Организация социальной сферы как подсистема города: понятие, характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей организации социальной сферы как подсистемы города.
Объект исследования: город и его подсистемы.
Предмет исследования: организация социальной сферы как подсистемы города.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1.1. Понятие «социальной сферы». Основные компоненты социальной сферы ………… 4-7

1.2. Суть социальной сферы и взаимосвязь с муниципальным образованием…..……….7-21
Развитие социальной сферы муниципального сектора ……………………..............21-31
Заключение ………………………………………………………………………………….….32
Список использованной литературы ….…………………………………………………….. 33

Файлы: 1 файл

работа новая.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Обеспеченность муниципального образования  общеобразовательными учреждениями определяется по формуле:

Ш = (ЧШ / КШ) х 1000,

где Ш – обеспеченность муниципального образования общеобразовательными учреждениями, число ученических  мест на 1 тыс. детей школьного возраста;

ЧШ – число ученических мест в общеобразовательных учреждениях  в муниципальном образовании;

КШ – количество детей школьного  возраста в муниципальном образовании, человек.

Важную роль в повышении образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки. Высшие учебные заведения в РФ могут быть государственными и негосударственными (частными). Муниципальных вузов практически нет.

Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:

- подготовку местных квалифицированных  кадров;

- проведение прикладных научных  исследований по проблемам местной  жизни и развития территории;

- повышение имиджа территории  и формирование (расширение) ее культурного слоя.

Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшего образования  и науки может состоять в льготном налогообложении, предоставлении помещений  в аренду, содействии в обеспечении  жильем преподавательских и научных  кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениям на проведение прикладных исследований.

Отрасль культуры призвана сохранять  исторические, национальные памятники  культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, проводить исследования в области культуры. К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности (рис. 1.3.).

 

 

Историко-архивная деятельность


 

Краеведение


 

Радио и телевидение



                   Рис. 1.3. Состав сферы культуры.

Федеральный закон 2003 г. относит к  вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений.

Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним  территорий. В собственности муниципальных  образований могут находиться имеющие  историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки).

Финансирование муниципальной  сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать также и органы местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. В пределах своей компетенции органам местного самоуправления следует создавать условии для развития сети специальных учреждений и организаций — школ искусств, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения муниципальных библиотек, других учреждений культуры.

Обеспеченность муниципального образования  объектами культуры характеризует степень развития данной отрасли. Определяется по формуле:

К = (КП / Н) х 10000,

где К – обеспеченность муниципального образования объектами культуры, количество посещений на 10 тыс. населения;

КП – количество посещений объектов культуры в муниципальном образовании, единиц;

Н – численность постоянного  населения, человек.

Основными функциями муниципального органа управления культурой являются:

- координация культурно-просветительной  работы организаций и учреждений;

- методическая и финансовая  помощь учреждениям культуры;

- контроль за содержательной  и финансово-хозяйственной деятельностью  учреждений культуры;

- выдача лицензий на ведение  коммерческой деятельности в  сфере культуры;

- проведение общественных мероприятий;

- учет, охрана, содержание и реставрация памятников истории и культуры местного значения;

- контроль за использованием  средств культурных фондов муниципальных  предприятий и учреждений, принятие  в необходимых случаях мер  по их централизации и др

Федеральный закон 2003г. относит к  вопросам местного значения поселений и городских округов обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующих территориях. На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение администрации. Данное регулирование осуществляется по следующим направлениям:

- финансирование мероприятий в  области физической культуры  и спорта;

-содержание физкультурно-оздоровительных,  спортивных сооружений, находящихся  в собственности муниципального образования;

- создание условий для развития  физической культуры и спорта;

- оказание адресной финансовой  поддержки негосударственным физкультурно-спортивным  организациям;

- поддержка физкультурно-оздоровительных  и спортивных организаций и сооружений и укрепление их материально-технической базы.

Большое значение для развития социальной сферы муниципального образования  имеет соблюдение минимальных государственных  социальных стандартов.

Минимальные государственные социальные стандарты - единые на всей территории РФ требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции РФ отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы. Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются и применяются для решения следующих задач:

- реализация основных социальных  гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции РФ;

- упорядочивание и совершенствование  межбюджетных отношений между  органами государственной власти  РФ, органами государственной власти  субъектов РФ и органами местного  самоуправления.

В качестве минимальных государственных  социальных стандартов в сфере образования утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных образовательных услуг гражданам РФ, необходимых для получения дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

В качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам РФ, необходимых для оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

В качестве минимальных государственных  социальных стандартов в сфере социального  обслуживания населения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ, необходимых для их социального обслуживания, в случаях, установленных законодательством РФ;

В качестве минимальных государственных  социальных стандартов в сфере культуры утверждаются требования к объему и  качеству предоставления определенного  вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ, необходимых для обеспечения библиотечного обслуживания населения.

Минимальные государственные социальные стандарты используются для определения  объемов финансирования отраслей социальной сферы на очередной финансовый год  из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с  бюджетным и налоговым законодательством  РФ закрепляют за местными бюджетами  собственные доходы либо передают им в порядке бюджетного регулирования другие источники доходов необходимые для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов.

Проблема использования социальных стандартов имеет особо важное значение на уровне муниципального образования. Если федеральный и региональный уровни должны отдавать приоритет решению стратегических, концептуальных вопросов социальной политики, то большинство социальных услуг население получает на муниципальном уровне; именно на местах легче всего выявляются конкретные социальные проблемы и определяется круг лиц, нуждающихся в социальной защите. На муниципальном уровне непосредственно реализуются социальные функции и наиболее сильна «социальная компонента» среди других направлений деятельности.

    1. Развитие социальной сферы муниципального сектора.

Функционирование  всего государственного механизма  экономики служит достижению социальных целей. Деятельность муниципального сектора заключается в реализации общегосударственной социальной политики через муниципальные образования. Все слои общества являются в большей или меньшей степени  социальными или экономическими клиентами муниципальных образований, которые функционируют как посредники между населением и государственной властью на всей территории.

Социальные  услуги предоставляют органы власти — непосредственно или через подведомственные им учреждения либо иные организации, безвозмездно или по регулируемым ценам, в области здравоохранения, образования, культуры, социальной зашиты населения и в других областях.

После 1991 г. социальные функции местного самоуправления расширились в результате передачи объектов социально-культурной сферы приватизированных предприятий. Наиболее крупные предприятия все же сохранили на своем балансе социальные объекты, создали социально-культурные комплексы, действующие, правда, в основном на коммерческих началах (дошкольные учреждения, общеобразовательные, объекты физической культуры и спорта и др.).

Муниципальные предприятия и учреждения тоже повышают долю платных услуг, так как средств  из общественных фондов далеко не хватает, а допустить деградацию материальной базы нельзя.

Социальная  сфера муниципального сектора имеет  различные источники финансирования и содержания: налоговые платежи, дотации, займы, предпринимательство. Рациональное их использование требует проведения разумной хозяйственной, экономической политики, стратегического видения. Формулируют и претворяют в жизнь эту политику муниципальные органы.

Социальная  сфера включает совокупность отраслей, удовлетворяющих разнообразные потребности жизнедеятельности человека. Основными отраслями социальной сферы являются здравоохранение, образование, культура, защита социально уязвимых слоев населения. Важность социальной сферы определяется ее влиянием на все стороны общественного воспроизводства: продукта, рабочей силы, производительность труда, культурную жизнь общества, улучшение условий труда и быта.

Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения  благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признаками социального государства являются не столько декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т.д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.

Обобщающим  показателем развития социальной сферы  служат повышение уровня жизни, рост денежных доходов населения при сокращении разрыва в доходах между богатыми и малообеспеченными, что особенно важно для экономики, так как способствует расширению внутреннего спроса, производству продукции отечественных предприятий.

Информация о работе Организация социальной сферы как подсистема города: понятие, характеристика