Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

В России в условиях редкого сокращения государственных  расходов возможности использования данного регулятора крайне ограничены.

 

Государственное программирование

По мере усложнения задач, вставшим, перед госрегулированием  экономики, государству приходиться  сталкиваться с проблемами, относящимися не к единым явлениям, а к целым отраслям, регионам или сферам экономики. При этом гос. регулирование деятельности одного объекта  все  чаще оказывало воздействие на другие объекты, т.е. возникла необходимость комплексного  подхода к решению народнохозяйственных проблем. Так, например, чтобы оживить экономику района, находящегося в тяжелом положении, надо вложить капитал в его инфраструктуру, поддержать существующие виды производства  и стимулировать развитие новых отношений, для чего нужны средства и переквалификация рабочей силы. Но при этом следует учесть отток рабочей силы и капитала из соседних районов и ухудшение их экономического положения. Таким образом, одни цели и расходы  неизбежно влекли за собой  другие, а многие цели и инструменты их реализации оказываются несовместными или взаимоисключающими.

Все это вызывало появление государственных программ, направленных на решение конкретных задач.

Государственная экономическая программа – это  обеспеченный целевым финансированием  и правовой базой комплекс  иерархических  соподчиненных целей, связанных с решением  крупной народнохозяйственной или региональной задачи, а так же средство их достижения и органов, ответственных за их    исполнение в установленные сроки и контроль.

 

Формирование  и реализация таких программ называется гос. программированием.  

Программы увлечения  занятости, оживления экономики  целых районов, помощью отдельным  отраслям, характерны для гос. экономической  политики США, Англии, Швеции и других стран.

Непосредственно к программированию, как методу госрегулирования, примыкает планирование.

В отличие от директивного планирование, при котором  план экономического развития страны приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев  народного  хозяйства, общегосударственное планирование в ряде стран с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия, Япония и другие) носит индикативный характер. Разрабатываемые планы формально законами  не являются, представляют собой гос. программы, ориентирующие отдельные звенья экономической структуры  на их выполнение в общепринятых интересах.

 

Государственное предпринимательство.      

Неспособность рыночного механизма в определенных ситуациях решать задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного  хозяйства  дешевыми электроэнергиями и сырьем и т.п., реальное несрабатывание или отрицательный эффект рыночного механизма обуславливаемой необходимостью прямого вмешательства государства в экономику за счет государственного предпринимательства.

Государственное предпринимательство осуществляется в рамках сектора и связано с участием госпредприятий в производство и сбыте товаров и услуг.

Государственное предпринимательство включает создание государственных предприятий, и  управление  их производственной, экономической  и социальной деятельностью, осуществляемое либо государством непосредственно, либо через контрольные пакеты акций  АО. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общественные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование  научно – технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственный сектор служит фактором  экономического роста, залогом стабильности и устойчивости развития, гарантией сохранения национального  богатства.

Особенно необходимо государственное предпринимательство  в малорентабельных отраслях, которые  традиционно не представляют интереса для частного предпринимательства, но их развитие имеет огромное значение для отечественной экономики. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры, являющиеся естественными или неустранимыми  монополиями  (топливно-энергетический  комплекс, транспорт, связь), а, кроме того предприятия оборонного комплекса, но добыча драгоценных металлов и камней, по производству  алкогольной  продукции.

Таким образом, госсектор следует рассматривать  как дополнение к рыночному механизму, необходимое   для  быстрого и  эффективного решения глобальных и  частных народнохозяйственных задач, которые с помощью только рыночного механизма решить не удается. Масштабы огосударствления зависят от конкретных экономических  и исторических условий, состояние общества и других факторов. В развитых странах, где в настоящее время госсектор представлен достаточно широко, приватизация и национализация рассматривается как равнозначные факторы повышения эффективности использования собственности и чередуются в зависимости от складывающихся конкретных условий.

Требования  приватизации возникают, как правило, в периоды, когда положение в экономике страны относительно благоприятно  и многие гос. объекты  механически перевооружены.

В переходный период приватизация служит формированию экономического базиса нового общественного  строя, системы частной собственности, и осуществляется в значительной мере  административными средствами.

Национализация  служит мощным инструментом глобального  укрепления и стабилизации системы  рыночной экономики в критические  периоды ее развития  (кризис, послевоенная разруха и т.п.). Наряду с этим национализация преследует и конкретные цели, в частности, укрепление национальной безопасности.

Доля госсектора в национальной экономике может  меняться, временно сокращаться, либо повышаться, если  возникли, например, необходимость  в первопроходце, текущем не окупаемые затраты. Поэтому при оценке экономической эффективности госсектора необходимо учитывать, что он формировался в отраслях с высокой капиталоемкостью и не с целью получения высоких прибылей, а из народнохозяйственной необходимости, в частности, производства общественных благ, для создания лучшей инфраструктуры, дешевых  транспортны  услуг, водо-, газо- и электроснабжения.

Управление  госпредприятиями  имеет свои особенности  в различных странах. В большинстве  стран госпредприятия не имеют единого центра управления, а находятся в ведении отраслевых министерств по принадлежности. В ряде южноамериканских  стран существуют специальные министерства   по делам госпредприятий. Существуют варианты подчинения госпредприятием министерству экономики и финансов.

В целом основным недостатком прямых методов гос. регулирования экономики является  то что, они, нарушаю рыночную ситуацию, создают неожиданный дисбаланс  в состоянии неустойчивого равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Рынок успешно  выполняет свои функции, если его  механизм не встречает препятствий, искажающих условия функционирования. Монополия нарушает рыночную конкуренцию- главную движущую силу рыночной экономики, в ряде случаев своя ее на нет. В переходной экономике монополия может препятствовать формированию рыночных отношений.

Чем выше доля монополий  на рынке, т.е. предприятий, контролирующих такую долю рынка, которая позволяет  им, манипулируя объемом и родом, влиять на формирование рыночных цен, тем, соответственно, выше степень его монополизации и тем, менее конкурентным становиться рынок.

Как правило, странах, экономика которых длительное время  развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка  выше, чем в государствах с рыночной экономикой, и это ослабляет рыночную конкуренцию.

Так, в 2001г. в  промышленности России насчитывалось 243 предприятия-монополиста, на долю которых  приходилось 15,9% общего объема промышленного  производства. Наиболее высока доля предприятий-монополистов в объеме производства в черной металлургии – 68,6%, химической и нефтехимической промышленности (без химико-фармацевтической)–33,4%, машиностроении и металлообработке – 24,7%, малой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 17,1%.

  В этих условиях важнейшим фактором эффективного функционирования рынка является проведение целенаправленной антимонопольной  политики.

Система государственного антимонопольного регулирования, формируемая  во всех странах с рыночной экономикой. Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынок.

Первый закон, запрещающий монопольные соглашения был принят в Канаде в 1889г., а за ним в США – в 1890г.- закон  Шермана (широко известный как «хартия  экономической свободы»).В соответствии с этим законом создание монополии  рассматривалось как преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5 000 долларов ( в последствии он был повышен до 50 000 долларов) и тюремное заключение на срок до 1-го года.

Вскоре по этому  образцу был принят закон в  Австралии и Новой Зеландии. Закон  Шермана дополнился в 1914г., 1936г., 1959г.

Антимонопольные законы в странах Европы были приняты  в 30-х годах ХХ века ( Бельгия-1935г., Нидерланды-1935г., Дания – 1937г.).

Особый характер монополизма в экономике России обусловил и особенности создаваемого здесь с учетом мирового опыта антимонопольного законодательства.

Так, принятый в  марте 1991г.(в ред. от 09.10.2002г., № 182 –  ф.3) Закон РФ « О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» в  первую очередь направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством, что отличает его от подобного законодательства развитых стран, не ставящих этих целей. В частности, российский закон запрещает следующие действия органов управления:

  • принятие актов и совершение действий, ограничивающих самостоятельность предприятий и предпринимателей, если в результате их принятия ограничивается или устраняется конкуренция, необоснованно представляющая отдельным предприятиям льготы, необоснованно запрещается создание новых предприятий и т.п.;
  • заключение соглашений органов управлений между собой, либо между ними и каким-либо предприятием, препятствующих нормальному функционированию рынка ( в т.ч. о повышении или снижении цен (тарифов), об ограничении доступа на рынок или устранении с него каких-либо хозяйствующих субъектов и т.д.

В ожидании товаропроизводителей запрещаются действия ущемляющие интересы других производителей:

-    изъятие  товара из обращения с целью  создания или поддержания                                                                                                                                                                          

     дефицита  на рынке либо повышение цен;

-    создание  препятствий доступу на рынок  другим хозяйствующим                                                   

      субъектам;

-    установлением,  поддержание монопольно высоких  (низких) цен;

-   отказ  от заключения договоров с  определенными продавцами или  покупателями и пр.

При этом все  перечисленные ограничения действуют  только в отношении хоз. субъектов занимающих «доминирующие положение» (доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более).(В США- антимонопольное законодательство запрещает слияние и соглашение об установлении цен фирмам, совокупная рыночная доля которых превышает 15%).

Традиционным объектом государственного регулирования является деятельность так, называемых естественных монополий (естественных, потому что их образование происходит естественным образом).

Естественная  монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров (услуг) сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса не возможно или экономически неэффективно.

Например, нельзя установить в квартире два газопровода  от двух конкурирующих компаний или провести несколько линий теплопередачи, использовать какие-то альтернативные источники энергии и пр. кроме того в силу технологических особенностей данного производителя, по мере увеличение его объема существенно снижаются издержки производства на единицу товара. Отсюда одна структура может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм.

На  общенациональном уровне к естественным монополиям можно отнести, например, энергетическую систему, железные дороги и нефтегазопроводы ( три крупнейшие российские естественные монополии – «Газпром», РАО «ЕЭС России» и министерства путей сообщения ), на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную сеть, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным действие рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности