Образование как социальная система и организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:21, реферат

Краткое описание

Особенностью современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной системы образования человек должен раскрыть свой творческий потенциал, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

Файлы: 1 файл

Образование как социальная система и организация.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Гуманитарный  институт

Кафедра Социологии и социального сервиса 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 

Образование как социальная система  и организация 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент группы САН-07

Шабанова  Анастасия 
 

Проверил:

Терехова  Л.В. 
 
 

Тюмень - 2011 год

     Введение 

     Образование решает главную государственную  задачу: воспроизводство человеческого капитала. Значит, оно должно быть доступным, качественным и конкурентноспособным. Именно образование определяет состояние рынка труда и уровень социально-экономического развития общества.

     Новые социокультурные условия России предполагают изменения во всех сферах жизни общества. Одна из первоочередных задач модернизации системы управления образованием является перераспределение и уточнение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления. С одной стороны, расширение прав и повышение ответственности региональных и местных органов и самих образовательных учреждений с другой, усиление ответственности федеральных органов власти за оптимальное функционирования системы образования в Российской Федерации. Ведущее направление деятельности центральных органов в новых условиях состоит в выработке национальной доктрины и стратегии развития всей сферы, определение приоритетов на обеспечение крупных социально-педагогических экспериментов и выращивании практико-ориентированной психологопедагогической науки, мониторинг общественного мнения и информирование его о процессах развития образования.

     Главное направление деятельности региональных и местных органов управления - развитие региональных образовательных  систем на основе государственных требований, местных социально-экономических условий, национальных и культурноисторических особенностей, необходимости различных типов и видов образовательных учреждений и услуг.

     Особенностью  современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной системы образования человек должен раскрыть свой творческий потенциал, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

     Качество, конкурентоспособность профессионального  образования имеют определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира, а такие ресурсы, становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века. Изменение условий развития мирового сообщества оказало значительное влияние на развитие системы управления образованием.

 

      Сущность и структура  системы образования 

     Статья 8. Понятие системы образования

     Система образования в Российской Федерации  представляет собой совокупность взаимодействующих:

     - преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

     - сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

     - органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

     - объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. [Закон «Об образовании», Глава II. Система образования. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.] 

     Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить:

     1. Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных  организаций;

     2.Социальные  общности образования - педагоги  и учащиеся;

     3.Учебный  процесс - как вид социокультурной деятельности. 

     Система образования может быть структурирована и по иным принципам, она включает в себя: непрофессиональное и профессиональное образование. Непрофессиональное образование охватывает - дошкольное воспитание и образование, общеобразовательные школы, репетиторство. Профессиональное образование включает систему профессионально-технических училищ, средних специальные учебные заведений, высших учебных заведений, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам - в учреждениях дополнительного образования детей. 

     Выделим основные сферы образования: 

     Дошкольное  образование

     В основном оно связано с подготовкой  детей к школе и осуществляется либо в индивидуальной форме приобщения ребенка к жизни в социуме, либо с первичным образованием в  системе дошкольных учреждений.

     Дошкольное  образование является первой ступенью общей педагогической системы, а  само дошкольное учреждение, как и  школа, может рассматриваться как  социально-педагогическая система. Следовательно, оно отвечает определенным свойствам: целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.

     В последние годы система дошкольного  образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения. 

     Общеобразовательная школа

     Это центральное звено всей системы образования, поскольку является массовым. Структура общеобразовательной школы характеризуется тремя ступенями: начальная школа- первая ступень, основная школа- вторая ступень, средняя школа- третья ступень. В современном образовании школа - основной, базисный социальный институт. Ее функция - обучение. В современных условиях существует разнообразная разветвленная сеть общеобразовательных школ.

     Организация школы закрепляет определенные взаимоотношения  между обучающим и учащимся и производно от них взаимоотношения с другими. Каждой школе свойственный некий стандарт, стиль обучения. И довести учащегося до определенной степени дееготовности к осуществлению, реализации конкретных обязанностей, функций - вот основная цель каждой школы. Если учащийся - подмастерье осваивал навыки, знания, способы и методы решения той или иной задачи мастера, перенимал его опыт, то школа обучала уже многих, давала обобщенные знания тех или иных отраслей наук, обобщенный социальный опыт. Школе уже присуща «аудиторность» - групповое обучение и дисциплинарность - разделение общего потока обучения на отдельные составные части. Универсальность, усвоение учащимися знаний и отличает школу от других форм обучения. Ей свойственны и специфические педагогические технологии. Государство и его социальные институты, властные структуры заботятся о содержании школы, финансируя ее, материально и финансово поддерживая, определяя ее статус.

     В современных условиях существует разнообразная  разветвленная сеть общеобразовательных школ. Различные формы обучения осуществляют и другие социальные институты: семья, культурно- просветительские учреждения, средства массовой информации, производственно-хозяйственные и другие общественные объединения и организации. В совокупности со школой они составляют систему образования, где школа выступает ее базисом. В опыте, культуре закрепляются целесообразные обучающие формы. Создание условий для обеспечения доступности качественного общего образования, адаптации, социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уроки наставления, практика освоения, закрепления знаний, богатство и разнообразие наук и побуждает к их освоению, поддерживает уверенность учащегося в познании, приобретении навыков осмысления тех или иных знаний.

     Профессионально-техническое  образование

     Осуществляет  подготовку к определенным видам  общественного труда. Обеспечивает качество профессионального образования  на основе создания единой оценочной  среды развития образовательных  услуг и потребностей рынка труда, конкурентоспособности и мобильности выпускников. Профессионально-техническое образование ориентировано на подготовку специалистов рабочих профессий.

     Среднее специальное образование

     Предназначено для подготовки специалистов среднего звена - мастеров, технологов, техников. Эта система образования, с одной стороны, вбирает в себя часть бывшего контингента ПТУ, а с другой стороны - ориентируется на то, что часть ее выпускников будут получать высшее образование.

     Высшее  образование.

     К требованиям, которые предъявляются к специалисту с высшим образованием, относятся не только овладение системой знаний, но и умение применить эти знания на практике. 

     Качество, конкурентоспособность профессионального  образования имеют определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира, а такие ресурсы, становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века.

     В связи с этим уровень интеллектуального  потенциала страны, напрямую определяющийся качеством и конкурентоспособностью образования, становится не только важнейшим  фактором экономического и социального развития, но и ключевым условием экономической и политической самостоятельности страны, её выживания.

     В целом можно утверждать, что в  конце 80-х и в течение 90-х годов XX века произошло существенное снижение качества и конкурентоспособность  образовательного и исследовательского процессов в высшей школе и, как следствие, снижение качества подготавливаемых специалистов - выпускников вузов. В настоящее время это приводит к потере авторитета российской образовательной системы, переизбытку на рынке труда невостребованных дипломированных специалистов, к острой потребности бизнес-сообщества в современных кадрах менеджеров и системных управленцах.

     Поэтому удовлетворение текущих и будущих  потребностей бизнеса в качественных специалистах, выполнение его профессиональных требований к выпускникам вузов с учетом реальных запросов отечественного рынка труда является ключевой задачей российского профессионального образования.

     Таким образом, от конструктивного партнерства  вузов и работодателей, последние  из которых выступают главными заказчиками и потребителями образовательных услуг высшей школы, во многом будет зависеть качество и конкурентоспособность российского образования, эффективность его модернизации.

     Важнейшими  задачами, стоящимися сегодня перед  профессиональным образованием, являются: существенная модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его уровней, в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, бизнеса, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.

     Формирование  в стране системы непрерывного профессионального  образования, развивающегося на базе интеграции с наукой. Вовлечение работодателей  в процесс образования на всех его стадиях: от выработки квалифицированных  требований к уровню подготовки - до совершенствования образовательных технологий и итоговой аттестации специалиста, развитие интеграции программ профессионального образования разного уровня, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования - ключевая задача образовательного и бизнес-сообщества.

     Если  рассматривать социальные общности образования, то социальная структура  института образования включает 3 позиции - администрация, педагоги и  учащиеся. Высшая позиция - руководитель от министра до директора школы; центральное место- преподаватель - он должен быть специалистом в определенной области знаний, учащийся - должен аккуратно посещать занятия, выполнять задания педагогов, усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками ее практического использования и т.п. Отношения преподавателя и учащегося характеризуются неравенством. Доминирующий статус преподавателя обусловлен тем, что он управляет учебным процессом, и это зачастую порождает авторитарный стиль общения. Крайне суженное общение в системе педагог-учащийся постепенно углубляется во всех сферах жизни, особенно широко в стенах вуза. Педагоги вузов, как правило, не проявляют интереса к тому, как используют студенты свой досуг, как они ведут себя в быту. В условиях развертывания демократизации общественной жизни возникает необходимость новых взаимоотношений между педагогами и учащимися, которые должны быть основаны на взаимном уважении, взаимопонимании и доверии, свободных от крайностей в виде чрезвычайной строгости или панибратства, сохраняющих определенные грани между ними.

Информация о работе Образование как социальная система и организация