО отличается тем, что его акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на свои акции, либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц, привлекая тем самым сторонние капиталы, а его участники имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами. Число учредителей и число акционеров закрытого АО по закону не должно превышать пятидесяти. В противном случае общество подлежит преобразованию в открытое АО в течение года; при невыполнении же этого условия оно может быть ликвидировано в судебном порядке.
Для закрытых
АО обнародование сведений о
своей деятельности не
Положительные моменты ЗАО:
-акционеры ЗАО имеют преимущественное право на выкуп акций у акционера, выходящего из общества;
- подписка на
акции в случае их
Организационные особенности ЗАО:
- максимальное количество участников ЗАО- 50 физических и юридических лиц;
- минимальный уставной капитал – 100 МРОТ.
Данная организационно-правовая
форма предпринимательской
Уставный капитал ЗАО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, причем номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинакова. Для гарантий интересов кредиторов законом установлено, что минимальный уставной капитал открытого АО должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, а закрытого АО – не менее стократной суммы этого размера на дату регистрации общества.
Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем определенной суммы денег в капитал АО и дающая право на получение ежегодного дохода – дивиденда из прибылей указанного общества. Все акции общества являются именными. Наряду с обыкновенными (или простыми) общество вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. При этом номинальная стоимость последних не должна превышать 25% от уставного капитала общества. Владельцы привилегированных акций не имеют, как правило, права голоса на общем собрании акционеров, но зато независимо от результатов работы АО получают заранее установленный фиксированный дивиденд, определяемый в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Кроме того, эти акции дают преимущества их держателям при распределении стоимости имущества в случае ликвидации общества (первоочередность выплат). Владельцы привилегированных акций получают право голоса на собрании, если решаются вопросы о реорганизации или ликвидации общества, а также в случае неполной выплаты дивидендов по их акциям.
Обыкновенные
акции наделяют владельца полномочиями
при решении вопросов на собрании
акционеров и дают ему число голосов,
соответствующее числу его
Дивиденды по ним колеблются в зависимости от прибыли акционерного общества. В странах с рыночной системой хозяйствования курс акций компании находится в прямой зависимости от получаемого по ним дивиденда и в обратной зависимости от величины процентных ставок в данный момент.
Классическая формула определения курсовой стоимости акции:
К=Dх100%/П,
где К – курс акции;
D - дивиденд;
П – ставка банковского
Можно считать и по-другому:
К=ЧПрх100%/С,
где ЧПр – чистая прибыль акционерного общества за год ( на одну акцию);
С – средняя депозитная ставка за двенадцать последних месяцев.
Кроме того, рыночная стоимость акций зависит и от ряда других факторов ( общей экономической ситуации, перспектив расширения производства и сбыта конкретной продукции, репутации руководства общества и т.д.).