Управление социальной организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Социальные организации
1.1 Понятие социальной организации
1.2 Структура организаций
1.3 Типология организаций
Глава 2. Социальное управление
2.1 Социальное управление как вид управления в обществе
2.2 Уровни и функции социального управления
2.3 Система социального управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

социальное управление насибулин.docx

— 39.06 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1. Социальные организации

1.1 Понятие социальной  организации

1.2 Структура организаций

1.3 Типология организаций

Глава 2. Социальное управление

2.1 Социальное управление  как вид управления в обществе

2.2 Уровни и функции  социального управления

2.3 Система социального  управления

Заключение

Список литературы

 
Введение

В повседневной жизни  мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.

Во-первых, организация  понимается как специфический вид  деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных  членов социальной группы. С этой точки  зрения организация — это процесс  «организовывания». Например, руководитель промышленного предприятия организует его работу. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечить быстроту и непрерывность выполнения операций. Кроме того, он должен установить нормы выработки, режим рабочего дня, наладить взаимодействие рабочих и т.д. Все это и будет называться организацией производственного процесса.

Во-вторых, организация  часто понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Это означает, что связи между элементами, составляющими объект, упорядочены. Например, если говорят, что та или иная группа организованна, значит, в ней существуют устойчивые социальные роли (обязанности, которые должен выполнять конкретный индивид для достижения общей цели группы, т.е., его вклад в общее дело), правила, регулирующие поведение людей и т.д.

В-третьих, под организацией понимается искусственное образование  институционального характера, выполняющее  определенную общественную функцию. Университет  с этой точки зрения представляет собой организацию, члены которой  участвуют в выполнении функции  накопления и передачи знаний от поколения  к поколению.

 
Глава 1. Социальные организации

1.1 Понятие социальной  организации

Среди элементов структуры  общества важное место принадлежит  социальным организациям. Это понятие  многозначно. В социологической  литературе говорят о нескольких его значениях.

Во-первых, социальную организацию рассматривают как  элемент структуры общества, предназначенный  для выполнения определенных социальных функций.

Во-вторых, это особый вид деятельности, состоящий в  координации действий, в налаживании  связей и отношений.

В-третьих, социальная организация выступает как степень  внутренней упорядоченности, согласованности  частей целого.

В-четвертых, это единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций в структуре общества.

Мы будем употреблять  термин «социальная организация» во всех перечисленных значениях, но при  этом постоянно иметь в виду, что  второе, третье и четвертое «работают» на первое. Другими словами, они объясняют  и обосновывают специфику социальных организаций как элемента структуры  общества. Прежде чем дать определение  социальной организации, зададимся  вопросом: какова объективная необходимость  социальной организации? для чего она  возникает?

Как и любые другие элементы структуры общества, социальная организация появляется для удовлетворения определенных потребностей людей, связанных  с реализацией целей их деятельности. Подавляющее большинство целей, которые ставят перед собой люди, социальные общности, общество в целом, невозможно достичь без социальной организации.

Она выступает как  способ объединения индивидов, социальных групп, консолидации их усилий в процессе взаимодействия при решении наиболее важных задач жизнедеятельности. Социальная организация систематизирует определенным образом отношения между людьми, общностями, обществом в целом, направляя  их развитие в определенное русло  ради реализации поставленных целей.

Причем сами цели могуч, иметь как общественный, так  и индивидуальный характер. Но при  этом они взаимосвязаны, поскольку  нельзя достичь каких-либо общих  целей без реализации индивидуальных устремлений, и наоборот. Следовательно, социальная организация имеет двойную  направленность: либо она способствует достижению общих целей через  индивидуальные, либо, напротив, достижению индивидуальных целей через общие. Это свидетельствует о том, что в создании социальной организации заинтересовано как общество в целом, так и конкретные социальные общества и индивиды.

На основании сказанного можно следующим образом определить социальную организацию: это система  отношений, объединяющих людей и  их общности для достижения определенных целей и выступающая как элемент  структуры общества, как вид деятельности, как внутренняя упорядоченность  и согласованность частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального  пространства, коммуникаций. Из определения  следует, что важнейшая задача социальной организации — способствовать достижению конкретных целей. В этом смысле сама организация является определенным средством (или инструментом) решения  той или иной совокупности задач.

Социальная организация  может существовать в такой роли лишь тогда, когда она действует  как социальное образование, включающее в себя некоторое количество взаимосвязанных, выполняющих определенные функции  групп людей. В то же время важнейшая  социальная особенность организации  состоит в «безличном» характере  выполняемых функций.

 
1.2 Структура организаций

Социальная организация  — одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической  структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций — степень  их формализации, соотношение формального  и неформального элементов в  них. С учетом этого критерия различаются  организации формальные и неформальные.

Формальные организации

Под формальной организацией в литературе понимают систему (сеть) «отношений, представляющих собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией». В приведенном  определении названы основные структурные  элементы формальной организации: отношения, статусы, программа деятельности, нормы, правила поведения.

Эти элементы характерны для любой формальной социальной организации, будь то промышленное предприятие, частная фирма, научно-исследовательский  институт, государственная или муниципальная  структура, учреждение, школа, больница и т.д1. Основу формальной организации составляет разделение труда, связанное со специализацией деятельности должностных лиц. Каждое из них выполняет строго определенные функции в соответствии с занимаемой позицией. В своей совокупности эти лица составляют специальный административный аппарат, без которого формальной организации не существует.

Основной задачей  такого аппарата является координация  действий своих членов в целях  сохранения организации. Эти должностные  лица рассматриваются функционально  — не как личности, а как «носители» определенных социальных ролей.

В рамках формальной организации существует иерархия должностных  позиций, в основе которой лежит  принцип руководства-подчинения. Далее, формальная организация включает в  себя исключительно служебные связи  между индивидами как по вертикали (подчинение, соподчинение), так и  по горизонтали (сотрудничество).

Эти коммуникации служат также средством служебного общения. Наконец, еще один элемент формальной организации — нормы и принципы поведения должностных лиц в  ее рамках, подлежащие строгой регламентации  — как правовой, так и отчасти  моральной.

Формальная организация  обладает рядом особенностей, две  из которых — рациональность и  безличность — являются важнейшими. Первая означает, прежде всего целесообразность собственной деятельности, направленной на реализацию программы формальной организации. При всех плюсах эта особенность иногда превращается в свою крайность — начинает «работать» на саму себя, сводя первоначально поставленные широкие цели удовлетворения потребностей значительных групп людей к узким целям удовлетворения потребностей только членов данной организации.

О второй особенности  формальной организации — ее безличности  — уже упоминалось выше. Суть ее в том, что организация рассчитана не на конкретных людей, а на абстрактных  индивидов — должностных лиц. С учетом названных особенностей формальная организация имеет все  основания рассматриваться как  бюрократическая система, без привнесения  в нее негативных характеристик  понятия «бюрократизм».

Неформальная организация

В отличие от формальной неформальная социальная организация — это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Поскольку формальная организация не в состоянии охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, постольку нужны неформальные структуры, базирующиеся на специфических неформальных отношениях.

Последние представляют собой либо неформализованные служебные  отношения, которые несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией, либо социально-психологическую организацию  в виде стихийно возникающей общности людей, основанной на личном выборе связей и товарищеских отношениях. В качестве таких неформальных организаций  могут выступать любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д2.

Неформальные отношения  и организации в условиях жесткой  системы административных правил повышают эффективность формальной организации, поскольку:

а) сглаживают возможный  конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами;

б) способствуют сплоченности членов организации;

в) сохраняют чувство  самоуважения людей, их индивидуальной целостности.

1.3 Типология организаций

Социологическая наука  предлагает различные типологии  организаций. В основу одной из них  положены три признака:

1) степень формализации  отношений в организации,

2) подвижность цели  и

3) степень влияния  членов на результаты ее деятельности.

В соответствии с  этими признаками выделяют три типа организаций:

  1. Административные.
  2. Общественные.
  3. Ассоциативные.

Административные (или  деловые) организации характеризуются  следующими признаками:

жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений;

целями, которые устанавливаются  извне, а не вырабатываются самой  организацией;

ограниченными возможностями  для участников влиять на

процесс принятия решений  в организации.

Примерами здесь могут  служить министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения и т.п.

Общественные (или  союзные) организации — это организации, в которых:

цели более подвижны по сравнению с административными  объединениями;

структуры и взаимодействия менее формализованы;

участники имеют возможности  влиять на конечные цели организации;

члены организации  вступают в нее добровольно.

Профсоюзы, политические партии, клубы по интересам и т.д. — все это общественные организации.

Для ассоциативных  организаций характерны свои особенности:

степень формализации отношений в таких объединениях минимальна;

структуры подвижны;

цели не декларируются, а вырабатываются самой организацией; влияние индивидов на процессы принятия решений достаточно велико.

Примеры организаций  данного типа — семья, дружеская  компания и т.п.

Все эти объединения, несмотря на их значительные различия, относятся к классу организаций. Дело в том, что все они выполняют  одну важную функцию — регламентируют разнонаправленную деятельность индивидов, объединенных в одно целое. Организации  предлагают участникам кодекс правил поведения, набор обязанностей и  ролей для скорейшего достижения общей цели. Эти правила могут  быть жесткими или не очень жесткими, в зависимости от типа взаимодействий между членами, тем не менее, они  всегда должны соблюдаться для успешного  функционирования организации.

Кроме того, организации  в социологии подразделяются на формальные и неформальные. Понятия формальной и неформальной организации ввел в мировую науку американский социолог Элтон Мэйо. При проведении своих знаменитых Хоторнских экспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе, помимо служебных, формальных отношений, возникают неофициальные, дружественные связи. Причем и те и другие не хаотичны, а строго упорядочены и починяются определенным законам. Благодаря этим особенностям формальные и неформальные отношения как внутри одного объединения индивидов, так и отдельно друг от друга получили название организаций.

Информация о работе Управление социальной организацией