Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

- основная  цель проекта;

- краткая  характеристика и отличительные  особенности выпускаемой продукции (или другого конечного результата);

- пути  и способы достижения поставленных  целей;

- сумма,  необходимая для реализации проекта, и направления ее расходования;

- ожидаемые  финансово-экономические показатели  при реализации намеченных целей.

2. Фирма. В этом разделе содержатся основные характеристики предприятия, в частности: история его образования (год основания, стадии развития, перспективы и т.д.), организационно-правовая форма, учредители, вид деятельности (производство, торговля, сфера услуг и др.); управленческий персонал фирмы; режим работы; хозяйственные связи; производственная мощность и ее использование; финансовое положение; место 
нахождения; прошлые достижения (в том числе опыт участия в важных проектах) и сильные стороны в настоящее время. Если бизнес-план разработан для вновь создаваемого предприятия, у которого нет своей истории, то в этом разделе приводятся некоторые биографические данные учредителя (ей).

3. Товар. В данном разделе необходимо дать детальное описание предлагаемого продукта (работы, услуги) с указанием его основных качественных характеристик и преимуществ. В частности, необходимо максимально четко и ясно ответить на следующие вопросы:

- какие  потребности призван удовлетворять  проектируемый продукт (работа, услуга)?

- какие  оригинальные черты, отличия и  особенности имеются у продукта, благодаря которым ему может быть оказано потребительское предпочтение перед товарами конкурентов? Необходимо сказать и о его дизайне и упаковке, а также о жизненном цикле продукта;

- какими  патентами или авторскими свидетельствами  защищены особенности нового продукта, технологии и т.п.?

Очень важно иметь наглядное изображение или образец нового товара, так как очень трудно получить деньги под "чистую" идею. Необходимо также указать наиболее вероятную и минимально допустимую цену, по которой может продаваться новый товар. Необходимо кроме этого указать будущие цели по совершенствованию товара. Как вы будете использовать сильные стороны товара?

В данном разделе необходимо аргументировать, почему потребители выберут именно ваш продукт. Не следует бояться  описать его возможные недостатки, поскольку их знание поможет вашей фирме быть готовой к будущему.

4. Рынок. Это один из основных разделов бизнес-плана, так как успех предприятия изначально зависит от того, найдет ли ваш продукт своего покупателя. Это и самая обстоятельная часть плана (обычно до 7 страниц). Она определяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам. Здесь анализируется: тип рынка и роль на нем основных конкурентов, их сравнительный анализ, сегменты рынка (потенциальные клиенты), имеющие потребность в вашем продукте, - их пол, возраст, доходы, образование, вид занятий, географические факторы и факторы стиля жизни; что является для них мотивом совершения покупки: цена, качество, сервис и другие факторы; общая емкость рынка на 3-5 лет и прогноз его изменения, подтвержденный специальными маркетинговыми исследованиями; сильные и слабые стороны конкурирующей продукции с точки зрения цен, качества, сервисного обслуживания и т.д. (ее сходство и отличия от вашей продукции); предположительная ответная реакция конкурентов на ваш продукт (услугу); политика ценообразования (в том числе цены для оптовика и розничной цены); объем продаж (для первого года поквартально); ваша доля на рынке 3-5 лет; факторы риска и меры их нейтрализации (неплатежи, невозврат и пр.).

5. Стратегия маркетинга. Этот раздел бизнес-плана органически связан с предыдущим разделом. Многие специалисты считают его важнейшим в бизнес-плане, поскольку план маркетинга - это важнейший фактор долгосрочного успеха всякого предпринимательского начинания. Раздел отражает общий маркетинговый план разбития предприятия, стратегию проникновения на рынок и занятия ниши, стратегию роста предприятия, каналы распределения продукции (поиск посредника в продвижении товара или услуги от производителя к потребителю), коммуникации (реклама и стимулирование сбыта). В каждом из возможных разделов: «ценообразование», «схема распространения товаров», «реклама» и др. на основе изучения и анализа массы данных намечаются конкретные пути достижения поставленной цели.

6. План производства. Этот раздел составляют при условии организации производства. Он включает следующие элементы:

-  общий объем производства и его распределение по структурным единицам фирмы;

- производственная  мощность, необходимая для его  обеспечения, и план ее наращивания (приобретение нового и замена старого оборудования, его поставщики или арендодатели);

- необходимые  сырье, материалы, комплектующие,  где, у кого и на каких условиях они будут закупаться и каков необходимый объем их поставок;

- принципиальная  сфера технологии производства и перспективы ее изменения;

- организация  контроля за качеством продукции  (услуг) на входе и выходе из технологического процесса, перспективы сертификации;

- трудовые ресурсы: необходимое количество и качество рабочей силы, мероприятия по обучению персонала.

Главная задача данного раздела - доказать, что предприятие в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества.

Если  предприятие является торговым или  предприятием сферы обслуживания, то данный раздел должен быть назван "Сбыт" и включать описание процессов закупки товара, его хранения и контроля, а также расчет потребности в складских помещениях.

7. Организация менеджмента. Это один из важнейших разделов бизнес-плана и сильно влияет на решение о размещении капиталовложений. Управленческий персонал - ключевой момент превращения коммерческой идеи в успешный бизнес. Именно люди будут реализовывать идею бизнес-плана в жизнь, поэтому руководящая команда должна иметь высокий уровень технической подготовки и деловой квалификации и достаточный практический опыт в том деле, которое она организует. В разделе описываются:

- организационная  структура управления на предприятии  (службы управления, их права и обязанности, подчиненность) и меры по ее совершенствованию;

- персональный состав руководства предприятия (биографии, характеристики и деловые рекомендации руководящего персонала);

- консультанты  и привлекаемые со стороны  специалисты, частные и общие функции, выполняемые ими;

- состав  занятых на предприятии, форма  занятости (постоянно, временно) и форма оплаты труда;

- мероприятия  по подготовке собственных кадров  и но привлечению (если необходимо) зарубежных специалистов.

8. Финансовый план. Данный раздел, помимо сведений о величине инвестиций (кредита) и их источниках, включает прогноз финансовых результатов, определение срока окупаемости проекта и расчет его рентабельности. Финансовый план содержит следующие подразделы.

I. План доходов и расходов. Он разрабатывается как минимум на три года вперед (данные за первый год - в месячной разбивке). На его основе осуществляется расчет ожидаемой чистой прибыли.

Основным  источником доходов большинства  предприятий являются продажи, поэтому для составления данного плана необходимо, прежде всего, рассчитать ожидаемый объем продаж, затем себестоимость реализованной продукции, суммарную прибыль от продаж, общепроизводительные расходы по видам, чистую прибыль.

П. План денежных поступлений и платежей. План денежной наличности также составляется на несколько лет вперед (с месячной разбивкой данных за первый год). Денежная наличность (деньги в кассе или на счету) - это не то же самое, что прибыль. Если прибыль - это разность между стоимостью продаж (доходами) и расходами, то денежная наличность - это разность между фактически полученными денежными средствами (реальными поступлениями) и фактически выплаченными деньгами (платежами). Изменяется объем денежной наличности только тогда, когда предприятие фактически получает платеж или само производит выплату. Поэтому рост прибыли предприятия (например, при продаже товара) не всегда означает одновременное поступление денег, поскольку оплата купленного товара может производиться не сразу - и наоборот. В результате зачастую вполне рентабельные предприятия (чаше всего новые) терпят банкротство из-за нехватки денежных средств в нужный момент. Следовательно, нельзя судить о мере своего дохода исключительно по уровню прибыли. Данный подраздел позволяет оценить количество денег, необходимых для вложения в проект в разбивке по времени, а также дает информацию о ликвидности предприятия (т.е. его способности своевременно погашать обязательства перед кредиторами за счет средств, находящихся на расчетном счете), с которой напрямую связана потребность в дальнейших инвестициях.

III. Баланс активов и пассивов. Баланс отражает состояние активов (стоимости имущества предприятия) и пассивов (денежных обязательств) предприятия на конец первого года его существования. Он представляет собой счет активов и пассивов, разность (сальдо) которых дает оценку стоимости собственного капитала предприятия. По этому документу надо провести анализ и оценить, какие суммы необходимо вложить в активы различных типов и за счет каких пассивов можно финансировать создание или приобретение данных активов.

На  основании данных, включенных в план доходов и расходов, можно определить норму безубыточности (или самоокупаемости) нового предприятия. Норма безубыточности — это минимальный объем продаж, при котором доходы и расходы предприятия равны, т.е. оно не получает прибыли, но и не несет убытков. Определяется данная величина по формуле:

Норма безубыточности   = постоянные издержки

                                                                                   цена                     переменные

                                                                                 единицы      -      издержки на

                                                                             продукции            единицу продукции

Продажа каждой следующей единицы продукции  будет приносить прибыль. Таким образом, при создании нового предприятия информация о том, когда именно предприниматель может рассчитывать на получение первой прибыли, поможет ему точнее определить необходимое количество средств для поддержки предприятия в начальный период.

Элементом финансового плана  является также план по источникам и использованию средств, показывающий, на что расходуются средства, полученные предприятием в качестве доходов от собственной хозяйственной деятельности и из других источников. Основное назначение такого плана - четко показать, из чего складываются средства предприятия и каким образом они тратятся (на прирост активов или на покрытие задолженности).

Каждое  предприятие в процессе своей  деятельности встречается с определенными  рисками, которые могут помешать осуществлению намеченных планов. Поэтому очень важно уже на начальном этапе определить возможные преграды и наметить меры по их преодолению. Многие фирмы включают в качестве одного из разделов своего бизнес-плана раздел, посвященный оценке, прогнозированию и управлению рисками (т.е. тому, что нужно сделать, чтобы эти риски свести к минимуму), анализу источников их покрытия. Спектр рисков очень обширный, но им нельзя пренебрегать. В бизнес-плане характеризуется каждый из возможных рисков:

- риски в хозяйственном цикле, связанные с покупкой сырья, ценами, производством, реализацией, неплатежами;

- политические  риски (связанные с политической  стабильностью в стране);

- риски,  связанные с другими условиями.

Раздел  должен отражать степень риска коммерческой неудачи для бизнеса, степень гарантии исполнения представленных в других разделах бизнес-плана данных по созданию и продаже выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

В приложении к бизнес-плану могут быть приведены  любые документы, на которые в тексте плана имеются ссылки и которые могут представлять интерес для потенциального инвестора (уже заключенные договоры, фотографии и рисунки предлагаемого продукта, деловые письма, документы и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

3.1 Порядок образования  субъектов предпринимательства

Порядок создания предприятия включает следующие  этапы:

1. Определение юридических или физических лиц, учреждающих организацию.

2. Выбор  организационно-правовой формы предпринимательства.

3. Подготовка  учредительных документов.

4. Государственная  регистрация юридического лица.

 

1 этап. Обязательное условие создания предприятия - наличие учредителя, т.е. того, кто это предприятие создает. Это могут быть физические или юридические лица, число и сочетание которых не ограничивается: гражданин, группа граждан, действующее предприятие (предприятия) любой формы собственности, общественная организация (организации), а также органы государственной власти.

   Кроме определения состава учредителей на первом этапе необходимо оценить имеющиеся средства, вносимые учредителями в уставный капитал (деньги, ценные бумаги, вещи или имущественные права, а также любые иные права, имеющие денежную оценку), поскольку это влияет на выбор организационно-правовых форм.

2 этап. Выбор  организационно-правовой формы предприятия  зависит не только от вида деятельности (производство, строительство, торговля, финансы и т.д.), намечаемого ее объема, правового регулирования предприятий (налогообложение, механизм распределения доходов и т.д.), преимуществ и недостатков различных организационно-правовых форм хозяйствования, но и от числа учредителей, величины первоначального 
капитала, уровня профессиональной подготовки работников, отношения учредителей к хозяйственным рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам и т.д.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности