Социальная организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:53, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Дать определение понятию социальной организации.
Рассмотреть организационные структуры социальной организации.
Показать классификацию организаций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………........3
РАЗДЕЛ I ………………………………………………………………………………………...4
Понятие социальной организации………………………………………………………….4
Организационные структуры социальной организации………………………………….7
РАЗДЕЛ II……………………………………………………………………………………….12
2.1. Классификация организаций……………………………………………………………...12
2.2. Особенности социальной организации…………………………………………………..17
2.3. Функционирование социальной организации…………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Социальная организация.docx

— 128.11 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………........3

РАЗДЕЛ I ………………………………………………………………………………………...4

    1. Понятие социальной организации………………………………………………………….4
    2. Организационные структуры социальной организации………………………………….7

РАЗДЕЛ II……………………………………………………………………………………….12

2.1. Классификация организаций……………………………………………………………...12

2.2. Особенности социальной организации…………………………………………………..17

2.3. Функционирование социальной  организации…………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

Введение

Актуальность темы. Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.

Организация может рассматриваться  как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

Социальные организации интересуют многие общественные науки, главным  образом, социологические и экономические, которые и определяют основное отношение  к этому объекту изучения. Социологические  науки рассматривают организации как социальные институты, а экономические науки - как экономические (или социально-экономические) институты или системы.

В дальнейшем, вследствие размежевания и дальнейшего отдаления общественных наук друг от друга, усилилось и разногласие  между ними в отношении сущности социальной организации. Все это  отразилось на современном состоянии теории организации как межотраслевого научного направления, призванного выработать согласованную позицию в отношении социальных организаций.

Общая теория социальных организаций  опирается не только на результаты научных исследований, но также на практические методы проектирования и совершенствования организаций. Заметный вклад в решение этих вопросов внесли отечественные ученые В.Н. Бурков, В.Н. Вяткин, В.С. Дудченко, В.А. Ириков, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев.

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  1. Дать определение понятию социальной организации.
  2. Рассмотреть организационные структуры социальной организации.
  3. Показать классификацию организаций.
  4. Раскрыть особенности социальной организации.
  5. Охарактеризовать функционирование социальной организации.

 

 

 

 

-3-

Раздел I  Социальная организация как организационная система

1.1. Понятие социальной  организации

Организационные системы -  это  системы, которым присуща функция  управления (сознательная, целенаправленная деятельность) и в которых главными элементами являются люди. Понятия  «организация», «организационная система» и «социальная система» являются синонимами, так как ориентируют науку и практику, прежде всего на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов в единое, целостное эффективное образование.

Основная классификация систем – разделение каждой из них на три  подсистемы: техническую, биологическую и социальную.

Социальная подсистема характеризуется  наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе).

Социальные системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

Система, в набор элементов которой  входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, правовую направленность.

Наиболее распространены социально-экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д.

Социальные системы, которые реализуют  себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

Таким образом, в теории организации  выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций.

Каждый из этих видов имеет приоритет  собственных целей.

Так, для социально-экономических  организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

-4-

         В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Все организации обладают некоторыми общими элементами.

Организации – это:

1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;

2) их деятельность интегрирована  (люди работают вместе, сообща)

3) их действия целенаправленны  (люди имеют цель, намерение).

Таким образом, социальную организацию можно определить так: «Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых,     материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в  удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении».

Между людьми в организации возникают  многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизирована в  виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений  не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности.

Социальные организации играют существенную роль в современном  мире. Их особенности:

-    реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

- формирование единства интересов  людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов  служит системообразующим фактором;

-   сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей  в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают  условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими

-5-

действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.

В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.

 К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

В социальной организации имеются  формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

Формальный лидер (руководитель) назначается  вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.

Неформальный лидер – это  член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут  существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

Основу социальной организации  составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

Таким образом, стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно ориентироваться в нем и принимать разумные решения, что требует адекватного восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь.

 

 

-6-

1.2. Организационные  структуры социальной организации

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала  целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций

Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации. То есть, структура организации  устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

Для каждой социальной организации  существует наилучшая и только ей присущая организационная структура. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.

Организационная структура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией выделяют звенья, уровни и связи.

Несмотря на существующую типологию  организационных структур управления (линейную, функциональную, штабную  и др.), в каждой организации имеются  особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т.п. для других организации.

Линейная схема (рис.1.) хорошо работает в небольших социальных организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.

Руководитель


 

 

Рис.1. Линейная схема

Кольцевая схема (рис.2) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

 

-7-

Руководитель


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.  Кольцевая схема (функциональные связи)

 

Схема "колесо" (рис.3) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

Руководитель


 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

 

Схема "звезда" (рис.4) дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.

Информация о работе Социальная организация