Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по  решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными  документами;

- в  связи с истечением сроков, на  которые создано юридическое лицо;

- в  связи с достижением цели, ради которой было создано юридическое лицо;

- в  случае признания судом недействительной  регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- по  решению суда в случае осуществления  деятельности без лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или однократным грубым нарушением закона или правовых актов, а так же в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими правовыми актами;

- вследствие  признания судом юридического  лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Началом ликвидации считается период, когда  органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, либо его учредителей направили (по Закону - в 3-х дневный срок) письменное сообщение в орган государственной регистрации. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе

ликвидации. С этого момента все практические дела осуществляет ликвидационная комиссия, которая назначается при принудительной ликвидации судом, при добровольной - инициатором выступают учредители и участники юридических лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (или о назначении ликвидатора), а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Основная задача ликвидационной комиссии:

а) сбор долгов юридическому лицу;

б) расчеты с кредиторами.

Для этого ликвидационная комиссия направляет извещение о предстоящей ликвидации юридического лица в орган печати (журнал, газету). Кроме того, ликвидационная комиссия должна направить персональное уведомление всем кредиторам о своих сроках погашения долгов. По истечении 2-х месяцев после публикации извещения в печати ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. К содержанию баланса предъявляются два основных требования. Он должен обязательно содержать информацию об имуществе ликвидируемого предприятия, а также о требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

Важным  при ликвидации являются сроки выплаты  долгов кредиторам.

Выплаты могут производиться только со дня  утверждения промежуточного баланса. После погашения долгов комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации предприятия, и согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию.

Ликвидационная  комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Ликвидация  юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственное  регулирование предпринимательской  деятельности

 

4.1 Сущность  и методы государственного регулирования  социально – экономических процессов.

  В условиях рыночных отношений по государственным регулированием экономики понимают систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых гос. учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся  экономическим условиям

  Как показал опыт, рыночная экономика может успешно функционировать только при условии эффективного государственного регулирования  социально-экономического процессов.

В западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции экономического регулирования – кейнсианство и монетаризм, - которые чаще всего противопоставляют друг другу.

В работе «Общая теория занятости процента денег» Дж. М. Кейнс утверждал, что система  внутреннего механизма, обеспечивающего  макроэкономического равновесие. Следовательно, необходимо активное вмешательство государства  в экономику в целях поддержания эффективного  спроса – предложения путем увеличения гос. расходов, расширения общественных работ и т. д.

В основе концепции  монетаризма, и представителем которого в 20 веке  считается лидер Чикагской экономической школы Милтон Фридмен, лежит идея о том, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономическое равновесия.

Монетаристы  объявляют государственное регулирование  вредным для развития предпринимательской инициативы и дестабилизирующим экономику. Поэтому они    призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, к использованию косвенных мер  воздействия на предложение – главным образом, через  варьирование размерами денежной массы.

Сегодня большинство  ученых – экономистов по существу согласны с тем, что абсолютизация  какого-либо одного из указанных подходов  безосновательно и необходимо рациональное сочинение рыночных механизмов и  госрегулирования. Разногласия, возникаемые    лишь  по вопросу о направлениях, масштабах инструментах госрегулирования.

Мировая практика показала, что с ростом масштабов  производства и темпов изменения  его отраслевой структуры возникают  трудности  в достижении сбалансированности экономики.

И при ориентации на саморегулирование рынка может привести к возникновению серьезных диспропорций в развитии отраслей и регионов и даже глобальных провалов в социально-экономическом развитии. Рынок неспособен автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина и в отдельных случаях неспособен обеспечить достижения максимально возможной эффективности.

Он не обеспечивает социально справедливые распределение  по труду, не гарантирует права на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал  в такие отрасли и такие  проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но  жизненно    не обходимо для общества и государства.

Все это обуславливает  необходимость гос. регулирования  экономики. Неслучайно в течение  более чем 100 последних лет в  большинстве промышленно развитых стран мира экономические функции  государства неизменно расширялись, а его роль в экономике усиливались.

Вообще же опыт развитых стран показывает, что в  условиях реформирования экономики, в  кризисных условиях роль государства  возрастает, а в период стабильности и оживления – снижается.

При становлении  рыночных отношений, особенно в условиях кризиса, роль государства должна быть значительной, а вмешательство в экономику позволит быстрее преодолеть  кризис и обеспечить экономический рост.

Основные функции государственного регулирования рыночной экономики:

- стабилизационная, призванная обеспечить  необходимый уровень занятости населения и относительную стабильность цен, а так же стимулирование экономического роста. Государство обеспечивает стабилизацию экономики, борется с инфляцией, пытается влиять на состояние безработицы и т.п. путем проведения, прежде всего бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики; 

- перераспределение    доходов, с целью более справедливого распределение доходов в обществе, уменьшение или устранение социального неравенства, обеспечение нетрудоспособных, решения общенациональных задач в области здравоохранения, образования, демографического развития и т. п.;

- перераспределение ресурсов (финансовых, материальных, трудовых)  в целях поддержания оптимальных для данной системы межотраслевых пропорций (инвестиционные, налоговые льготы, госзаказы и т.п.)

Главной задачей   гос. регулирования в развитых странах становится  обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке, ее международной конкурентоспособности - прежде всего на основе, во-первых, обеспечения нормального функционирования рыночного механизма, развития   конкурентной среды, формирования наиболее благоприятных условий для предпринимательства, во-вторых, - вмешательство государства в те сферы и области, где не справляется рынок.

Государство осуществляет свои функции через правительство  – исполнительный орган  государственной  власти, т.е. через властные структуры  в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных  органов, посредством которых осуществляется управление  и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов, нормативов и т.д.

Осуществляя регулирование  социально – экономических процессов, государство  использует систему  методов и инструментов. В мировой  практике используются экономические, правовые и административные методы государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Правовое  регулирование состоит в восстановлении государством правил «Экономической меры» для всех субъектов рынка.

Система законодательных  норм и правил определяет:

  -   формы  и права собственности:

  -   организационно  – правовые формы предприятий;

  -    условия заключения контрактов  и функционирование фирм 

  -    взаимные обязательства в области  отношений профсоюзов и работодателей;

  -   другие.

 

Административное регулирование (в основном это меры запрета, разрешения и принуждения). Включает в себя лицензирование (выдачу на определенных условиях лицензий на осуществление тех или иных видов деятельности);  квотирование  (количественное ограничение экспорта либо импорта, определенных видов товара); лимитирование (установление лимитов цен); антимонопольные запасы и др.

С помощью системы  административных цен осуществляется контроль над  ценами, доходами, ученой ставкой, валютным курсом и т. п.

Административные средства базируются на силе государственной власти и не связаны с материальной мотивацией. Они определяют не экономические условия  функционирования предприятий, а саму внешнюю возможность их функционирования.

В нормальном функционирующем  рыночном хозяйстве административные меры играют незначительную роль, т.к. они несвойственны рыночному механизму, но они становятся целесообразными, когда экономические средства оказываются недостаточными либо в чрезвычайных ситуациях.

В настоящие  время в ряде стран сфера действия административных мер   ограничивается охраной окружающей среды, социальной защитой населения (определением и поддержанием гарантированного минимума заработной платы, пенсий, пособий по безработицы, инвалидности и др.)

Методы государственного экономического регулирования наиболее адекватны во многом самонастраивающейся рыночной системе, при этом  предусматривается не прямое директивное решение, а воздействие на интересы объектов    управления, которое в свою  очередь может осуществляться прямыми и косвенными методами.

Целью прямых методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секретов экономики и групп населения.  Прямое экономическое регулирование включает в себя, как правило, три основных элемента:

      - государственные субсидии;

      - государственное программирование;

      - государственное предпринимательство.

Государственные субсидии – это безвозмездная ссуда, которая полностью или частично покрывает издержки производства производителя. Субсидии предоставляются, как правило, жизненно важным в экономической структуре страны отраслями, где функционирование предприятий недостаточно рентабельно или убыточно  (угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог). Такая ситуация возникает вследствие установления государственного лимита цен    на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периодах ухудшения экономической конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборонной техники, электроэнергии и др.)

Государственные субсидии так же необходимы для поддержки  и ускоренного развития приоритетных сфер деятельности; новых и конкурентоспособных, определяющих на данном этапе научно – технический процесс отраслей промышленности; новых технологий; малого и среднего предпринимательства и т.п. Как правило, на основе субсидий осуществляются поддержка некоторых научных учреждений, системы образования, подготовки кадров и т.п.

Однако этот метод прямого госрегулирования не свободен от недостатков, основан из которых являются невозможность эффективного централизованного контроля за целевым использованием выделяемых субсидий.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности