Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:48, контрольная работа
В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.
Введение
Глава 1. Социальные организации
1.1 Понятие социальной организации
1.2 Структура организаций
1.3 Типология организаций
Глава 2. Социальное управление
2.1 Социальное управление как вид управления в обществе
2.2 Уровни и функции социального управления
2.3 Система социального управления
Заключение
Список литературы
Третья группа функций представляет собой:
целенаправленное воздействие на формирование, существование и развитие социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива;
развитии его социальной структуры;
создании и изменении социальных институтов, необходимых для функционирования коллектива.
В приведенной классификации выдерживается принцип подхода к характеристике конкретных функций социального управления, в соответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный спецификой объекта социальною управления. Вместе с тем при достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались как собственно управленческие, так и функции по достижению результатов конкретных видов деятельности.
Выявление функций
управления выступает одним из важнейших
аспектов системы управленческого
знания. В зарубежной литературе управление
характеризуется через его
Управление может пониматься как «эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами».
В приведенных трактовках фиксируются два основных аспекта: выявляются основные функции управления, в результате реализации которых осуществляется эффективное и производительное достижение целей организации.
При этом определения управления разнятся, как правило, в зависимости от того, какие функции выделяются. В отечественной литературе функции социального управления рассматриваются с аналогичной точки зрения. Сложилась традиция при классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.
В ряде источников функции управления выделяются более дробно, и в качестве общих функций, реализация которых представляет собой и управленческий цикл, различают целеполагания, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл. Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание, все остальные функции рассматриваются как подчиненные ей.
В традиционной трактовке функций управления основаниями для их выделения служат, судя по всему, условия индивидуальной деятельности людей: цели, средства, мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результат управленческих решений. Так, в результате функции планирования появляются цели, в результате функции организации — упорядоченность, в результате мотивации — желание трудиться.
Идея выделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального, однако необходимо учитывать, что традиционная модель трактовки управленческих функций применима, прежде всего, на уровне отдельного работника. Управленческие функции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятельность общностей предполагает регламентацию взаимодействий между ними, властных отношений, более сложную, чем цель, управляющую информационную модель.
Существует иной подход к анализу управленческих функций, когда под ними понимаются виды управленческих действий, выделяемые по характеру предмета деятельности и ее результату. В этом случае выделяются информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции. К предмету информационно-управленческих функций относится информация, ее преобразование, вследствие чего формулируются цели деятельности, вырабатываются нормы и оценки.
Результатом этой функции становятся выявление проблем и разработка управленческих решений. К предмету сервисно-управленческих функций относится формирование как у субъектов управленческой деятельности, так и управляемых субъектов мотивов к тем или иным действиям, статусов этих субъектов (прием на работу, увольнение, повышение, понижение, наделение полномочиями и др.).
Если информационно-
Например, такие функции,
как мотивация и
Наряду с вышеназванными можно выделить и собственно сервисные функции, которые уже не являются управленческими: деятельность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обучению, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Результатом выполнения сервисных функций выступает решение какой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельного управленческого решения.
Для выполнения сервисных
функций создаются специальные
органы и учреждения. Например, учреждения
социальной защиты оказывают конкретные
услуги инвалидам, пенсионерам, другим
категориям населения, а не управляют
их деятельностью. Деятельностью этих
учреждений руководят государственные,
региональные, муниципальные органы
посредством выработки и
Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. Наряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, состоящие из набора элементарных управленческих действий, имеющих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.
2.3 Система социального управления
В качестве основных
элементов системы социального
управления можно выделить следующие:
субъект управления; управляемый
субъект; проект деятельности; объект
управления; цель управления. Субъектами
управления выступают индивиды, способные
вырабатывать программы деятельности
и реализующие данную способность,
а управляемыми субъектами — люди,
способные к осуществлению
Социальное управление многосубъектно. Его субъекты — не только индивиды, но и государственные, муниципальные органы и общественные организации. На уровне государства важнейшими субъектами являются органы законодательной власти, вырабатывающие законы, исполнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) и судебной власти. На уровне субъектов Федерации субъектами социального управления также являются законодательные, исполнительные и судебные органы. Органы местного самоуправления занимаются непосредственной реализацией решений, разработанных на уровне государства и субъектов Федерации.
Проблемы, требующие
своего разрешения, заставляют субъектов
управления вырабатывать программы, которые,
в свою очередь, регулируют действия
управляемых субъектов. Исполнители
программ (управляемые субъекты) в
своих действиях могут
Управляемыми субъектами выступают группы людей и отдельные индивиды, способные к реализации социальных программ, выработанных на разных уровнях управления. К управляемым субъектам в первую очередь относятся такие учреждения, как центры социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, органы социальной защиты, службы занятости и др. Управляемые субъекты и люди, нуждающиеся в тех или иных формах социальной помощи и защиты.
Проект управленческой деятельности — сложный идеальный образ, наличие которого обусловливает организацию деятельности, как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов. В состав проекта входят цели, нормы, оценки ситуаций, образы условий действия и субъектов, отдельные решения, т.е. проект, представляет собой упорядоченное целое. Какое-либо отдельное управленческое решение представляет собой фрагмент проекта.
Проект управленческой деятельности в социальной сфере содержит информацию о том, какие группы нуждаются в содействии, помощи и поддержке, каким образом должны регулироваться отношения между ними, о нормах, лежащих в основе этих отношений, и др. Проект включает в себя не только целевые образы (например, обеспечение всех инвалидов-«колясочников» данного региона необходимыми средствами передвижения), но и методы и способы достижения целей, технологии их достижения. Иными словами, проект фиксирует не только то, что нужно сделать, но и как этого достичь.
Социальное управление
направлено на сложные социальные системы,
представляющие собой действия социальных
групп, общностей, индивидов в определенных
ситуациях. В ходе социального управления
формируется желательный образ
социального процесса (исполнения законов,
справедливого распределения
Заключение
Поскольку основной целью, смыслом существования фирмы (организации) является получение устойчивой прибыли, задачей управляющих субъектов выступает такая организация деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая дает наибольший эффект для достижения цели.
Тем не менее, нужно учитывать, что персонал фирмы — реальные люди, которых волнуют собственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень доходов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решение социальных проблем ее сотрудников.
Цель управления — создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Организация, как отмечалось выше, является целью всякого, управления. Цель социального управления объективируется не в каких-то вещах или услугах, а в организации деятельности по их производству, упорядоченности уже существующей системы.
Эффективной будет
считаться та управленческая деятельность,
которая приведет к изменениям в
организационных отношениях, в установках,
знаниях, целях, социальных позициях и
статусах членов организации. В свою
очередь, именно эти изменения и
должны будут привести к позитивным
сдвигам в технологиях и
Список литературы
1. Бабосов ЕМ Социология управления Минск, 2006
2. Гиддеис Э. Социология. М., 2008.
3. Осипов Г.В., Л.Н. Москвичев. Социология. 2002. 320 с.
4. Мягкова М., А.Ю. Социология, Основы общей теории: учебник. М. 2008г.- 256с.
5. Фролов С.С. Социология. М., 2007. С. 220-237.