Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

Смысл  замещения  активов должника сводится к тому, чтобы продать акции созданного ОАО, а деньги, полученные от продажи акций, направить на удовлетворение требований кредиторов.

  • другие;

Накопление  должником денежных ресурсов в размере, достаточном для полного удовлетворения требований всех кредиторов, является экономическим основанием для перехода к расчетам с кредиторами. Правовым основанием для этого является соответствующее определение арбитражного суда. По окончанию расчетов с кредиторами  производство по делу  о банкротстве подлежит прекращению. В случае же ,если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами , арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

 

Т.О., цель у финансового  оздоровления и внешнего управления одинаковы - восстановление платежеспособности должника, но пути ее достижения различны. В процедуре финансового оздоровления руководитель и органы управления должника проводят мероприятия по погашению задолженности, имея различные обеспечения обязанность должника (залог, поручительство и т.п.)

В процедуре  внешнего управления все мероприятия  осуществляет внешний управляющий, а руководитель должен отстранятся  от  выполнения свих обязанностей.

 

4.  Конкурсное  производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, это такая стадия, когда о спасении должника речи уже не идет.

Срок этой стадии не может превышать ОДИН ГОД, но при  необходимости он может быть продлен арбитражным судом на ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ.

С даты открытия конкурсного производства наступают  следующие правовые последствия:

    • срок исполнения денежных обязательств, возникших до открытия конкурсного производства, и срок обязательных платежей должника считаются наступившими;
    • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени) процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
    • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относится к сведениям, признанными конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну, что исключает возможность заключения должником новых хозяйственных договоров;
    • совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается только через конкурсного управляющего в целях получения денежных средств для расчетов с кредиторами;
    • все требования кредиторов, уплата обязательных платежей, текущие обязательства должника ( судебные расходы, текущие коммунальные и эксплуатационные и т.п. платежи.) могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
    • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника, т.о. все имущество становится готовым для реализации;
    • другое;                                                                                                                                       

Кроме того с  даты принятия арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства, руководитель и иные органы управления должника и собственника ГУП или МУП отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению его имуществом.

Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного  управляющего, который принимает  в свое ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника, меры по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц – и все это для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий  приступает к продаже этого имущества на открытых торгах и производит расчеты с кредиторами.

После завершения расчетов конкурсный управляющий представляет отчет в арбитражный суд, который  выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия- должника.

 

  1. Мировое соглашение - это процедура банкротства применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях его прекращения путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении или прекращении обязательств (на основе взаимных уступок).

Процедура мирового соглашения позволяет должнику обеспечит  свои обязательства без применения ликвидации.

Мировое соглашение должно быть заключено в письменной форме и содержать информацию о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

Или о прекращении  обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации  или иные ценные бумаги, прощение долга и т.п.

Либо положение  об изменении сроков и порядка  уплаты обязательных платежей.

Органом социальной компетенции в сфере финансового оздоровления и банкротства является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФС ФО), положение о ФСФО утверждено постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  КОСВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ПРЕДПРИЯТИЙ.

 

К инструментам косвенного государственного экономического регулирования относятся:

    • Налоговое
    • Амортизационное
    • Кредитно-денежное
    • Валютное
    • Таможенное
    • Другие меры, направленные на создание условий для деятельности предприятий в желательном для государства направлениях.

Методы косвенного управления являются значительно более  мягкими, но одновременно более сложными и тонкими, нежели методы прямого  государственного регулирования.

Они в наименьшей степени затрагивают рыночный механизм.

В современный  период в развитых имеет место  сокращение прямого государственного вмешательства в экономические  процессы на более мягкие косвенные  методы.

Среди методов  косвенного регулирования к наиболее действенным и значимым чаще всего  относят – НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Среди многочисленных функций налоговой системы государства  выделяются две основные функции:

    1. ФИСКАЛЬНАЯ, предусматривающая использование налога в качестве дохода бюджета;
    2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ, предполагающая использование налога как экономического регулятора, стимулирующего экономическое развитие в соответствии с избранными государством направлениями.

Эти функции  при их реализации могут вступать в глубокое противоречие, т.к., с одной  стороны, перед государством стоит  задача максимального изъятия средств у предприятий, а с другой - стимулирование их деловой активности,  предполагающего сохранение мягкости налогообложения.

Следовательно необходимо установление рационального  соотношение ( относительного равновесия ) функций в налоговой политике государства.

В мировой практике к ГЛАВНЫМ МЕТОДАМ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ  относятся:                              

        - установление и изменение системы  налогообложения (т.е. совокупность  видов налогов, принятых в данной  стране, а также норм и правил, определяющих права и ответственность субъектов налоговых отношений);

        - повышение или понижение уровня  налоговых ставок и общего  уровня налого-вого бремени (т.е.  величины налоговой суммы, которую  платят налогоплательщики);

        - предоставление налоговых льгот.

Важную регулирующую роль имеет сама система налогообложения, применяемая правительством.

Например, введение в первые послевоенные годы в ФРГ  налога на занятость ( им облагалась сумма  заработной платы и жалования, выплачиваемая  работодателями) оказало сильное воздействие на структуру затрат компаний.

Предприниматели оказались заинтересованными экономить  на живом труде, а для этого  осуществлялась модернизация основного  капитала, внедрялись в производство новейшие достижения науки и техники.

Эффективность регулирующего воздействия налоговой  системы зависит и от того, какой  удельный вес в ней занимают отдельные  виды налогов.

Как известно, в  зависимости от метода взимания все  налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества  налогоплательщиков – юридических  и физических лиц (налоги на доходы граждан, предприятий, в т.ч. налог  на прибыль, на собственность, социальные взносы и налоги).

Косвенные налоги – это налоги на товары и слуги, взимаемая путем включения налога в цену товара или тариф (акцизы, НДС, НСП).

При реализации такого товара, полученные от фактических  плательщиков налоговые суммы перечисляются  в бюджет товаропроизводителем (продавцом).

   Большинство зарубежных налоговых систем в настоящее время основывается на прямых налогах, их доля в общих налоговых поступлениях в ведущих странах (кроме Франции и Италии) наиболее велика.

Фискальная  задача возлагается преимущественно  на косвенные налоги, поскольку от них труднее уклониться.

В большинстве  стран СНГ, в том числе в  России наибольшую долю в доходах  бюджета последние 5-6 лет составляют косвенные налоги, в первую очередь  – НДС и его доля продолжает расти.

Это говорит  о сугубо фискальной направленности налоговой системы РФ и приводит к катастрофическому падению налоговых поступлений.

При формировании эффективной системы налогообложения  важнейшей проблемой является не только выбор и рациональное сочетание  видов налогов, но и определение  оптимальных уровней налоговых ставок.

Резкое понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимулов хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной структуры.

Повышение  налогов – обычный способ борьбы с “перегревом” структуры рынка.

Изменяя налоговые  ставки на прибыль, государство может  создать дополнительные или уменьшить  существующие стимулы для капиталовложений и обновления производства, а маневрируя уровнем косвенных налогов –  воздействовать на фонд потребления и уровень цен.

Для большинства  развитых стран  в 80 – 90-е годы была характерна тенденция либерализации  прямого налогообложения – прежде всего снижения ставок налогов на прибыль предприятий и индивидуального  подоходного налога.

В России же этого не происходило.

Сегодня большинство  экономистов сходятся в том, что  в странах СНГ установлено  слишком высокое налоговое бремя, – например, общие налоговые изъятия  из прибыли промышленных предприятий  превышают порой 100%.

Следствием  этого является, сокращения производства, низкий уровень сбора налогов, увеличение в экономике доли “теневого” сектора, утечка капитала и т.д.

      Основным инструментом налогового  регулирования в развитых странах,  обеспечивающим гибкость налогообложения,  является система налоговых ЛЬГОТ, предоставляющая собой освобождение от налогов средств, направляемых на определенные цели, соответствующие задачам государственной экономической политики.

Прежде всего, имеется в виду освобождение или  скидка с налога на прибыль предприятия, т.к. именно прибыль – главная мотивация хозяйственной деятельности и основной фактор развития, следовательно, низки ставки налога на прибыль являются наиболее значимым стимулом.

        В развитых странах наиболее  значительные вычеты из налогооблагаемой прибыли предоставляются предприятиям, направляющим ее на капиталовложения, научны исследования и внедрения их достижений.

Стали практиковаться и скидки с налога на прибыль, направляемую на создание новых рабочих мест и  охрану окружающей среды.

        Большинство целей государственного  регулирования экономики достигается  за счет целенаправленного стимулирования  капиталовложений, т.к. от масштабов  обновления и расширения основного  капитала зависят в основном  темпы роста, состояния конъюнктуры,  занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций – отраслевая и региональная структуры, темпы и направленность НИОКР.

       Поощряемое государством выведение  прибили от налогообложения с  условием ее обязательного использования для инвестиций  не только сокращает сроки по упрощению капитализации прибыли но и дает регулирующим органам возможность воздействовать на цикл, структуру народного хозяйства, занятость и научно- технический прогресс.

      Разновидностью налоговых льгот  является НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ (отсрочка уплаты налогов без начисления процента, т.е. фактически предоставленный кредит).

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности