Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:51, курсовая работа
Руководителям необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципов и особенностей построения организационных структур с позиций представления организации как социальной системы.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ...……………………………....5
1.1 Понятие и сущность организации....................................................................5
1.2 Понятие социальной системы……………………...………………………...9
1.3Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы………………...............................................................11
1.4 Организация как открытая система……………………………………….. 15
1.5 Внешняя и внутренняя среда организации…………...................................17
1.6 Структура организации……………………………………………………..20
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИЖМОЛОКО»………………………………………………………………....22
2.1 Неформальные группы и их вклад в эффективность организации……....22
2.2 Общая характеристика организации………………………………………..28
2.3 Виды и характеристика основных неформальных групп
Заключение.............................................................................................................29
2.4 Рекомендации по рациональному использованию потенциала неформальных групп…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………........
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Ижевский государственный технический университет"
Кафедра "Менеджмент"
Курсовая работа
По дисциплине: «Основы менеджмента»
На тему: «Организация социальных систем»
Выполнил:
Проверил:
Ижевск 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ...……………………………....5
1.1 Понятие и сущность организации...................
1.2 Понятие социальной системы……………………...………………………...
1.3Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы……………….................
1.4 Организация как открытая система……………………………………….. 15
1.5 Внешняя и внутренняя среда организации…………...............
1.6 Структура организации…………………………………………………
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИЖМОЛОКО»……………………………………………………
2.1 Неформальные группы и их вклад в эффективность организации……....22
2.2 Общая характеристика организации………………………………………..28
2.3 Виды и характеристика основных неформальных групп
Заключение....................
2.4 Рекомендации по рациональному использованию потенциала неформальных групп…………………………………………………………….3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………............
ВВЕДЕНИЕ
Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность.
Руководство организации испытывает удовлетворение в том случае, если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.
Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной организации.
Руководителям необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципов и особенностей построения организационных структур с позиций представления организации как социальной системы.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
1.1 Понятие и сущность организации.
Организация - группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей.
Группа должна соответствовать требованиям:
наличие не менее двух человек, считающих себя частью группы;
наличие цели, которая принимается как общая для всех членов организации;
наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общих целей.
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Одна из трудностей определения этого понятия (нас будут интересовать только социальные организации) состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.
Организации бывают формальные и неформальные. Формальные организации - это организации, которые официально зарегистрированы и действуют на основании существующего законодательства и установленных регламентов.
Неформальные организации - организации, которые действуют вне рамок законодательства, при этом группы возникают спонтанно, но люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют в каждой формальной организации.
Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и коодинируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении”.
Общие характеристики организации:
1. Ресурсы организации. К ним относятся: кадры организации, капитал, материалы, технология, информация, которые составляют внутреннюю среду организации. Цель каждой организации предполагает преобразование различных ресурсов для достижения установленной цели.
2. Зависимость организации от внешней среды. Организация полностью зависит от окружающего мира, то есть внешней среды как в отношении ресурсов, так и в отношении своих клиентов или потребителей. Внешняя среда включает экономические условия в данной стране, правительственные акты, профсоюзы, конкурирующие организации, потребителей, а также общественные взгляды, технику и технологию в целом.
3. Разделение труда в организации. Различают горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда - это разделение на параллельно функционирующие подразделения внутри организации. Сложные большие организации осуществляют горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающиеся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называют отделами или службами. Вертикальное разделение труда - это координация работы составных частей организации: отделов, служб, различных подразделений. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
4. Необходимость управления в организации. Чтобы организация могла добиться своих целей, задачи ее подразделений должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда, поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. В связи с этим организация должна назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.
Каждая организация имеет свое предназначение - миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия - понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).
Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает:
1) предлагаемые продукты или услуги;
2) место и роль в системе рыночных отношений;
3) цели организации (выживание, рост, доходность);
4) технологию (процессы, инновации);
5) философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);
6) внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания);
7) внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).
Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей - выживания, роста, доходности. Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т. д.
1.2 Понятие социальной системы
Система - это некоторая целостность, состоящая из нескольких взаимосвязанных частей или законов, каждый из которых вносит свой вклад в результат деятельности целого (системы).
Система, в набор элементов которой входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. Например, коллектив отдела кадров, автомобиль. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, технологическую направленность. Наиболее распространены социально-экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д. Продукция таких организаций — это товары, услуги, информация или знания. Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей. Для социально-культурных — основной целью является достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью, для социально-образовательных главная цель — удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, а получение прибыли — вторичная цель.
Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отношения; отношения по уровням управления, отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике состояния организации.