Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курс лекций
Определений предпринимательства достаточно много, в ГК РФ дается такое определение предпринимательства: «Предпринимательство- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке» .
1.Предпринимательство как особый вид деятельности……………………………………...
1.1 Сущность, условие формирования, среда…………………………………………
1.2 Виды предпринимательства………………………………………………………..
1.3 Организационно-правовые формы предпринимательства.………………………
1.4 Объединения предприятий – коммерческих организаций………………………
1.5 Предпринимательство в сфере малого бизнеса…………………………………...
2. Основы экономики, организации и планирования предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………………………….
2.1 Капитал фирмы……………………………………………………………………...
2.2 Основные экономические категории: себестоимость, цена, прибыль…………..
2.3 Налогообложение бизнеса………………………………………………………….
2.4 Оплата труда на предприятии……………………………………………………...
2.5 Сущность и виды планов предприятия……………………………………………
2.6 Бизнес-план предприятия………………………………………………………….
3. Порядок образования и прекращения деятельности
субъектов предпринимательства………………………………………………………………
3.1 Порядок образования……………………………………………………………….
3.2 Лицензирование деятельности предприятий……………………………………..
3.3 Прекращение деятельности предприятия…………………………………………
4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………….
4.1 Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов……………………………………………………………………...
5. Государственное регулирование монополистической деятельности…………………….
6.Государственное регулирование отношений несостоятельности…………………………
7.Косвенное экономическое регулирование деятельности предприятий…………………..
8. Предпринимательский риск…………………………………………………………………
8.1 Сущность предпринимательского риска и его классификация………………….
8.2 Объективные и субъективные причины предпринимательского риска………...
8.3 Определение риска………………………………………………………………….
8.4 Функции предпринимательского риска…………………………………………...
8.5 Классификация предпринимательских рисков……………………………………
Выбор
формы предпринимательства
3 этап. После того,
как выбрана оптимальная организационно-правовая форма
предпринимательства, необходимо приступить
к разработке учредительных документов
- устава предприятия и договора учредителей. При этом
для организации полных товариществ и
товариществ на вере не требуется устава,
для АО, производственных кооперативов,
а также в других случаях
(ООО) при наличии одного учредителя необходим
только устав.
К учредительным документам предъявляются определенные требования (ст. 52 ГК, часть 1 и соответствующие законы). Так, в уставе должны быть сведения о наименовании, местонахождении, размере уставного капитала, организационно-правовой форме предприятия, а также о составе и компетенции его органов управления, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия и др.
В договоре учредителей обязательно должны быть сведения о наименовании и учредительном статусе учредителей, их местонахождении, местожительстве, государственной регистрации (для юридических лиц) и паспортные данные (для физических лиц), а также сведения о размере уставного капитала предприятия, долях участия, принадлежащих каждому учредителю, размере, порядке и способах внесения вкладов.
Наряду с этим оформляется протокол № 1 общего собрания учредителей об избрании руководящих контрольных органов предприятия. Затем открывается временный счет в банке для внесения вкладов в уставный капитал (или осуществляется внесение вкладов на счет одного из учредителей).
После того, как подготовлены необходимые учредительные документы создаваемого предприятия, необходимо зарегистрировать его по месту своего учреждения.
4 этап. Любое предприятие считается учрежденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти (городской или районной администрации, либо в регистрационной палате). Деятельность незарегистрированных предприятий запрещена, доходы от нее взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
Порядок
государственной регистрации
Согласно данному закону для государственной регистрации создаваемого юридического лица должны быть предоставлены непосредственно уполномоченным лицом либо направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения следующие документы:
- заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, и подписанное заявителем (в нем подтверждается, что учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что содержащиеся в них сведения достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации);
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
- выписку
из реестра иностранных юридиче
- документ об уплате
государственной пошлины.
Государственная регистрация предприятий
осуществляется по месту их нахождения
регистрирующим органом в срок не более
чем пять рабочих дней со дня представления
(получения) необходимых документов.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Моментом государственной
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации предоставляет сведения о государственной регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.
Особый
порядок государственной
Отказ в государственной регистрации предприятия допускается в случае:
а) непредставления определенных, настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Решение об отказе в государственной регистрации, содержащее основания отказа с обязательной ссылкой на указанные выше нарушения, направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации с уведомлением о вручении.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
3.2.
Лицензирование деятельности
В соответствии с Гражданским кодексом РФ отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии - документа, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и разрешающего ведение определенных видов деятельности на определенной территории. Лицензирование деятельности предприятий осуществляется в порядке, установленном Законом РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г., однако этот порядок не распространяется на конкретные виды деятельности, лицензирование которых было установлено иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего закона.
В законе установлено, что к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Установленный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержит более 100 наименований.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляют лицензирующие органы. Они, в частности, осуществляют следующие полномочия: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий; ведение реестра лицензий; контроль за соблюдением лицензий; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление своих полномочий, указанных выше.
Лицензия выдается отдельно на каждый
лицензируемый вид деятельности
Для получения лицензии ее соискатель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) должен предоставить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о предоставление лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (для юридического лица); лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять;
- копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- документ,
подтверждающий уплату
- сведения о квалификации
работников соискателя лицензии.
Лицензирующий орган
принимает решение о предоставлении
или об отказе в предоставлении лицензии
в срок, не превышающий шестидесяти дней
со дня поступления заявления о предоставлении
со всеми необходимыми документами.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
- наличие в документах, предоставленных, соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Соискатель лицензий имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
Лицензирующие органы вправе приостанавливать (на срок не более чем 6 месяцев) действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, а также в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения лицензионных требований.
Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования.
3.3 Прекращение деятельности предприятия
Прекращение деятельности данного предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Реорганизация и ликвидация - это два разных процесса, которые требуют особых подходов.
Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. ГК РФ устанавливает такое правопреемство при реорганизации юридических лиц:
- при слиянии 2-х или более юридических лиц в одно права и обязанности каждого их них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом,
- при присоединении одного или нескольких юридических лиц к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
- при разделении юридического лица на 2 или более его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;
- при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом;
- при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Каждый из видов реорганизации имеет свои особенности. Так, например, при разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании - передаточный акт. Реорганизация предприятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РФ, законами об отдельных видах юридического лица.
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Более сложным процессом является ликвидация, поскольку требует более длительного периода выполнения определенных требований к процессу ликвидации. Под ликвидацией предприятия понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.