Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по предмету

 

 

«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы  предпринимательской деятельности

 

1.Предпринимательство  как особый вид деятельности……………………………………...

3

            1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………

3

1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..

7

1.3 Организационно-правовые  формы предпринимательства.………………………

12

1.4  Объединения  предприятий – коммерческих организаций………………………

27

1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...

36

2. Основы экономики,  организации и планирования предпринимательской

деятельности…………………………………………………………………………………….

 

41

2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...

41

2.2 Основные  экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..

43

2.3 Налогообложение  бизнеса………………………………………………………….

46

2.4 Оплата труда  на предприятии……………………………………………………...

49

2.5 Сущность  и виды планов предприятия……………………………………………

51

2.6 Бизнес-план  предприятия………………………………………………………….

58

3. Порядок образования  и прекращения деятельности

субъектов предпринимательства………………………………………………………………

 

63

            3.1 Порядок образования……………………………………………………………….

63

            3.2 Лицензирование деятельности  предприятий……………………………………..

66

            3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………

68

4. Государственное  регулирование предпринимательской  деятельности………………….

70

4.1 Сущность  и методы государственного регулирования  социально-экономических процессов……………………………………………………………………...

 

70

5. Государственное  регулирование монополистической  деятельности…………………….

76

6.Государственное  регулирование отношений несостоятельности…………………………

79

7.Косвенное  экономическое регулирование деятельности  предприятий…………………..

84

8. Предпринимательский  риск…………………………………………………………………

90

8.1 Сущность  предпринимательского риска и  его классификация………………….

90

8.2 Объективные  и субъективные причины предпринимательского  риска………...

92

8.3 Определение  риска………………………………………………………………….

96

8.4 Функции предпринимательского  риска…………………………………………...

98

8.5 Классификация  предпринимательских рисков……………………………………

100


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предпринимательство  как особый вид деятельности.

 

1.1.Сущность, условия  формирования, среда.

Предпринимательство, как особый вид деятельности направленный на получение прибыли или социального  эффекта, известно с тех давних времен, когда начали развиваться торговля, товарно-денежные отношения, появились  купцы, ремесленники, ростовщики.

Основы теории предпринимательства  заложили в 18-19-х веках такие ученые, как Ф. Кене, Ж..Б. Сей, А. Смит, Д. Рекардо, а затем Й. Шумнетер, Ф. Хайек, А. Чаянов и другие.

Определений предпринимательства  достаточно много, в ГК РФ дается такое  определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» (см. 2 ГК РФ).

К  предпринимательству  относятся любые виды хозяйственной  деятельности, не запрещенные законом, включая различного рода услуги, коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

Именно многогранность  предпринимательства, этого важнейшего элемента рыночной системы, делает предпринимателя  в современных условиях ключевой фигурой, с активностью и способностями  которого связаны надежды на достижение стабильности и процветания общества.           Проведенные в Институте экономики РАН исследования по сравнительному анализу общественных систем в странах, сумевших вырваться вперед в своем социально-экономическом развитии за послевоенный период позволили выявить несколько важных условий такого подъема.

Прежде всего,  не бывает успеха без создания в стране целого слоя предприимчивых, деловых и энергичных людей, способных воплотить в жизнь возвышенную национальную идею, реализовать на практике свои коммерческие замыслы.

Кроме того,  успех немыслим    без объединения усилий руководства страны и предпринимательских кругов как естественных  и долговременных союзников в подъеме и развитии национальной экономики.

Наконец, нет и не будет успеха без формирования в обществе авторитета предпринимательской деятельности, уважения к успеху и богатству, рассмотрения самого хозяйственного успеха как самостоятельной и одной из высших социальных ценностей.

К сожалению, в  России после 1917 года был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление  в предпринимательство внесла НЭП (в 1921-1926гг.), однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается- вплоть до начала его реанимации в 1990г.

С того момента, когда частная собственность  и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, кооперативов и других форм деятельности предприятий.

По состоянию  на 01.01.2002г. в России насчитывалось 10000 АО, более 1300 коммерческих банков, были представлены также и другие предпринимательские  структуры. Из общего числа 3.593,8 тысяч предприятий и организаций- 2.725,9 тысяч или 75,8 % находились в частной собственности.

Развитие и  достижение целей предпринимательской  деятельности предполагают наличие  и соблюдение определенных условий:

1.Новаторство  и новизна- неотделимые черты предпринимательства, поскольку выиграть в конкретной борьбе можно, лишь постоянно обновляя производство путем внедрения изобретений, новых технологий или организационных приемов;

2.Самостоятельность  и независимость хозяйствующих  объектов. Любой предприниматель должен быть свободен а выборе сферы хозяйственной деятельности, в принятии решений по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм. И главная задача государства состоит не в ограничении, а в обеспечении свободы хозяйственной деятельности, раскрепощении инициативы людей;

3.Экономическая  заинтересованность. Любой предприниматель  ориентируется  на достижение  коммерческого успеха, на систематическое  получение прибыли. Вместе с  тем, преследуя свои сугубо  личные интересы    получения  высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса.

Кроме того, есть примеры и бесприбыльного предпринимательства  в определенных сферах деятельности- культуры, экологии, здравоохранения, социального обеспечения, образования.

При соответствующей финансовой поддержке из бюджета или благотворительных фондов и пожертвований доход такого предприятия обеспечивает самоокупаемость, а достижение социального эффекта  позволяет снизить коммерческий риск  и завоевать престиж в обществе. Не распределяют  свой доход между учредителями предприятия общественных и религиозных организаций, направляя его на социальные и благотворительные цели и получая за это определенные налоговые льготы.

4.Хозяйственный  риск и ответственность. Предпринимательство обязательно предполагает ответственность за принимаемые решения, за их последствия и связанный с этим риск, который остается при любых самых выверенных расчетах. Никакую форму предпринимательства нельзя считать полностью застрахованной от неудач, провалов и убытков, поэтому предпринимателю нужно знать и владеть приемами, выработанными правовой, коммерческой и хозяйственной практикой, позволяющей ограничить или нейтрализовать отрицательные последствия всех видов риска, в частности, путем использования различных форм страхования.

 

Среда функционирования предпринимательской  деятельности.

Предпринимательство, как и любое экономическое  явление, существует в определенной среде. Можно выделить внешнее окружение(макросреду), которое представлено факторами, воздействующими извне на предпринимательство, и внутреннюю (микросреду), контролируемую самим предприятием.

Внешняя среда практически не подчиняется управляющим воздействиям предпринимателя, и он должен принимать ее как данность, приспосабливая свой бизнес к существующим условиям.

Самым важным из внешних параметров- это экономическая ситуация. Она определяет уровень жизни, возможности потребителей, виды потребляемых товаров и услуг, объемы спроса и перспективы их изменения, она обуславливает стратегию поведения на рынке с учетом конкуренции, т.к. определяет критерии, которым следует соответствовать и стремиться превзойти. Она влияет на состояние рынка труда, наличие или недостаток рабочей силы и, следовательно, на уровень заработной платы. Она определяет возможность материального обеспечения производства и условия получения заемных средств, без которых, как правило, трудно не только начинать свое дело, но и развивать его. На экономическую ситуацию, в свою очередь, влияет политический климат. Способы управления экономикой, перспективы развития рынка оказываются результатом политики находящегося у власти правительства.

Большое значение для развития предпринимательства  имеет правовая среда.

Законодательные органы, исполнительная власть, отраслевые и региональные руководящие структуры принимают и контролируют ход выполнения законов, указов, постановлений, инструкций, которыми регулируются нормы и ограничения хозяйственного поведения. Этими документами устанавливаются правила учреждения и регистрации предприятий, особенности их организационно-правовых норм, требования к ведению хозяйственной документации, налогообложение, нормы амортизации, формы оплаты и охраны труда, ценообразование и многое другое, что должен знать и выполнять предприниматель.

В развитых странах  система законов, действующих в сфере предпринимательства, складывалась в течение многих лет и даже десятилетий. В предпринимательской же сфере России такая система только начинает складываться. Кроме того, Россию всегда отличал правовой нигилизм невысокая дисциплина самих граждан. Так, например, в 1996г. налоги в полном объеме исправно платили только 16 % юридических лиц.

Физическая  или  географическая среда отражающая природные условия страны, региона, также существенно влияет на особенности предпринимательства. Это и климатические, сезонные условия, обеспеченность дорожно-транспортной сетью, наличие энергетических ресурсов, доступность сырьевой базы, выход на внешние рынки и т.п. Все это сказывается на размещении предприятий, на уровне их расходов, на заработной плате.

Социально-культурная среда отражает нравственные и религиозные нормы, исторические и культурные традиции, демографическую ситуацию. Все это влияет на образ жизни, на потребность в тех или иных товарах, на вкусовые предпочтения и моду. Очень сильно это сказывается на уровне оплаты и отношении к интенсивности и условиям труда.

Технологическая среда, в свою очередь, характеризует уровень научно-технического потенциала, развития информационных систем и технологий, автоматизации отработки данных на разных ступенях производства и управления. Это, прежде всего влияет на уровень занятости, квалификацию работников и оплату труда, на расходы на НИОКР и др.

И, наконец, в  очень сильной степени на предпринимательскую  деятельность воздействует организационно-техническая среда, характеризуемая наличием и разнообразием элементов рыночной инфраструктуры. Это финансовые учреждения, в первую очередь, банки, поставщики сырья, оборудования, запчастей, сеть каналов сбыта, оптовая и различная торговля; биржи; транспортные фирмы; учреждения, предоставляющие консалтинговые, юридические, аудиторские, бухгалтерские услуги; информационные рекламные агентства; учебные и научные организации; агентства по исследованию и анализу рынка; центры занятости, службы безопасности и т.д.

Внутренняя среда (микросреда) бизнеса - это те структуры, связи и функции, которые могут быть реализованы непосредственно,на предприятии и контролируются самим предприятием.

Для нормального  хода коммерческой деятельности необходимо осуществлять определенные управленческие действия и иметь соответствующие подразделения, занимающиеся организацией их выполнения. Основные функции предпринимателя сводятся к следующему:

- производство;

- материально-техническое  обеспечение;

- управление  кадрами;

- ведение финансов и учета;

- маркетинг.

Производственная - это главная функция бизнеса. Остальные функции обеспечивают бизнес всем необходимым для непрерывного производства, а также сбыта продукции.

Так, материально-техническое  обеспечение предполагает приобретение на основании прямых договоров с изготовителями или через посредников (оптовых продавцов, биржи и т.п.) или в розничной торговле сырья, оборудования, транспортных средств, запасных частей и агрегатов, топлива и всего остального, что потребляется в процессе хозяйственной деятельности.

Управление  кадрами решает вопросы, связанные  с приемом и увольнением работников, их обучением и оплатой труда, повышением квалификации и продвижением по службе, материальным и моральным  стимулированием.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности