Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций
Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .
1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………
Данный раздел содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам планируемого пятилетнего периода.
8. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом.
9. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность. Он включает такие направления, как: охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использование земель, а также минеральных ресурсов.
Приведенный состав разделов среднесрочного плана может изменяться в зависимости от размеров предприятия, сложности его структуры, программной цели и форм собственности.
Процедура разработки среднесрочного тана состоит из следующих этапов:
1. На первом этапе уточняются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются производственные мощности. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу.
На основе производственной программы вырабатывается программа инвестиционной деятельности предприятия, в которой также учитываются расходы на охрану окружающей среды, оценивается потребность в материальных и трудовых ресурсах.
2. На следующем этапе осуществляе
3. Завершающим этапом составления среднесрочного плана является составление финансового плана (бюджета) предприятия на основе расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.
Так
как большинство современных
предприятий в своей
Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты и разрабатывается в составе тех же разделов, что и среднесрочный план. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам. Исходными данными для его составления являются:
1. перспективный план развития предприятия;
2. изменения законодательной
3. отчеты предприятия за истекший год по производству, реализации и основным финансовым показателям, фактический спрос на продукцию;
4. планы-графики
инвестиционных затрат и
5. изобретения,
патенты, рационализаторские
Годовой план составляется в несколько этапов. Начинается планирование с формирования проекта годового плана. На этом этапе осуществляется анализ результатов года, предшествующего текущему, и результатов работы предприятия за первое полугодие текущего года, на основе чего производятся предварительные расчеты использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых возможностей предприятия с допущением, что все действия администрации предприятия в плановом периоде будут такими же, как в предшествующих. Целью предварительных расчетов является составление ориентировочной производственной программы па планируемый год, на основе которой будет составлен прогнозный расчет прибыли предприятия.
После учета внешних условий и внутренних перемен на предприятии предварительный расчет по прибыли принимает скорректированный вид и может являться основой для осуществления последующих этапов планирования. Расчеты, основанные на анализе предшествующего периода без рассмотрения возможных перемен в управлении предприятием, относятся к пассивной стадии планирования с точки зрения активности менеджеров фирмы.
Скорректированный расчет по прибыли принимает вид плана, который будет использован при составлении финансового плана. На основе финансового плана (баланса доходов и расходов) составляется плановый баланс предприятия на будущий год и производится анализ показателей прибыльности и ликвидности, (способности выполнить свои текущие обязательства), а также анализируется соотношение показателей рентабельности и ликвидности. Если эти показатели свидетельствуют о стабильном экономическом положении предприятия, план принимается.
На крупных предприятиях годовой план разрабатывается на основании предварительных расчетов структурных подразделений предприятия (цехов, филиалов). На средних и мелких предприятиях годовой план составляется в масштабе всего предприятия, а затем по каждому подразделению составляются годовые и квартальные планы. На большинстве предприятий не составляют годовых планов по цехам, а ограничиваются квартальными планами.
Планы отдельных подразделений должны полностью соответствовать годовому плану всего предприятия.
Итак, мы рассмотрели процесс текущего планирования на предприятии.
Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, то среднесрочное и текущее планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-производственное планирование - процессом их реализации.
Что
же представляет собой оперативно-
- разработка календарно-плановых нормативов производства (длительность производственного цикла, величина заделов, размер партий и т.п.) ;
- объемные расчеты загрузки оборудования и площадей;
составление оперативных программ основных производственных подразделений и заготовительных цехов;
- оперативный
управленческий учет и
- оперативное регулирование хода производства, своевременное выявление отклонений плана, разработка и реализация мер по их устранению.
В конечном
итоге оперативно-
- сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства,
- обеспечить равномерность и комплексность загрузки оборудования и площадей,
- четко
реагировать на любые отклонения,
возникающие в ходе
производственного процесса,
и тем самым создать предпосылки для ритмичной и эффективной
работы предприятия и его подразделений.
Оперативно-производственное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.п. Оно обеспечивает согласованность всех стадий производства, а также деятельности производственных и др. подразделений, с годовым планом предприятия.
Оперативно-производственное планирование осуществляется в два этапа.
1) На первом этапе на основе годовой производственной программы осуществляется разработка оперативных планов производства продукции. Этот этап называется оперативно-календарным планированием.
2) На втором этапе осуществляется постоянный непрерывный оперативно-производственный управленческий учет, контроль и регулирование выполнения планов за счет своевременного выявления и устранения возникающих в производственном процессе отклонений от заданного режима. Второй этап называется диспетчированием.
2.6 Бизнес-план предприятия.
При создании нового производства, реализации мероприятий по повышению эффективности действующего (например, выпуска новой продукции, внедрения новой техники, других нововведений), а также в случае необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов (кредитов, иностранных инвестиций и т.п.) возникает потребность в подробном анализе перспектив коммерческой деятельности предприятия, основой для которого не могут служить рассмотренные выше виды планов. Перспективные и текущие планы направлены на равномерное выполнение производственной программы в намеченные сроки и получение планируемого эффекта.
Документ, содержащий экономическое обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого мероприятия или проекта, называется бизнес-планом. В бизнес-плане анализируются проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Его назначение: помочь предпринимателю оценить свои возможности и перспективы, необходимые затраты и предполагаемые результаты, убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности выбранной деятельности. Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на вопросы: как начать свое дело, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, как скоро можно будет расплатиться с инвесторами, как уменьшить возможный риск, и, в конечном счете - стоит ли вообще браться за тот или иной проект.
Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя предприятия с привлечением консультантов со стороны. Готовых решений для его составления не существует. Каждый план имеет свои особенности в зависимости от сферы деятельности предприятия, рынков сбыта, организационных характеристик и т.д. Однако существуют и общие правила, которые рекомендуется соблюдать при подготовке бизнес-плана:
- оптимальный размер бизнес-плана не более 20-30 страниц;
- финансовые
показатели желательно
- бизнес-план не должен быть загроможден схемами и рисунками;
- бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы) и составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в нем интересующие его разделы, части, пункты.
Структура бизнес-плана строго не регламентирована. Она может быть различной: одна для начинающего предпринимателя, другая - для существующего предприятия. Бизнес-план может иметь 5, 8, 12, 18 и другое число разделов. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности и предусматривает будущие действия предприятия в сложных условиях рыночной экономики.
Титульный лист служит обложкой бизнес-плана и содержит следующую информацию:
- полное
название предприятия,
- данные
о владельце или об
- фамилию и подпись руководителя;
- печать предприятия;
- дату составления бизнес-плана;
- имена составителей;
- указание
на конфиденциальность
Пример: "План
содержит конфиденциальную информацию,
которая не воспроизводится, не передается
и не используется без предварительного
согласования с руководителем предприятия".
Иногда на титульном листе в двух-трех фразах указывается суть предлагаемого проекта, а также его совокупная стоимость. Примерная структура бизнес-плана выглядит так:
1. Резюме.
2. Фирма
(краткие сведения о предприяти
3. Товар
(характеристика производимого
4. Рынок (анализ и оценка рынка).
5. Стратегия маркетинга.
6. План производства.
7. Организация менеджмента.
8 Финансовый план.
1. Резюме.
Это сводный раздел
бизнес-плана, представляющий основные идеи и
содержание плана в сжатой форме (не более
3-4 страниц). Он должен быть
наиболее четким, лаконичным и убедительным,
так как ознакомление с ним должно дать
относительно полное представление о содержании всего
бизнес-плана, а от того, насколько благоприятное впечатление данный
раздел произведет на потенциальных инвесторов,
зависит его дальнейшее рассмотрение
и выделение финансовых средств. Резюме пишется после
разработки основных разделов бизнес-плана,
когда
достигнута полная
ясность во всех аспектах проекта. В нем
содержатся: