Образование как социальная система и организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:21, реферат

Краткое описание

Особенностью современного образования является демократизация его получения, поиск, разработка и внедрение новых методов, технологий и форм обучения. На основе современной системы образования человек должен раскрыть свой творческий потенциал, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

Файлы: 1 файл

Образование как социальная система и организация.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

     Социальная  система образования предполагает удовлетворение технологических, экономических, политических, экологических и других потребностей общества. Именно разнообразные  социальные системы учения и составляют образование. Естественно, основное содержание образования - учение. Ведь в процессе учения, усвоения человек овладевает социальными знаниями предметов и способами действия с ними, нравственными нормами поведения и формами общения с другими людьми.

Образование как социальная организация 

     Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует  с внешней средой, которая оказывает  на него сложное влияние.

     Социальная  организация - одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций - степень их формализации, соотношение формального и неформального элементов в них. С учетом этого критерия различаются организации формальные и неформальные.

     В социологии система образования и ее главные компоненты - школы и вузы - рассматриваются как типы сложной формальной организации. Казалось бы, невозможно ставить в один ряд школу и промышленную фирму, являющуюся, как известно, образцовой моделью формальной организации, и тем не менее, есть ряд веских оснований для того, чтобы рассматривать систему образования в качестве формальной организации. Во-первых, в ней, как и в любой формальной сложно организованной системе, существует иерархическая система управления, высшим звеном которой является аппарат министерства. Второй этап управленческой иерархии представлен департаментами образования областных административных органов, направляющих и координирующих деятельность школ и профтехучилищ региона. На нижних ступенях управленческой лестницы находятся ректоры и деканы вузов, директора школ и завучи. Во-вторых, системе образования присуща специализация различных видов деятельности, что является обязательным компонентом формальной организации. Учителя, также как и преподаватели вузов, различаются по изучаемым предметам, основным или вспомогательным дисциплинам. Вузы и колледжи и в меньшей степени школы специализируются по своим образовательным и профессиональным программам. Кроме того, в вузе существует четкая статусная иерархия преподавательских должностей и званий: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Здесь, как и в любой сложной формальной организации, существуют возможности для профессиональной карьеры, занятия более высокой социальной позиции.

     Третий  момент, сближающий образование с формальной организацией, заключается в стандартизации учебного процесса: в каждом учебном заведении имеются типовые (обязательные) учебные планы по различным дисциплинам, процесс обучения разделен по семестрам и учебным годам, каждый учебный день имеет свой график занятий. Деятельности преподавателя в значительной мере присущи элементы административного руководства, так как он организует и направляет учебный процесс в классе, группе. Наконец, в образовательных учреждениях, как в организациях формального типа, важную роль играют неформальные интимно-доверительные отношения (как среди преподавателей, так и среди учащихся), оказывающие заметное влияние на учебно-воспитательный процесс.

     Формирование  системы образования по принципам  сложной формальной организации имеет ряд несомненных достоинств, среди которых следует отметить такие, как повышение эффективности ее функционирования за счет узкой специализации преподавателей и координации различных типов педагогической деятельности; дифференцированная и интегрированная система социальных позиций, четко определяющая объем полномочий и обязанностей администрации, преподавателей и учащихся и т.п. Другим позитивным моментом формальной организации образования является координация и взаимосвязь различных этажей управления, что позволяет весьма эффективно реализовать проводимую государством политику в области образования.

     В то же время реальная практика деятельности школ и вузов свидетельствует  о том, что им присущи свои уникальные черты, отличающие их от формальных организаций традиционного типа. Так, управление высшей школой предполагает наличие «академических свобод», верховная «законодательная власть» здесь принадлежит ученому совету, который избирает ректора, присуждает ученые степени и звания, осуществляет процесс конкурсного отбора на преподавательские должности.

     Другая  важная особенность системы образования  заключается в том, что процесс  социального взаимодействия двух основных фигур - учителя и ученика не может  быть плодотворным и эффективным, если он протекает в рамках формально трактуемых нормативных требований к этим социальным ролям. Здесь важное место принадлежит «субъективному фактору», способности учителя к эмфатическому сопереживанию, пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентаций и др. [Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. – №5. – 1992] 
 

 

      Заключение 

     Целостность системе управления развитием образования  придают системообразующие связи: информационная обеспеченность, ресурснообеспеченные цели, организаторская деятельность субъекта управления по приоритетным направлениям, взаимодействие с внешней средой. Управление развитием образования невозможно без исследования реальной практики содержания и сущности целостного процесса управления социально-педагогической системой.

     Разграничение сфер деятельности каждой из подсистем  управления сферой предполагает взаимодействие между ними по оперативному решению  актуальных проблем. Конечный результат  в данной системе непосредственно  зависит от уровня ориентации на приоритетные цели, от качества деятельности аппарата управления образованием и качества взаимодействия органов управления системой образования разных уровней власти.

     Составной частью демократизации управления, без  которой не может быть развития образовательной системы является реорганизация системы контроля и регулирования за качеством и эффективностью образовательного процесса. Инспектирование должно быть направлено на изучение управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений и конечного результата уровня здоровья, воспитанности, развития учащихся, овладения ими базовыми и дополнительными знаниями, умениями и навыками, готовности к продолжению образования и труду, к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.

     Особое  значение приобретают подготовка и  переподготовка новых кадров организаторов  образования с учетом задач национальной доктрины системы образования. Уровень  квалификации управленческого персонала  является одним из ключевых факторов успешности управления образовательной системой.

     Программно-целевой  подход к управлению развитием реальным результатам предполагает осуществление  взаимосогласованных изменений  в управляемой и управляющей  подсистемах центрального, регионального, муниципального образования как целого. Можно выделить такие основные характеристики управления, как законосообразность, прогностичность, согласованное распределение прав и полномочий, ориентированность системы на развитие образования, переход от директивных методов управления к корпоративным, расширение сферы сервисных услуг образовательных учреждений, целенаправленность, гибкость и экономичность.

     При создании целостной непрерывной  системы управления развитием образования  на всех уровнях целесообразно исходить, прежде всего, из прогноза социокультурных и экономических интересов и возможностей образовательных учреждений всех ступеней и типов, родителей и учащихся, тенденции изменения общей ситуации, в образовании и обществе в целом. 

     Культурная  эстафета от поколения к поколению передается по разным каналам (семья, искусство, средства массовой информации и т.д.), но на первом месте стоит образование. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

     Таким образом, современная система образования обладает массовостью, четким дифференцированным многоступенчатым разделением функций различных подразделений, направленных на передачу знаний следующему поколению. 

 

      Список литературы 

1. Эффективность образования/Колесниченко Л.Ф. и др. – М., 1991. – с. 5  

2. Лазарев В.С. Системное развитие школы. Издание второе. - М.: педагогическое общество России, 2003. – с. 304 

3. Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. – №5. – 1992 

Нормативные акты

Закон «Об образовании», Глава II. Система образования. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Информация о работе Образование как социальная система и организация