Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций

Краткое описание

Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .

Оглавление

1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции - Основы предпринимательской деятельности (ОПД).doc

— 2.15 Мб (Скачать)

17 августа 1995г. в РФ впервые был принят закон «О естественных монополиях». Согласно ему, естественная монополия- состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции, в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависят от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товара.

Государственное регулирование естественных монополий  фактически строится на тех же принципах  что регулирование в плановой экономике -государственные  органы управления определяют уровень цен  и тарифов, а так же основные параметры , характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Надо добавить, что в переходной период в экономике  применяется регулирование цен  не только субъектов естественных монополий, но и предприятий монополистов. Оно осуществляется различными методами, например, посредством установления фиксированных цен или так называемых предельных цен , когда предприятию установлен максимальный уровень, до которого он может повышать цену. Могут так же устанавливаться нормативы изменения цен (или их повышение на определенную величину) или нормативы рентабельности в цене товара.

Однако опыт западных стран показывает, что централизованное регулирование цен, как правило, блокирует действие конкурентного  ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать  ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограниченном секторе экономики, а именно, там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка и малоэффективны другие средства.

В основе же регулирования  деятельности предпринимательских  монополий за рубежом лежат иные принципы. Здесь государственное  регулирование не заменить, а защитить конкурентный рыночный механизм.

В России проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и  недобросовестной деятельности конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольным Комитетом который в сентябре 1998г. преобразован в Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ ), кроме того обеспечивает контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей о рекламе, регулирует деятельность субъектов естественных монополий.

Недобросовестная  конкуренция – любые направления  и приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности действия  хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (направленное распространение ложных, не точных или искаженных сведений о конкуренте; введение потребителя в заблуждение относительно характера, способы и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ  (БАНКРОТСТВА).

                                                                                                                  

 В РФ 27.09.02г был принят новый (уже третий) РЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, устанавливающий основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирующий порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротство), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредитов.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (в бюджет или внебюджетные фонды). Если есть внешние признаки банкротства в виде задержки платежей кредиторам и (или) обязательных платежей более 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, то можно говорить о банкротстве предприятия.

Заявление о  признании должника банкротом принимается  арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляющие не менее ста тысяч рублей (100 000 руб.). В этом случае к нему могут быть применены т.н. процедуры банкротства, т.е. мероприятия применяемые в отношении к предприятию – должнику. Основной целью данных мероприятий является разрешение имущественных споров между должником и кредитором.

Определены  следующие процедуры банкротства.

    • наблюдение;
    • финансовое оздоровление;
    • внешнее управление;
    • конкурсное производство;
    • мировое соглашение.

 

  1. Наблюдение – вводится арбитражным судом к должнику, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, в первую очередь, в целях обеспечения сохранности его имущества и проведения анализа его финансового состояния.

В этот период подготавливаются мероприятия, направленные либо на оздоровление  предприятия, либо на его ликвидацию. Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом утверждается временный управляющий, в основные обязанности которого входят:

    • обеспечение сохранности имущества должника;
    • проведение анализа его финансового состояния;
    • выявление его кредиторов;
    • ведение реестра требований кредиторов и др.

По окончании  процедуры наблюдения временный  управляющий предоставляет в  арбитражный суд отчет о своей  деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия – должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.

На основании  отчета и ходатайства первого  собрания кредиторов арбитражный суд  принимает одно из следующих решений:

    • о введении финансового оздоровления;
    • о введении внешнего управления;
    • о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
    • о заключении мирового соглашения.

После этого  наблюдения прекращаются.

 

2.    Финансовое  оздоровление – эта процедура  банкротства применяется к должнику  в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности.

Эта процедура  вводится арбитражным судом на срок не более чем два года, как правило  вводится в тех случаях, когда  учредители должника, собственник имущества  должника ГУПа или МУП, либо третьи лица предоставляют обеспечение исполнения должником обязательств, при этом предусматривается отсрочка или рассрочка уплаты обязательств, срок исполнения которых наступил.

Обеспечение исполнения обязательств выступает либо в виде залога (ипотеки), либо в виде банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и др.(кроме удержания задатка, неустойки).              

Если должник  не сумел погасить задолженность  в соответствии с графиком, она  погашается лицами, предоставившими  обеспечение.

На этой стадии органы управления должника (включая  и его руководителя) продолжают осуществлять свои полномочия. Вместе с этим арбитражным  судом утверждается административный управляющий, который обязан:

  • вести реестр требований кредиторов;
  • создавать собрания кредиторов;
  • рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления, который подготавливается учредителями должника, и утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств для погашения задолженности в соответствии со сроками графика погашения задолженности;
  • контролировать своевременность погашения задолженности и выполнения плана финансового оздоровления;
  • и другие.

Таким образом, если стадия наблюдения – консервативная стадия, основная цель которой – сберечь имущество и провести анализ финансового состояния должника, то стадия финансового оздоровления – это период решительных действий по восстановлению платежеспособности должника.

По итогам этого  этапа арбитражный суд принимает  один из следующих судебных актов:

  • решение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует;
  • решение о введении внешнего производства в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

 

  1. Внешнее управление – вводится в целях восстановления

платежеспособности  должника решением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Основанием  для назначения внешнего управления является установление реальной возможности  восстановления платежеспособности должника с целью продолжения его деятельности.

Внешнее управление осуществляет внешний управляющий, представляемый арбитражному суду советом  кредиторов.

В его обязанности  входит:

    • принятие в управление имущества должника и проведение его инвентаризации;
    • разработка плана внешнего управления и представление его для утверждения собранию кредиторов;
    • ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности;
    • принятие мер по взысканию задолженности перед должником;
    • реализация мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
    • и другие.

Внешний управляющий  не в праве распоряжаться имуществом должника, если это выходит за пределы  плана внешнего управления, и в  этом состоит основное и главное  ограничение правоспособности должника в период внешнего управления (это ограничение не касается сделок по текущим операциям).

С даты введения внешнего управления :

    • прекращаются полномочия руководителя и органов управления должника ( они переходят к внешнему управляющему);
    • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
    • вводится норма о том, что аресту на имущество должника и иные ограничения должника в части рассмотрения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
    • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (сроки которых наступили до введения внешнего управления);
    • и другие.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены  следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

    • перепрофилирование производства;
    • закрытие нерентабельных производств;
    • взыскание дебиторской задолженности;
    • продажа части имущества должника;
    • уступка прав требования должника (путем их продажи). У внешнего управляющего есть выбор из двух вариантов: либо взыскать дебиторскую задолженность, предъявляя иски к дебиторам должника, либо уступить право на взыскание дебиторской задолженности третьему лицу. Второй вариант предпочтительнее, так как он и проще и быстрее. Его единственный минус: невозможность уступить право требования за его полную стоимость;
    • исполнение обязательств должника собственником имущества (ГУПы, МУПы), учредителями должника либо третьими лицами;
    • увеличение УК должника за счет взносов участников и третьих лиц;
    • размещение дополнительных, обыкновенных акций должника;
    • продажа предприятия – должника. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения предприятия-должника;
    • замещение активов должника, проводимые путем создания на базе имущества должника одного или нескольких ОАО. Этот процесс можно назвать реструктуризацией должника. Учреждая дочерние ОАО, должник вносит в его УК свое имущество (т.е. активы: здания, сооружения, оборудование, другие материальные ценности) и приобретает все 100 % его акций. После этого в составе имущества должника, кроме акций вновь созданного ОАО, не остается каких-либо значительных активов, материальной базы, необходимой для ведения производственно- хозяйственной деятельности. Поэтому несмотря на то, что должник как юридическое лицо продолжает существовать, его права и обязанности по действующим трудовым договорам переходят к вновь созданному ОАО, которое становится работодателем по отношению к работникам должника. 

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности